Всем привет. Сегодня разберемся с тем, зачем в российском законодательстве были придуманы экспериментальные правовые режимы (ЭПР) - институция новая и для многих непонятная. Для начала немного теории, потом перейдем к примерам.
Начнем, как водится, с начала. Еще летом 2020-го Президент подписал ФЗ об особых режимах в сфере инноваций № 258-ФЗ. Если почитать этот объемный документ, то там понаписано всякого, что понятно не всем, т.к. сфера его применения находится на стыке права, информационных технологий и экономики. Но если кратко, то задача особого правового режима - создание исключительных условий для отдельных передовых компаний в сфере IT.
Иными словами, речь идет о создании "регуляторной песочницы" - ситуации, когда не все законы РФ применяются к вашей компании, чтобы она могла развиваться. Устранение существующих юридических препонов для самых передовых разработок, если угодно. Например, для упрощенного внедрения искусственного интеллекта, который практически никак не прописан в действующем законодательстве.
Потом, 16 июня уже 2021 года были приняты поправки к упомянутому ФЗ (N1129501-7), которые допустили "правовые изъятия" для конкретных семи проектов (там много всего, от беспилотников Яндекса до дистанционной медпомощи от МТС). Опять-таки, "изъятие" здесь это когда норма закона действует на всех, как и раньше, кроме конкретной компании, которая законом выделена и обособлена. В чем-то это похоже на механизм особых экономических зон, но с бОльшими преференциями для участников.
Все это означает, что ЭПР были придуманы больше года назад, а с лета этого года начались попытки их внедрения на очень узком, специализированном поле высоких технологий и робототехники. И только в октябре этого года случилось подписание договора с Всемирным Экономическим Форумом по поводу создания Центра четвертой промышленной революции. Что подводит нас к моменту, когда понадобится экскурс в историю.
До сих пор человечество знало только три производственные "революции", когда происходил "коренной переворот в мировых производительных силах, связанный с переходом к новому принципу хозяйствования". Очень и очень огрубляя это были
- аграрная революция - когда человечество впервые стало систематически обрабатывать землю, разводить скот, вести хозяйство и т.п.
- промышленная революция - когда стали появляться первые мануфактуры, печатные станки, газеты, потом паровые двигатели, железные дороги и пр.
- производственная революция - возникновение конвейерного массового производства в 20 веке, легендарные гигантские заводы и фабрики и все в этом духе
Принято считать, что сейчас мы то ли входим в другую, информационную экономику, то ли уже вошли. Но очевидно, что такого типа экономики, когда есть огромный завод а-ля ЗиС, на котором работает половина города, уже больше не будет. И здесь вперед выступает основатель ВЭФ (или Давоса) Клаус Шваб со своей доктриной про Четвертую промышленную революцию (в 2016 году вышла его книга с аналогичным названием). Откуда и название упомянутого Центра.
Почему в новом ГОСТ 42.7.01-2021 на самом деле нет ничего новогоЗаметки юриста14 ноябряСуть его концепции (опять-таки сильно упрощая) в том, какие технологии "захватят" мир и изменят средства производства.
Обратите внимание: Зачем Наполеон полез в Египет?.
Речь тут идет о таком передовом крае науки, как блкочейн, квантовая информатика, дополненная реальность и прочее. Иначе это процесс иногда называют цифровой революцией, когда условные роботы или ИИ вытесняют человека с привычных ему ролей рабочего на заводе, охранника, бухгалера и т.п.И поскольку сама концепция нашего экспериментального правового режима направлена именно туда - в современные технологии, то и соглашение с ВЭФ по созданию Центра выглядит логичным. По крайне мере на бумаге. Лично я глубоко убежден, что они там просто "попилят" деньги и ничего больше. Сколково мы уже проходили.
Но ладно с теорией. Я ведь обещал конкретный пример, как работает ЭПР. Так, в упомянутых поправках N1129501-7 среди 7 проектов есть "Национальная база медицинских знаний", который будет пытаться внедрить искусственный интеллект в российское здравоохранение. Как? Не знаю, да и судя по сайду этой конторы, они сами это плохо представляют.
http://nbmz.ru/Но заявляется, что ИИ будет анализировать некий массив медицинских карт (которые сейчас ведутся в электронном виде, что удобно). Однако есть N 152-ФЗ "О персональных данных", который разрешает такую деятельность только для ограниченного круга лица, никакие роботы и ИИ туда, понятное дело, не входят.
И в этом случае ЭПР попросту исключает "Национальную базу медицинских знаний" из сферы действия этого федерального закона. Она получает особый статус и может законно обрабатывать данные медкарт (обезличенные, как подчеркивается). В этом и есть суть специальных правовых режимов.
Как в России плюют на медицинскую тайнуЗаметки юриста3 ноябряЧто до меморандума с ВЭФ, то он заключен потому, что планируется совместно и при некоем иностранном финансировании запускать в 2022 году на территории РФ проекты в области медицины, обработки данных, беспилотников и т.п.
Впрочем, я понимаю, что людей беспокоит вовсе не перспективы передовых технологий в России, а собственная судьба. Данных по практической реализации проектов ЭПР практически нет, поэтому всерьез тут говорить особенно не о чем. Да, есть неприятные вещи как из примера выше, когда ваши персональные данные из медкарты могут быть обработаны без вашего согласия. Это из очевидного уже сейчас.
Другое дело, что возможно расширение режима ЭПР, когда самые разные госкорпорации могут выводиться из-под действия отдельных норм российского законодательства. Какие это может дать им права и возможности сейчас предсказать сложно.
Не забудьте про лайк и подписаться. До встречи.
#полика #право #закон #эксперимент #экономика #технологии #клаус шваб #революция
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Что такое экспериментальные правовые режимы и зачем подписан меморандум с вэф.