В 16 веке Османская империя была одним из сильнейших государств мира с большой и хорошо обученной армией, большими и хорошо управляемыми ресурсами, первоклассным и опытным флотом и передовой артиллерией. Она раскинулась на трех континентах и сильной рукой правила Европой, Африкой и Азией. Турецкий султан получил от мусульман титул халифа и принял титул римского императора. Многие христиане на Балканах обратились в ислам, намереваясь получить от Стамбула налоговые льготы или построить карьеру при величайшем правителе мира.
Венгрия в начале того же века была явным свидетельством обратного прогресса. Некогда сильное средневековое государство, объединявшее под одной властью мадьярский, романский и славянский народы, теперь было разделено между магнатами, отнявшими у короля всю власть. Эксплуатация крестьян была в самом разгаре, бароны пировали в своих замках, землевладельцы вроде Елизаветы Батори развлекались, мучая юных девиц, и никто из них не собирался поднимать армию в ответ на призыв своего монарха. Ну как на волне военных успехов он отберет с таким трудом добытые вольности?
В таких условиях турки решили нанести удар, и многие селяне и горожане сочли их приход освобождением. Несмотря на всю жестокость османского завоевания, их власть была очень умеренной, а стиль правления — очень эффективным. На полное завоевание Венгрии ушло всего пять лет, а после окончательного завоевания в 1526 году многие из местного населения начали добровольно принимать ислам.
Следующим шагом было наступление на северо-запад, где лежала богатая Священная Римская империя, которая, по народному выражению того времени, не была ни святой, ни римской, ни империей. Думается, его завоевание не составит труда, тем более что султан Сулейман Великолепный был очень амбициозным политиком и искусным воином, а Франциск I, король Франции, предложил ему союз против немцев.
Тем не менее завоевания Германии не произошло, хотя турки имели стратегическое преимущество еще на сто лет. Почему?
В общем, Сулейман поначалу вообще не хотел воевать. Но после того, как он избавился от венгерского монарха в битве при Мохаче, он решил подарить завоеванной стране нового короля, своего вассала. И пока он был занят умиротворением региона и установлением в нем османской системы власти, беглые вельможи отправились к правителю Австрии, которому был обещан престол. Он без колебаний отправился в Прессбург, нынешнюю Братиславу, где был официально возведен на престол. Другими словами, немцы подбежали, и туркам пришлось собирать войска.
Сулейман вполне реально смотрел на жизнь и хорошо оценивал силу империи. Грядущая война должна была начаться с территории Венгрии, но крепости лежали в руинах, гарнизоны не укомплектованы, дороги из-за венгерской неряшливости были далеки от идеала, а оружейные и продовольственные склады не создавались. Кроме того, его армия хорошо топталась по стране, а это означало, что только что завоеванная Венгрия не могла прокормить новую армию.
Султан не мог этого не понимать, так как был очень эффективным руководителем. Поэтому осада Вены турками в 1529 г очень напоминает демонстративный шаг — показать противнику свои возможности и решимость подписать после него выгодный мир. Неудивительно, что осада происходила ранней осенью и в условиях, когда туркам это было невыгодно. Сулейман, возможно, намеревался напугать немцев и организованно отступить в то время, когда возможности преследования не было. Такую шутку он разыгрывал с самими венграми, а его предшественники — со многими народами Балканского полуострова.
Мир, что характерно, был подписан. Габсбурги признали венгерского короля, договорились, что они правят Германией «с разрешения» Сулеймана, и стали платить высокую дань за свой кусок Венгрии. Турки выиграли кампанию с минимальными потерями, предотвратив крупномасштабное столкновение с могущественным европейским государством.
Продолжается. В начале 16 века Османская империя имела более развитую военную организацию.
Обратите внимание: Моджахеды против коммунистов: почему афганское правительство держалось даже после распада ссср?.
Но ее армия при двадцатимиллионном населении была не такой уж большой. Если не учитывать контингент Крым-хана, то он насчитывал в то время 70-80 тысяч человек. Ее ядром была регулярная армия — знаменитая пехота янычар и опытная турецкая гвардия. Всего при Сулеймане их было тридцать тысяч. Остальное обеспечивали провинциальные отряды и ополчение сипахов — турецких землевладельцев. Эти люди были отважными воинами, но имели самое отдаленное представление о дисциплине.Понимая это, турки стали в разы увеличивать янычарский корпус, но обучали его иначе, чем прежде. В лучшем случае новобранцы знали, с какой стороны пушки вести огонь, но не имели представления о взаимодействии. Марсер давался им очень жестко, и в ходе боя эти люди превратились в неуправляемую массу. Какое-то время у них было численное преимущество — целых сто лет! Но потом они стали все больше уступать европейцам в плане организации. Габсбурги стали учиться на опыте французского короля, который в 1445 году создал артиллерийские роты, первую в Европе регулярную армию и улучшил военное управление. Имперская армия, собранная из всех стран, стала постоянной и более обученной, и по численности в начале 16 века примерно сравнялась с численностью османских регулярных войск. А наемники придавали настоящую массовость, они были очень сплоченными и опытными, так как в Европе постоянно велись войны. Союзные испанцы во время итальянских кампаний создали свою знаменитую треть.
Другими словами, военные возможности европейцев в XVI и XVII веках неуклонно росли, а турки топтались на месте. А еще им нужно было контролировать окраинные провинции, которые не посылали своих воинов, а им самим нужно было перебрасывать войска. Им приходилось управлять своим многочисленным и многоконфессиональным населением, и все же все тянули над ними ковер. Они должны были поддерживать баланс между турками и янычарами в армии, чтобы ни одна из группировок не стала резко сильнее. Тогда как Европа по сравнению с османами была гораздо более единой. Даже протестанты направили свои войска под Вену, даже Мартин Лютер временно перестал нагнетать обстановку.
Но по большому счету все определяла логистика. Во время войны в Венгрии османы были на пределе своих материально-технических возможностей. А войну против Германии по своей сути просто не удалось бы организовать. Если брать действительно раздетые силы, то их армия была вполне сравнима с габсбургской, ибо в 1532 году Карл V выставил на поле боя 80 тысяч мушкетов. Но у немцев было преимущество в снабжении, а турки в это время просто пришли уходить.
Поэтому Германия не была покорена ни тогда, ни следующие сто лет, хотя османы продолжали вести наступательные походы. Справедливости ради надо сказать, что ни Рим, ни его преемница Византия не имели сил закрепиться к северу от Дуная. Так почему же Османская империя должна была это сделать?
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: Почему турки не завоевали Германию.