1941-1945. Они защищали Родину

Всем привет, друзья!

Сколько раз в годы Великой Отечественной войны после тяжелого боя или долгого трудового дня бойцы на фронте, труженики в тылу делились своими послевоенными планами. О чем только ни мечтали! О новой невиданной технике, о книге, которую напишут, о роли в театре, о новом изобретенном станке, о каком-то сказочном телевизоре... Неизменно такие беседы заканчивались клятвой, обещанием обязательно встретиться после войны, обязательно рассказать друг другу обо всем пережитом.

В шесть часов вечера после победы... Через 4 месяца в Ленинграде... Через полгода в родной школе... Где только ни назначались встречи! А прославленный снайпер, Герой Советского Союза москвичка Наташа Ковшова писала своей школьной подруге Лие: «Мне хочется уже сейчас договориться о дне встречи. Ровно на тридцатый день после окончания войны, в четыре часа дня мы все должны собраться у меня, или у тебя, или у Левки, или у Шуры. Те, кто не смогут приехать к сроку, пусть пошлют письма. Таким образом, мы сумеем собраться и рассказать обо всем пережитом».

Кончилась война. Из разных городов и стран собираются студенты, инженеры, молодые рабочие, бывшие школьники. Собираются, чтобы вспомнить о прошлом, рассказать о пройденном пути.

Как возмужали, выросли люди за эти годы! Расстались подростками, а встретились зрелыми воинами, строителями, изобретателями, инженерами, врачами...

Их всех связывает большое чувство дружбы, рожденное и выросшее в самые тяжелые годы испытаний. Об этой дружбе, о судьбе нескольких подруг и будет наш рассказ.

Их было двенадцать: Жирова Дуся, Солнцева Нина, Офицерова Валя, Ромашкова Евгения, Булыгина Катя, Калинина Катя, Романова Лена, Жаброва Клава, Березницкая Нина, Березницкая Шура, Грачкова Лида, Татлог Зина.

В морозное октябрьское утро 1941 года с котомками за плечами они вышли со двора завода «Диафото» и медленно пошли по улицам Москвы. На них никто не обращал внимания. Это было обычным — девушки в брюках и ватных куртках с заплечными сумками... Прохожие знали — они идут строить рубежи, заслоны от врага.

Поездом девушки доехали до станции, от которой до села Раменки, где им предстояло работать, было 4 километра. Ночью, до того темной, что вытянутую вперед руку и то нельзя было различить, девушки шли по полю. Ноги вязли в грязи. Ветер, завывая, метался у ног, рвал с головы платки. От ветра и напряжения слезились глаза. Четыре километра казались бесконечными.

Утром подруги были на месте будущего противотанкового рва. Две девушки рыли по одной яме длиной в два метра, шириной в 1 метр и глубиной в 2 метра 30 сантиметров.

Было очень трудно. Но девушки не знали покоя и даже в часы бомбежек не прекращали работы.

...6 ноября 1941 года. Лена Романова вспоминает, как задолго до начала торжественного заседания в Москве, в маленькой избе, где жили девушки, собрались строители обороны и местные жители, чтобы услышать слово вождя, слово, которое вливается живительной струей в сердце каждого советского патриота. И вот радио принесло: «...нужно сокрушить военную мощь немецких захватчиков, нужно истребить всех немецких оккупантов до единого, пробравшихся на нашу Родину для ее порабощения».

После доклада несколько минут все стояли молча. И вдруг в гул аплодисментов, донесшийся из репродуктора, влились аплодисменты присутствовавших.

А на следующий день строители закончили работу, которую должны были выполнить в течение нескольких дней.

— Смешно теперь вспоминать,

— говорит Лена Романова,

— но каждый день, как только мы садились обедать, прилетали немецкие самолеты. То и дело падали вокруг нас фугаски. Мы уже подумывали, не стоит ли перенести время обеда на другой час.

