Американские горки! Жизнь и приключения фаворитки Аракчеева

Никто еще не написал роман о фаворитке Аракчеева? Странно, странно!

У дома этой женщины на берегу Фонтанки экипажи знати становились в очередь. А ведь не так давно девочка Варя не была даже дворянкой…

Колесо фортуны быстро вертится.

Внебрачная дочь-сирота

Матерью нашей героини была «дикая калмычка» из Оренбургских степей. Биологический отец – бригадир Иван Мордвинов… Чин бригадира – старше полковника, но младше генерал-майора – исчез в конце XVIII века, так что наша история началась еще в годы Екатерины II.

Так вот, молодой бригадир обеспечил бы девочке Варе хорошее будущее (и наследство), если бы удосужился взять в жены ее мать, калмычку. Хотя бы восемь лет спустя… Но Варенька родилась 18 ноября 1784 года, а бригадир Петр Мордвинов умер в 1792 году – холостым.

Имущество покойного (2 тысяч крепостных!) должны были уплыть в руки других Мордвиновых. Таков закон. Но мы же с вами понимаем, как в России соблюдаются законы?

Неблаговидная фамилия

Иван Антонович Пукалов – старый, коррумпированный бюрократ. Или Пуколов? Могильный камень «окает», а много документов и мемуаристов «акают»: в небрежном XIX столетии писали то так, то иначе (это в наш век калининградский житель Ёжиков не может получить наследство, потому что паспортист забыл расставить все точки над «ё»).

Может быть, сами господа Пукаловы с помощью «оканья» пробовали облагородить некрасивую фамилию?

Могила Пукалова, memorysite.ru

Так вот, бюрократ с сомнительной фамилией при Павле I, как и многие, сделал карьеру: стал статским советником, обер-прокурором Синода… и вылетел со службы. Обыкновенная история при Павле.

Поднаторев в законах, отставной советник научился нарушать их с наглостью и цинизмом.

Платим натурой

Вы понимаете? Пукалов смог поставить точку в многолетнем споре за наследство и, сфальсифицировав документы о не имевшем места браке бригадира и калмычки, сделал Варвару дворянкой и владелицей 2 тысяч душ.

Но не бесплатно! А на мелочи советник не разменивался.

Бюрократ принял плату за взятку – натурой и взял в жены наследницу 2 тысяч крепостных, то есть Варвару. Свадьбу сыграли в 1803 году. Невесте было 19, жениху… Иван Пукалов лет на 30 был ее старше.

Однако чувства девушки не волновали никого.

У фаворита – собственная фаворитка

Сколько-то лет спустя в партию вступила важная фигура. Трудно сказать, в какой момент женолюбивый Аракчеев познакомился с Пукаловым и его обворожительной супругой. Пукалов с Аракчеевым уже в 1812 году дружили, но кто и когда документировал начало супружеской измены? Известно только: адюльтер случился с ведома и по благословению супруга…

Аракчеев. Портрет работы Джорджа Доу

Аракчеев стал вторым после Александра I. В десятилетие после победы над Наполеоном Алексей Андреевич пребывал в зените могущества. Пукалов сделался «правителем дел канцелярии» у Аракчеева – тоже неплохо… Что же касается Варвары, она стала управителем сердечных дел.

Всесильная красавица «не изумляла» современников ни умом, ни воспитанием, но изумляла их своей наглостью. Было такое впечатление, что власть из Зимнего дворца переместилась – на Фонтанку…

Русский литературный анекдот

«Граф Федор Васильевич Ростопчин и граф Аракчеев были приглашены к императору кушать. За обедом Аракчеев начал разговор о том, что у нас перевелись вельможи, нет временщиков, что в залах знатных не толпятся. Ростопчин, посмотрев на Змея Горыныча, – так все звали Аракчеева, – сказал:
– Да в залах не толкутся, а есть дома, пред которыми проезду нет. Третьего дня вечером везли меня по Фонтанке, вдруг карета моя остановилась (…).

Обратите внимание: Как кончают свою жизнь лидеры большевисткого переворота. Лев Борисоич Каменев. Краткая биография.

