Мир за пределами Франции и США в 1910-е годы только начинал знакомиться с возможностями кино и пробовать на себе его экономические и эстетические преимущества. Неизвестно, как бы сложилась судьба мирового кинематографа в дальнейшем, если бы в 1914 году не разразилась Первая мировая война. Военные действия, в которые были вовлечены все европейские страны, негативно сказались на киноиндустрии Европы, и во многом способствовал дальнейшему формированию гегемонии американского кинопроизводства. Пока весь мир был занят войной, Голливуд продолжал идти по пути развития кино и делал это семимильными шагами. Война, длившаяся с 1914 по 1918 год, разрушила амбиции многих европейских кинопредпринимателей. Многим пришлось отказаться от идеи собственного кинопроизводства, кто-то вообще отошел от бизнеса, кто-то перешел на кинопрокат. Уцелели только самые сильные компании, такие как Pate и Gaumont, которые успели достаточно укрепиться до начала боевых действий. Но и им пришлось очень тяжело. В 1920-е годы они сильно сократили количество производимых фильмов, полагаясь на небольшое количество крупных проектов. Они стали значительно отставать от американских производителей в техническом плане. История покажет, что Европа никогда не восстановится как инновационный центр изобретений - все инновации с настоящего момента и до сегодняшнего дня происходят и распространяются из США.
Но все же, несмотря на кризис послевоенных лет, в середине 1920-х годов европейское кино возродилось с новой силой и потенциалом. В годы войны возможности кинематографа стали использовать государственные деятели. Активно снимались новости и выпускались различные пропагандистские фильмы.
Когда война закончилась и государства окрепли, правительства европейских стран всерьез занялись вопросом кинопроизводства. Очень мало фильмов было снято в европейских странах, большинство показов представляли собой демонстрации американских фильмов. Именно в этот момент европейские страны решают ввести протекционистскую политику в отношении отечественного кинематографа. Киноиндустрия теряет часть своей свободы и получает государственную поддержку, а вместе с ней и государственное регулирование. Кино отныне и навсегда стало предметом большой политики.
В конце 1920-х годов в крупных странах Европы были введены различные системы квот, регулирующие на законодательном уровне соотношение иностранных и отечественных фильмов в прокате.
Обратите внимание: Советское вторжение в Афганистан. Война, положившая начало распаду страны.
В последующие годы системы квотирования претерпят значительные изменения, но в той или иной форме система государственной финансовой поддержки кинематографа сохранилась и развивалась во всех странах Европы и играет значительную роль для современного кинематографа.В 1920-е годы в кинематографе появилось много новых ярких имен. Мировое кинопроизводство этого периода считается «золотым веком немого кино». Это был период, когда исчезли технические ограничения, сложилось планомерное и профессиональное кинопроизводство, развивались сети кинотеатров, кино укрепляло свои позиции как часть социальной культуры. Пришло время совершенствовать изобразительно-выразительные средства немого кино. Инновационные решения в монтаже, раскрытии действия, достижении зрелищности сделали кинопроизводство кинематографическим искусством.
В США Д. Гриффит, Мак Сеннет, Томас Инс, Сесил ДеМилль, Эрнст Любич, Чарли Чаплин, Бастер Китон и многие другие успешно экспериментировали с кинематографом, усовершенствовали уже известные приемы и породили новое видение успешного кино. В
Европейские страны стали развивать «национальные школы» кинематографа. Эксперименты, осуществленные послевоенными кинематографистами, позволили таким странам, как Франция, Великобритания, Германия, Италия, Швеция, Россия, развить свой специфический национальный кинематограф.
При этом удачные кассеты не оставались законсервированными в стране, а получали мировое распространение и влияли друг на друга.
Во Франции получил распространение так называемый «киноавангард» или «киноимпрессионизм» — представители этой волны снимали фильмы, в которых главным был не сюжет, а образ, визуальный стиль. В своей радикальной форме фильмы были провокационными, брутальными и «обнаженными», шокируя зрителей своим сюрреалистичным миром. Вероятно, самым известным представителем этого движения является Луис Бунюэль со своей «андалузской собакой».
В Германии кинематограф увлекся экспрессионизмом, отвергавшим реалистическое отражение действительности, представляя пространство в кадре и образы персонажей сложными и психологически неоднозначными. Мрачно-романтическое мировоззрение, отражающее реальные социальные настроения народа, представляло героев кино обреченными и угнетаемыми враждебным мифическим миром. Самый известный немецкий фильм того времени — «Метрополис» Фрица Ланга.
В России, пережившей не только войну, но и революционный переворот общественного и политического строя, Лев Кулешов, Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн и другие посвятили себя монтажным экспериментам. Их достижения в создании монтажного кино позволили изменить смысл, время и пространство кино.
В общем, Европа посвятила себя поискам эстетики кино, и ушла в этом поиске гораздо дальше, чем представители американского кинематографа. Европа в этот период не ставила перед собой цели отвоевать позиции лидера кинорынка у США. Это, как было сказано выше, было связано не только с послевоенными материальными трудностями, но и с автономией европейских стран.
В какой-то момент Европа оставила развлечения, зрелищность и даже драматургию в кинематографе на втором плане. Она сосредоточилась на значениях и идеях, передаваемых фильмом как формой искусства. Это в конечном итоге локализовало и ограничило финансовый успех европейского кино.
Со своей стороны, американский кинематограф удачно сочетал в себе развитие кинематографа и как киноиндустрии, и как киноискусства. Американский кинематограф впитал и вбирает в себя все составляющие успеха: драматургию и актерское мастерство, студийную систему звезд и авторское экспериментальное кино.
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: Неизвестно, как в дальнейшем сложилась бы судьба мирового кинематографа, если бы в 1914 году не разразилась Первая Мировая Война.