Зеркало души и не только: как художники xx века изображали глаза

Рассказываем о необычных глазах в творчестве Амедео Модильяни, Маргарет Кин и Рене Магритта.

Многие знаменитые художники на своих портретах особое внимание уделяли глазам, ведь одно из наиболее известных их символических значений – зеркало души. Как говорила Шарлотта Бронте: «К счастью, душа имеет своего глашатая – часто бессознательного, но верного глашатая, – это глаза». На некоторых картинах они даже следят за нами. Но у художников, о которых пойдет речь ниже, глаза изображены в очень непривычной для зрителя манере.

В своём новом материале ART FLASH рассмотрит самые небанальные изображения глаз в живописи и постарается ответить на вопросы: почему художники так сильно акцентируют на них внимание и какой смысл в это вкладывают? Приготовьтесь, будет интересно.

Отсутствие глаз в картинах Амедео Модильяни

Итальянский художник-экспрессионист Амедео Модильяни в своём творчестве был заинтересован исключительно людьми: ни натюрморты, ни пейзажи, ни что-либо ещё не привлекало внимание мастера. Персонажи на его картинах отличаются вытянутыми шеями, асимметрией лиц и… пустыми глазами. На их месте он оставлял однотонные миндалевидные пятна. Объяснял Амедео это так: «Я нарисую твои глаза, когда я познаю твою душу». Только на последних портретах своей невесты, которых всего было около 20, он подарил ей осмысленный взгляд.

«Жанна Эбютерн в жёлтом свитере» (Амедео Модильяни, 1919)

Соннён Чанг, президент Корейского института Модильяни, классифицировал картины Амедео по пяти типам: оба глаза пустые, один глаз со зрачком и другой пустой, один глаз со зрачком и другой чёрный, оба глаза со зрачками, оба глаза чёрные. Особенно интересен подтекст картин с изображением лишь одного зрачка, как, например, на портрете Леопольда Сюрважа. Сам Модильяни говорил: «Одним глазом ты наблюдаешь за внешним миром, вторым заглядываешь вглубь себя».

«Портрет Леопольда Сюрважа» (Амедео Модильяни, 1918)

Парадокс в том, что, несмотря на пустоту глаз, герои на портретах Модильяни могут сказать зрителю гораздо больше, чем персонажи картин с классическим реалистичным изображением: художник метафорично изображал эмоции человека, спрятанные глубоко в его душе. Частично Модильяни удалось передать их с помощью непропорциональности тела, асимметрии лица, наклонов головы и других приёмов. Но, что важно, сами пустые глаза демонстрируют подсознание человека: «То, что я ищу, не является реальным или нереальным, а скорее подсознательным, тайной инстинктивного в человеческом роде».

Большие глаза Маргарет Кин

Многие знают Маргарет, благодаря фильму Тима Бёртона «Большие глаза». Её судьба сама по себе очень интересна, но не менее интересен её художественный стиль, а именно непропорционально большие и выразительные глаза на портретах. «Глаза, которые я рисую у детей на моих картинах, – это выражение моих самых глубоких чувств. Глаза – это окна в душу», – говорила Маргарет.

«Береговой плацдарм’63» (Маргарет Кин, 1963). Источник фото: keane-eyes.com

Картины Кин вызывают чувство таинственности у зрителей.

Обратите внимание: Живопись первой половины xix века. Известные художники и их картины.

Дети на её картинах всегда имеют нейтральное выражение лица, но в глазах видна грусть, и это вызывает сочувствие и эмпатию. Маргарет максимально упрощает все остальные части тела и фон, ограничивая нарратив глазами: фон – часто однотонный, тело – обычное и без движения, выражение лица – нейтральное. Таким образом, зрителю остаётся смотреть только в глаза, где он и видит все эмоции художника. Такая манера исполнения и выражения чувств делает её стиль в некоторой степени абстрактным.

Когда Маргарет переехала на юг и развелась с мужем, ранее присвоившего себе авторство картин жены и подвергающего её угрозам, стиль картин немного изменился. Дети на её полотнах начали смеяться и улыбаться, а цвета полотен стали ярче, но выразительные большие глаза не исчезли. «Я все ещё рисую грустных детей, потому что в мире есть грусть, но у них есть надежда, и у меня есть надежда», – говорила художница о том периоде.

Интересно, что одним из самых вдохновляющих художников для Маргарет был Амедео Модильяни, который, наоборот, глаза не рисовал вообще.

«Городская девочка» (Маргарет Кин, 1992). Источник фото: keane-eyes.com

Ложные зеркала Рене Магритта

Для сюрреалистов глаза тоже играли особую роль. Особенно известен своими интерпретациями бельгийский художник Рене Магритт. Однако трактовка у него совсем другая, чем у вышеупомянутых художников. Самая известная его картина с изображением глаз – это «Фальшивое зеркало».

«Фальшивое зеркало» (Рене Магритт, 1929)

Широко распространенная версия смысла этой картины заключается в том, что глаз на ней не просто отражает мир вокруг, а пропускает его через призму собственного восприятия, и изображение, которое мы видим перед собой, уже само по себе субъективно. Видим ли мы то, что видит этот глаз? Наблюдатель и наблюдаемый становятся одним целым, поскольку неизвестно, кто из них кто: глаз смотрит на нас и одновременно сам становится наблюдаемый нами.

В своём письме Полу Колинету в 1957 году Магритт пишет: «То, что изображает картина, – это наши идеи и чувства – короче говоря, тот, кто смотрит на картину, представляет то, что он видит». Таким образом, название «Фальшивое зеркало», помимо прочего, означает: «мы видим то, что мы хотим видеть, и это необязательно то, что художник хочет, чтобы мы увидели».

Также картину можно интерпретировать как обманчивость человеческой внешности: глаз, который обычно называют зеркалом души, на самом деле является её фальшивым зеркалом. Мы видим спокойное и красивое небо как олицетворение доброты и духовной возвышенности, но на деле человек может совершенно не соответствовать этому описанию.

Наконец, еще одна трактовка картины: Магритт писал, что, «несмотря на стиль реализма, не следует путать изображение на картине с объектами реального мира», в связи с чем возникает вопрос: является ли искусство, в том числе эта картина, отражением жизни или это тоже фальшивое зеркало?

«Портрет» (Рене Магритт, 1935)

Ещё две картины Магритта с изображением глаз – «Глаз» и «Портрет». Здесь интерпретация совсем другая, нежели в «Фальшивом зеркале», и понять её довольно трудно. Можно лишь делать догадки: например, значение «Портрета» может состоять в том, что человек охарактеризован не своим лицом, как принято, а своей едой и её расположением.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Зеркало души и не только: как художники xx века изображали глаза.