Картины «Тройка», «На бульваре» и «Бабушкин сад». Где это было? и как выглядит сейчас?

На классических полотнах Поленова, Перова, Саврасова, Владимира Маковского показаны реальные московские пейзажи. Были написаны с натуры улицы и дома. Хотите узнать, какие?

Общая схема. 1 - картины Поленова "Бабушкин сад" и "Московский дворик". 2 - картина Перова "Тройка". 3 - картина Маковского "На бульваре". 4 - картина Саврасова "Сухарева башня" (передний план - довольно далеко от башни)

Василий Поленов. «Бабушкин сад» и «Московский дворик». 1878 год

«Московский дворик» – картина радостная:

Поленов. Московский дворик

А «Бабушкин сад» – грустная:

Поленов. Бабушкин сад

Не всем известно, что на обоих полотнах Поленова изображен один и тот же дом. Старинный барский особняк и сад («Бабушкин сад») показаны в левой части «Московского дворика».

"Бабушкин сад" и особняк на картине "Московский дворик"

Все это запечатлено с топографической точностью. И деревянный дом, и сад располагались в Трубниковском переулке. Художник написал «Московский дворик» из окна другого деревянного здания, которое стояло на углу Трубниковского и Дурновского (теперь улица Композиторов) переулков.

Схема на основе карты Хотева (1852 год), за четверть века здания во дворе не изменились. Черная стрелка - "Московский дворик", голубая стрелка - "Бабушкин сад", красным кругом обведен "бабушкин" особняк, тонкая зеленая линия - граница сада на карте

Сейчас на этом месте стоит удивительно уродливый дом:

На перекрестке Трубниковского переулка и Композиторской, вид в направлении Поленовского дворика. Снять сам двор не удалось. Фотография автора

Современная схема:

Черная стрелка - "Московский дворик", голубая стрелка - "Бабушкин сад". Схема на основе современной Яндекс-карты.

Василий Перов. «Тройка». 1866 год

Перов. Тройка

Самая страшная, эмоциональная картина Перова написана на фоне реальных зданий. Это внутренний проезд Рождественского бульвара: в «кадр» попали стены и башня Рождественского монастыря.

На Яндекс-картах

Вот как эти места выглядят в наши дни:

Рождественский монастырь, фотография автора

Таковы реалии середины XIX века: вода по трубам доходит только до фонтана в низине, на Трубной площади, а дотащить «основу жизни» до своих домов – дело рук самих горожан. Потому трое детей тянут бочку с водой вверх по обледенелому откосу.

Башенка Рождественского монастыря, фотография автора

Владимир Маковский. «На бульваре». 1886 год

Нечерноземная Россия не была уже сельской страной (парадокс?). Значительная часть «крестьян» жила между деревней и городом: в родное село мужик приезжал лишь на страду… или уже не приезжал. Деньги он добывал в городе и развлекался там, как умел. Что приводило к семейным драмам, одна из них изображена на картине Маковского.

Владимир Маковский. На бульваре

«Невстреча» подгулявшего супруга с молодой женой произошла на Сретенском бульваре.

Обратите внимание: Живопись первой половины xix века. Известные художники и их картины.

Художники часто работали здесь: в двух шагах, на Мясницкой, находилось Училище живописи, ваяния и зодчества. Парень с гармошкой, Афанасий Филатов, работал на Мясницкой дворником, к нему приехала на время жена Аграфена с дочкой Ефросиньей. Неясно, как на самом деле складывались отношения в этой семье: крестьяне просто позировали перед Маковским. Два этюда к картине «На бульваре» художник подарил молодой семье. Маленькая Ефросинья хранила эти этюды в избе до самой смерти (1964 год).

Мы видим центральную часть Сретенского бульвара, вид на северо-восток. Ориентиры – Сухаревская башня (слева на горизонте) и церковь Николая Чудотворца на Дербеневе (в центре).

Схема на основе Хотевского плана (1852 год). Зеленым кругом обвожу церковь Николая Чудотворца на Дербеневе

Впрочем, Маковский был не так аккуратен, как Поленов, и в деталях, вероятно, есть неточности. Но главное узнается: силуэты церквей вдали, характерная бульварная решетка на переднем плане (сохранится до 1940-х) и крутой спуск к внешнему проезду Сретенского бульвара. Здания у бульвара – не сохранились.

Это место в наши дни. Фотография автора

Саврасов. «Сухарева башня». 1872 год

Саврасов. Сухарева башня

Здесь Сухарева башня – гораздо ближе, и она показана не из центра, а с окраины. Пожалуй, вся Москва за Садовым кольцом в то время считалась окраиной. Дома – гораздо проще, чем то, что мы видели в поленовском «Бабушкином саду». По-видимому, это вид с церкви Преображения Господня на Большой Спасской улице (как и Сухарева башня, была разрушена).

Большая Спасская, место церкви Преображения Господня. Современная Яндекс-панорама

Эти места на атласе 1852 года, с деревянными домами (Саврасов писал через 20 лет, некоторые детали изменились).

Схема на основе Хотевского плана

Впереди мы видим 1-й Коптельский переулок. Каменное здание ближе к Сухаревой башне – часть Шереметевского Странноприимного дома (теперь больница Склифосовского). Впрочем, художник показал его не очень точно. По-видимому, Саврасов не стремился создать «цветную фотографию» и какие-то детали мог добавлять от себя. Однако в целом показан реальный городской пейзаж.

Церковь Спаса Преображения (снесена в 30-х), фотография из альбомов Найденова, 1882 год

Чтобы не пропустить любопытных статей, подписывайтесь на канал! Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.

#история #история москвы #москва #искусство #картины #19 век #интересные факты #фотографии #перов #саврасов

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Картины «Тройка», «На бульваре» и «Бабушкин сад». Где это было? и как выглядит сейчас?.