Имя Дмитрия Глуховского давно известно поклонникам фантастики. Его серия «Метро» сильно подогревалась аудиторией геймеров, где игры по мотивам книг приобрели практически культовый статус.
Но аудитория «внефантастики» узнала о Глуховском после выхода романа и одноименного фильма «Текст». Жесткая, реалистичная до зубного скрежета драма о «маленьком человеке» в современной России привлекла массового зрителя и читателя. Все ринулись читать Глуховского и вдруг выяснилось, что такой тип автора очень нужен современной русской литературе.
Достаточно молод, образован, умеет работать на публику, коммерчески успешен. Но, что особенно важно, Глуховский пишет не только понятно для читателя любой степени подготовки, но при этом умно, остро и злободневно.
Цикл из его двух аудиосериалов «Пост» (2019г.) и продолжение «Пост. Спастись и сохранить» (2021г.) лишний раз подтверждают это.
Сюжет
Около двадцати лет назад произошла гражданская война между Москвой и регионами. Регионы хотели самостоятельности от столицы, Москва, ясное дело, отпускать никого не собиралась.
В результате раскола образовалась Московская империя, куда вошли все земли до Волги, отравленной химикатами и служащей непреодолимой преградой для людей и лодок. За Волгой до самого Владивостока — земли мятежников, которых много лет никто не видел.
Ярославский пост охраняет последний сохранившийся мост через Волгу. Люди выживают на консервах, что иногда присылают из Москвы по сохранившейся железной дороге, верят в нового Государя Императора, для вида охраняют мост.
Все идет своим чередом, пока не происходят сразу два невероятных события. Из-за моста, из земель мятежников, впервые за 20 лет приходит человек — глухой, истощенный монах. А из Москвы приезжает отряд отборных казаков для экспедиции за Волгу.
О книгах
Сюжет, описанный выше, в большей степени из первого романа. Рассказывать про второй не буду, опасно посеять спойлеры. Скажу лишь, что в первой книге два главных героя: Егор (17-летний подросток) и Мишель (девушка лет 25). В «Пост. Спастись и сохранить» к ним прибавляются еще два: бравый казак Юра Лисицын и хрупкая балерина царского балета Катя.
Скажу честно мне понравились обе книги. Глуховский максимально шпигует сюжет действием и жанровыми «плюшками» постапокалипсиса с национальным колоритом (фанатичная религиозность чередуется не менее фанатичной диктатурой и террором с уклоном в царское прошлое).
Обратите внимание: Научно-фантастический роман о мире будущего. Автор: Герц Давыдов!.
Поэтому аудиосериал особенно понравится тем, кто не терпит долгих описаний, их просто нет, а лирические отступления сведены до терпимого минимума.Конфликт первого романа считывается сразу: жуткая нищета провинции и Москва, желающая назад потерянные земли.
Второй роман построен сложнее. Идея борьбы зажравшейся Москвы и оголодавших регионов никуда не исчезает, но дополняется новыми социальными ракурсами. Здесь и подсознательное стремление к монархизму, иступленная вера в спасительность и святость царя, построенная на бравых речах о подвигах отцов и дедов, которых нельзя посрамить и т.д.
Удивительно четко Глуховский вписывает во второй роман тему исторической памяти — больного вопроса для всего постсоветского мира. Слепой отказ от признания ошибок прошлого вновь превращается в бесконечную патриотическую мантру «о стране, которую мы потеряли».
Логичным при таком раскладе выглядит нежелание власти говорить правду, в очередной раз предпочитая насилие, которое только цементирует разрыв между «власть держащими» и простыми людьми. Но затыкание несогласных приводит лишь к отложенному эффекту, за которым неизбежно следует крах системы, где словно в гигантской мясорубке прокручиваются не только виновные бюрократы и прихлебатели, но и невинные жизни. Во второй книге с особенной жестокостью демонстрируется этот постулат.
Пожалуй, кто-то скажет, что Глуховский, известный своей оппозиционностью к действующей власти, пытается играть на любимой ноте. Это не совсем так. Не высмеивая или очерняя конкретно нынешнюю власть, Глуховский рисует портрет русской истории, цикличной и замкнутой. И, к сожалению, получается у него вполне убедительно. Особенно пугает, что наносимые автором мазки идеально ложатся на холст именно постапокалиптической России.
Но даже без исторических параллелей «Пост I» и «Пост II» остаются сильными сюжетными книгами, где нет однозначно хороших или плохих. В рушащемся мире любовь и уважение пасует перед желанием обладать силой. Инстинкты всегда берут вверх.
Впрочем, даже в мрачном окончании, а заканчивается цикл далеко не happy endом, все-таки есть надежда на спасение. Еще одна черта русской истории: за крахом неизменно следует Возрождение. И определенно не просто так Глуховский вкладывает эту надежду именно в женские руки.
Итого
Ремесленный первый роман и более искусный, мощный по своей идее второй. Оба крайне сюжетные и сухие стилистически. Крепкая работа смело и откровенно говорящая с читателем, но в то же время эмоционально тонкая, где-то сентиментальная и просто интересная. Слушайте – не пожалеете.
В своем блоге я пишу рецензии на интересные мне книги, а также о других любопытных литературных событиях — подписывайтесь и делитесь своим мнением в комментариях.
#книги #чтение #литература #фантастика #пост #глуховский #роман #аудиокнига фантастика
Больше интересных статей здесь: Фантастика.
Источник статьи: Чем так хорош "Пост" Дмитрия Глуховского и почему это важный современный роман?.