Я уже недавно писал про “дачных мужей”. В конце 19 - начале 20 веков так называли глав семейства, которым всё лето приходилось ездить на работу с дачи. На лето многие петербургские семьи съезжали с арендованных квартир на арендованные дачи ради экономии. Все лето “дачным мужьям” приходилось ездить на пригородных поездах и извозчиках, и тащить из города огромное количество различных покупок для семьи. Вот как в 1889г. Чехов описывает список поручений “дачного мужа” в своей “шутке в одном действии” “Трагик поневоле”:
“Да вот, постой, я тебе сейчас прочту. (Вынимает из кармана записочку и читает.) Шар для лампы; 1 фунт ветчинной колбасы; гвоздики и корицы на 5 коп.; касторового масла для Миши; 10 фунтов сахарного песку; взять из дому медный таз и ступку для сахара; карболовой кислоты, персидского порошку, пудры на 10 коп.; 20 бутылок пива; уксусной эссенции и корсет для m-lle Шансо № 82 ...уф! и взять дома Мишино осеннее пальто и калоши. Это приказ супруги и семейства. Теперь поручения милых знакомых и соседей, черт бы их взял. У Власиных завтра именинник Володя, ему нужно велосипед купить; подполковница Вихрина в интересном положении, и по этому случаю я обязан ежедневно заезжать к акушерке и приглашать ее приехать. И так далее, и так далее.
Обратите внимание: Как кончают свою жизнь лидеры большевисткого переворота. Лев Борисоич Каменев. Краткая биография.
Пять записок у меня в кармане и весь платок в узелках.”И ещё отрывок:
“Ну-с, поручения исполнены, все куплено, теперь как прикажешь упаковать всю эту музыку? Как ты, например, уложишь вместе тяжелую медную ступку и толкач с ламповым шаром или карболку с чаем? Как ты скомбинируешь воедино пивные бутылки и этот велосипед? Египетская работа, задача для ума, ребус! Как там ни ломай голову, как ни хитри, а в конце концов все-таки что-нибудь расколотишь и рассыплешь, а на вокзале и в вагоне будешь стоять, растопыривши руки, раскорячившись и поддерживая подбородком какой-нибудь узел, весь в кульках, в картонках и в прочей дряни. А тронется поезд, публика начнет швырять во все стороны твой багаж: своими вещами ты чужие места занял.”
Стишок из “Синего журнала” должен был добить несчастного:
“— Кто не «прыскалъ» надо мною,
Кто не «фыркалъ» мнѣ въ глаза?..
Иэдѣвались безъ отбою
И «Листокъ», и Стрекоза“.
— Въ самомъ дѣлѣ, не смѣшно-ли?.
И теперь, какъ было встарь,
Все потѣшенъ въ этой роли
Я, — коллежкій секретарь!
— Справа—три кулзнс-а съ обѣдомъ,
Слѣва—дюжина корзинъ,
Сзади—котъ съ велосипедомъ
(Для супруги и кузинъ).
— Свѣжнхъ сливокъ два кувшина,
Пара шляпъ (считайте—въ пудъ!),
Лампа, швейная машина,
И сынишкѣ парашютъ.
— № „Синяго Журнала“...
(Въ немь я вышелъ, какъ живой!)
Брутъ! и ты?! Ужели мало
Йздѣвались надо мной?
— Что-же? Смѣйся! Издѣвайся!
И традиціи не рушь!
Скоро поѣздъ! Поднимайся,
Бѣдный, жалкій дачный мужъ!”
#старые журналы #ретрофото #российская империя #дореволюционная россия #русский быт #жизнь в россии #петербург #начало 20 века
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Жизнь "дачного мужа". Июль 1911г. Из “Синего журнала”.