Былички

Основано на реальных событиях.

В такую жуткую ночь лучше сидеть дома за семью замками, но двенадцать и один собрались у костра, чтобы делиться реальными, и в то же время мистическими историями.

Когда-то давно литература существовала в хрупкой форме устных преданий, но с изобретением письменности стало возможным запечатлеть эти сказания и сделать их доступными широкому кругу. А потом случился Интернет :) Пользуясь этим чудесным изобретением, я решила сохранить в аутентичном виде небольшой культурный пласт отдельно взятого сообщества.

Тьма, сошедшая с Хребта, накрыла Последний Приют. Исчезли узкие травяные дорожки, соединяющие жилые домики и кухонный павильон, от реки наполз густой туман и залил сходни, избу сторожа со спутниковой тарелкой, бани, лабораторию, сети для отлова пернатых… Пропал Последний Приют — легендарное место, как будто не существовал вовсе*.

Нет, не так… это уже было.

…Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. …Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак**.

Нет, это тоже было…

Вокруг большого, грубо сколоченного стола с немудреными закусками на лавках и чурбаках сидели люди. Они были оторваны от всего мира, отрезаны таежным бездорожьем, реками и болотами, но ничуть не тяготились этим. Ночной ветер с реки дул порывами, заставляя пламя тепетать. Причудливая игра света на миг выхватывала из темноты лица и фигуры.

И это было! Все вторично, вторично!

Ладно, будет так:

Двенадцать человек сидели вокруг костра. В полном безветрии он горел ярко и ровно, но не мог разогнать непроглядную тьму. Нерпе казалось, что мир за пределами освещенного круга исчез и во всей вселенной не осталось ничего, кроме столба пламени и маленького островка среди мрака. Стоит ступить за его пределы, и утонешь, и никто тебя не найдет. Нерпе захотелось домой, под спальник, укрыться с головой и заснуть, но покинуть пятачок света и отправиться в неизвестность она не решалась.

Туман пробирался под одежду липкими холодными пальцами. Темная Эльфа поежилась от холода и требовательно дернула за отворот куртки Гнома-Копателя. Гном понятливо распахнул куртку и спрятал Эльфу в тепло. Херр Майор укрывал своим бушлатом сразу двоих — Светлую Эльфу и Кутору. Джоконда от куртки гордо отказалась и сидела рядом, загадочно улыбаясь.

— Двенадцать человек на сундук мертвеца! Йо-хо-хо, и бутылка рома! — Боцман вытащила на свет божий большую бутыль, как ни удивительно, с ромом. — На День Рождения подарили, вот сколько берегла! Даже Машонку поить не стала! Предлагаю отметить прошедший праздник! И как именинница, заказываю подарок! Хочу сегодня все былички!

— И даже не будешь просить песню «про гвоздь»? — поинтересовался Древень, с притворной строгостью хмуря густые брови.

— Что такое былички? — вполголоса спросила у Михалны Чучундра.

— Это местный фольклор, истории о встречах со всякой нечистью, — изобразила Википедию Михална.

— Я никогда не говорил о нечисти, — возразил Древень, — но места здесь необычные, много случалось странного и необъяснимого. Расскажу, чтобы вы знали, как оно было на деле, а не всякие сто раз перевранные байки. Случилось так однажды, что мы с товарищем месяц прожили вдвоем в тайге. Весь месяц шли дожди, стояли туманы, мы вконец измокли и одичали. Вокруг — глушь, на десятки километров ни души. Палатка наша стояла на опушке, на склоне холма. Утром я вылез из палатки, сел на пенек и закурил. Курю и смотрю вниз, на расстилающийся огромный луг. Вдруг вижу: на лугу мужичок траву косит. В телогрейке, в шапочке лыжной, литовкой машет размеренно. Пригляделся, а мужичка ниже пояса-то нет! Парит над лугом верхняя половина тела, а ниже — трава по пояс, стоит нетронутая. Я кинулся в палатку, разбудил товарища. Он выскочил, в руках ружье и смотрит на луг. Ну, думаю, сейчас скажет, что у меня кукушка съехала, и рассеется морок. Ан нет, смотрю и вижу — и товарищ мой углядел, что от косаря лишь половинка над травами плывет. Поднимает он ружье, в ноги мужичонке целит и говорит: «Если он не настоящий, то враз исчезнет, а если настоящий — то и ноги найдутся!». Я стал у него ружье отнимать, он не отдает, стали бороться, а потом словно отпустило что-то обоих. Остановились мы, смотрим на луг, а мужичонка исчез. Пошли ближе, трава не смята, не потоптана.