Человек отвечает: «Каретами вся улица заставлена». – «У кого же такой большой съезд?» – спросил я. Стоявшие кучера отвечали мне: «У Пукалочихи, барин». Признаюсь, никогда не слыхал я о знатной боярыне Пукалочихе».
Аракчеев закусил губу, и оливковый цвет лица превратился в багрово-желтый»

По Петербургу ходили легенды о всемогущей фаворитке. Рассказывали, что однажды Аракчеев проиграл пари и (якобы) исполнил фант: пронес на собственных плечах Варвару в неглиже на глазах у бравых генералов…

Раздаются тары-бары, к нам приехали гусары…

Теперь, получив прочное положение в обществе, богатство и власть, «Пукалочиха» захотела большой и чистой любви. На горизонте появился молодой – на пять лет моложе Варвары Петровны! – полковник лейб-гвардии гусарского полка Дмитрий Иванович Крекшин. И вот…

Любовный треугольник стал стремительно превращаться в параллелограмм.

Первым узнал об этом – Александр Сергеевич Пушкин! Во всяком случае, его (частично сохранившийся) «Ноэль на лейб-гусарский полк» содержит намеки на связь Пукаловой с бравым гусаром. Крекшин и Пушкин были знакомы: гусар-полковник учил верховой езде лицеистов.

Пушкин перед поступлением в Лицей

Так вот! Пушкин все слышал уже к декабрю 1816 года, а вот до Аракчеева «дошло» лишь в 1819…

История с хорошим концом

Временщик был коварен. Ночью, на даче у Пукаловой, на пути офицера-гусара появилась засада. Дмитрия Крекшина поймали… дальше что?

Не судить же гусара его за то, что Варвара изменила одному любовнику с другим любовником? Дело решили не предавать огласке.

Официально сообщалось, что лейб-гвардии полковник

«уволился в отпуск заграницу до излечения болезни»

(«Русский инвалид», 1819, № 17).

Это была ошибка Аракчеева. Недавно ведь в жизни Варвары Пукаловой случились перемены: она превратилась во вдову. Пукалова-мужа не стало.

Дама решила наплевать на Аракчеева и власть, уехала в Европу вслед за Крекшиным и скоро сама сделалась Крекшиной. Сыграли свадьбу!

А в 1825 году закатилась звезда Аракчеева, и полковник Крекшин вышел в генералы.

В гостях у Варвары Петровны

В Москве, на задворках Тверского бульвара, есть старый-престарый дом с необычными контрфорсами (№17 стр. 4). Перелицованные, но уцелевшие палаты времен Петра I когда-то принадлежали князьям Волконским. Здесь жил генерал-аншеф Семен Волконский (участвовал во взятии Берлина в Семилетнюю войну).

Фотография этого дома из Красной книги Архнадзора

Здесь в нежном возрасте бывал и Лев Толстой: хозяин с распростертыми объятьями катал в лодке незнакомых детей по пруду. Потом маленький Лева разобрался, что к чему: в компании была симпатичная девочка. Когда мальчишки пришли без нее, их не пустили на порог. Эту историю Толстой запомнит до конца жизни.

А сад был дивный! Как описывал его Загоскин,

«китайский домик, греческий храм, готическая башня, крестьянская изба, вот гуси и павлины, вот живая горная коза, вот деревянный русский баран, вот пруд, мостики, плоты, шлюпки и даже военный корабль».

Всю эту красоту дважды вдова Варвара Крекшина приобрела под осень жизни, в 1843 году… после чего и пруд, и сад исчезли. Ведь генеральша покупала эту усадьбу не для того, чтобы в ней жить, а для того, чтобы сдавать ее внаем.

И все же этот дом – напоминание о женщине с причудливой судьбой. Изучая московские особняки, я встречаю такие истории!

У Варвары от обоих браков родилось по сыну. И Крекшин, и Пукалов.

Подписывайтесь на канал! Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.

#история #история россии #петербург #москва #19 век #фаворитки #интересные истории

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Американские горки! Жизнь и приключения фаворитки Аракчеева.

Система комментирования SigComments