— И что дальше? — Кутора выглянула из-под куртки Херр Майора. — Он приходил еще, этот, половинка косаря, который?

— Нет, не приходил, — покачал головой Древень. — Но хоть косаря мы видели абсолютно трезвыми, в тот сезон больше не выпили ни капли. А уж потом эта история обросла всяким враньем. Мол, ходит в туманные ночи вокруг Последнего Приюта половинка лыжника, машет косой, собирает новые души.

— Тихо всем! Кто-то идет! — вдруг насторожился Ненастоящий Полковник. Его куртка странно оттопыривалась на животе, придавая Ненастоящему Полковнику слегка беременный вид. Внезапно она распахнулась, точно живот самурая под ножом кусунгобу, и оттуда с лаем вылетела рыжая молния.

— Суч-ка крашеная! — раздался из темноты знакомый голос, и все потихоньку выдохнули с облегчением. Горец дослушал по радио футбольный матч и пожаловал к костру.

— Почему же крашенная? Это ее натуральный цвет! — привычно откликнулся на знакомую шутку Полковник и с любовью погладил длинные золотистые уши Муфты.

— А вам не бывает страшно здесь одному? — Темная Эльфа переводила взгляд с Древня на Горца и обратно. — Когда все уезжают и наступает осень… зима? Я вот в июне жила одна в доме, как-то ночью просыпаюсь от стука в окно, думаю: «Ну, ничего страшного, это ветер, черемуха ветвями в окно стучит», и снова заснула. А под утро просыпаюсь и понимаю, что черемуху-то спилили, когда домик строили!

— А вот нечего по-буржуйски жить одной в целом доме! — поддел Темную Эльфу Гном-Копатель, но она даже ухом не повела.

— Вообще, осенью иногда жутковато, — признался Древень. — Бывало, намерзнешься, намокнешь за день, только устроишься на ночь в спальнике и немного угреешься, как на чердаке начинается какой-то шум. Кто-то возится, топает, ворчит и чавкает.

— И кто это был? — дрожащим голосом спросила Светлая Эльфа.

— Откуда же я знаю? — усмехнулся Древень. — Пошумят и перестанут. А вот однажды бабуля местная такой жути нагнала, что один геолог аж пить бросил.

— Так прямо и бросил? — Горец был трезв и скептичен.

— На сезон — точно бросил, — кивнул Древень.

— Что-то стало холодать, однако? Херр Майор кивнул и начал передавать пластиковые рюмочки.

— Раньше, когда я еще училась, на сезон покупали тысячу одноразовых рюмочек, — задумчиво сказала Михална, принимая свою. — Но они как-то быстро кончались, и последние десять берегли как зеницу ока!

— Ну вы и пить! Как кони! — заметила ей Темная Эльфа.

— Так и пахали они, как кони — ответил за Михалну Древень. — Так вот, дело было, когда строили водохранилище. Лес рубили, деревни сносили, кладбища было велено переносить. Полевой лагерь был у нас один с рабочими. Приходит как-то вечером к бригадиру старушка из местных. Сын, говорит, здесь был похоронен, надо бы могилку перенести. Бригадир с пониманием, так мол, и так, видишь, бабушка, палатку? Там тракторист живет, ты к нему утром подойди и скажи, что я распорядился. Бабуля покивала и пошла восвояси. Во сколько у деревенской бабули утро? Правильно, как рассвет занимается. Дождалась рассвета и пошла в палатку, да перепутала немного. о можно объяснить легко, и то, что с натяжкой, а кое-что и вовсе выходит за рамки привычного мира.

— Помнишь, где была ловчая канавка*** «Тайга-2»? — обратился о к Михалне.

— Помню, — кивнула она. — Километров пять отсюда в сторону Хребта. Вы ее закрыли, потому что ходить стало невозможно, все дороги заросли.

— И поэтому тоже, — согласился Древень. — Как-то в октябре я пришел ее проверять и нашел в одном из цилиндров маленькую голубую расческу. Вот вам задачка, откуда вещица? Сидящие вокруг костра замолкли и задумались.

— Сорока? — неуверенно предположил Полковник.

— Тринадцать! — вдруг не в тему сообщил Горец. — Тринадцать нас, и сегодня пятница, тринадцатое! Хорош жути рассказывать. Так и белую женщину накличешь! С этими словами он встал и исчез во мраке.

— Это которая трехметровая? — Светлая Эльфа решила проявить осведомленность.

— Уж не знаю, откуда взялся этот метраж, но иногда ее называют и так, — согласился Древень. — Уже лет тридцать ходит легенда, что в лунные ночи выходит от реки высокая белая фигура, иногда стонет страшно. Говорят, что когда-то до революции в этих местах был то ли скит женский, то ли монастырь. Пришли то ли красные, то ли белые, надо многими монахинями надругались, а после всех убили и бросили неупокоенными. И теперь ходит по оскверненной земле призрак — белая женщина, ищет, кому отомстить.

Сидящие вокруг костра сдвинулись теснее.

— А Вы сами видели ее? — Нерпа решила, что если Древень скажет «да», то после захода солнца она из домика не выйдет даже в туалет.

— Туман над рекой порой принимает странные формы, — уклончиво ответил он. — Иногда можно принять за женскую фигуру. А вот страшные крики — это болотная сова, их бояться не надо. Да и вообще, не надо бояться! Хотя однажды мне было реально жутко. И случилось это среди бела дня.

Разлили еще по одной, и бутыль опустела.

— Было это лет сорок назад. Мы с коллегой стояли лагерем там же, где половина косаря литовкой махала. Пошел я проверять канавку в тайге. Туда по путику иду****, цилиндры проверяю: один, второй, третий, четвертый, пятый. Все, конец канавки. Иду обратно, на автомате стал считать: один, два, три, четыре, пять, шесть… Как шесть? Быть не может, на пятьдесят метров положено пять цилиндров, и закапывали пять! Подумал, что обсчитался и вернулся в лагерь. На следующий день снова иду, опять считаю: первый, второй, третий, четвертый, пятый. Все в порядке! Обратно на тропу возвращаюсь — а их шесть! Пришел в лагерь, рассказываю товарищу. Решили назавтра идти вместе. Идем от тропинки, считаем: пять! Возвращаемся — шесть! И так три раза. Я ему говорю: "Ты стой у шестого, а я пойду считать с обратного конца!». А он мне и отвечает: «Нет уж, не буду я тут один стоять. Вдруг я вместе с шестым цилиндром исчезну?». И ни в какую. Так и бросили мы с ним эту канавку. И даже цилиндры не выкопали, хоть и дефицит был. Ну их, от греха подальше.

Древень умолк. Остальные молчали, переваривая услышанное.

Вдруг от реки повеяло могильным холодом. Костер зашипел и почти погас. Порыв ветра разорвал плотную мглу, на миг луна вышла из-за тучи и осветила прибрежный ивняк. На фоне переплетения ветвей отчетливо обозначилась высокая белая фигура. Туча заволокла луну, и снова воцарился мрак. Костер вспыхнул с новой силой.

— Вы видели? Что это было? Это она? — наперебой заговорили все, обращаясь к Древню.

— Вот и вам показалось нечто, — Древень был невозмутим и серьезен. — А что это было, каждый решает сам. А теперь пора спать. Спокойной ночи!

— Спокойной ночи! — откликнулся нестройный хор голосов, но в душе каждый сомневался, что будет спать спокойно.

Примечания:

* перепев М. Булгакова, "Мастер и Маргарита"
** прямая цитата (с сокращениями) Тургенева "Бежин луг"
*** ловчая канавка предназначена для отловов мелких млекопитающих. В земле прокапывают канаву глубиной по щиколотку и в её дно закапывают цилиндры или конусы, куда падают зверьки.
****путик - тропа, проведенная в гуще леса.

#мистика в нашей жизни #мистические истории #потусторонние силы #таёжные истории

А случались ли в Вашей жизни истории, которые трудно объяснить рационально?

Если понравилась история, ставьте лайк, подписывайтесь на канал! Он еще молодой, и без внимания может зачахнуть!

Больше интересных статей здесь: Мистика.

Источник статьи: Былички.

Система комментирования SigComments