Поздно вечером промокшие от дождя, уставшие девушки, возвращаясь домой, думали только об одном — хорошо ли сегодня работали. На рассвете, не успев отдохнуть и высушить промокшее платье, подруги вставали и отправлялись на рубежи.

Через полтора месяца, закончив работу на рубеже, все вернулись в Москву, но недолго пробыли они на родном заводе.

Обратите внимание: Чехия: 3 причины почему золото России, украденное чехами, не вернулось на родину.

Евгения Ромашкова, Нина и Шура Березницкие, Лида Грачкова и Дуся Жирова ушли в батальоны МПВО. Друзья не теряли связи друг с другом. В лесах Белоруссии, в Прибалтике, на Калининском фронте, восстанавливая разрушенные дома и изготовляя продукцию для фронта, друзья помнили, что есть любимый город Москва, улица Каляевская и дом № 40, есть завод, который их ждет и куда они непременно должны вернуться.

Разно сложилась жизнь каждого из наших героев.

Сразу после возвращения с трудового фронта Нина Солнцева поступила на курсы санинструкторов. Через 3 месяца она уже окончила их и получила звание старшины. В июле 1942 года 18-летняя Нина Солнцева стала воином Красной Армии. На пути к фронту на эшелон, в котором ехала Нина, напали немецкие бомбардировщики. Первое боевое крещение молодой санинструктор выдержала с честью. Не думая о себе, она спасала раненых.

...В одном из жарких боев за деревню, которая несколько раз переходила из рук в руки, Нину тяжело ранило. Собрав последние силы, она помогла раненым, уложила их на подводу и только после этого разрешила перевязать свои раны.

В 1943 году перед одним из решающих боев Нина Солнцева подала заявление о приеме ее в ряды коммунистической партии. Просьбу ее удовлетворили. Нина Солнцева награждена орденом Славы III степени и медалью «За отвагу». Вот уже скоро год, как она вновь вернулась в родную Москву.

Дусю Жирову направили секретарем комсомольской организации батальона МПВО Коминтерновского района. Много было работы. В батальоне были девушки, ничего общего не имевшие ни с санитарным, ни с противохимическим, ни с восстановительным делом. Надо было людей мирных профессий переквалифицировать, научить их оказывать первую медицинскую помощь, дежурить в госпиталях и многому другому. Дуся со свойственным ей терпением помогала командованию воспитывать настоящих бойцов. Затем Дусю назначили начальником школы при райкоме Красного Креста. Здесь готовили, для фронта медсестер. Потом после учебы она вернулась на завод. Жирова стала бригадиром одной из лучших молодежных бригад.

...Лена Романова, Катя Булыгина, Катя Калинина в годы войны овладели многими профессиями. Они научились копать противотанковые рвы, пилить и рубить дрова, сплавлять их, добывать и очищать торф, окончили курсы медсестер, а Катя Булыгина и курсы шоферов. Они работали в различных командах ПВХО. Лена Романова два раза была на лесозаготовках. В 1944 году была на торфоразработках.

Свыше 300 дней пробыла девушка в лесу. Ее и День Победы застал там.

— Ночью мы услышали за окном шум,

— рассказывает Лена.

— Вначале трудно было разобрать причину, но вдруг, словно силой слова, распахнулись двери нашего дома и ворвалось к нам громкое «Победа!». Над зданием школы и сельским советом реяло алое полотнище праздничного флага. Это молодая учительница, узнав о победе, взобралась на крышу и вывесила флаги.

Так в дни войны трудились девушки. Они делали все, что только могли. Они не знали устали.

Пройдут годы, Родина залечит свои раны, и представится она всему миру обновленной, еще более радостной, цветущей. И никогда не забудутся имена тех, кто в дни Великой Отечественной войны трудом своим доблестным самоотверженно защищал любимую Отчизну.

В. ЕЛЕНИНА (1946)

☆ ☆ ☆

ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

☆ ☆ ☆

Для тех, кто хочет поддержать канал, можно сделать это ЗДЕСЬ

#великая отечественная война #вторая мировая война #война #ссср #история

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: 1941-1945. Они защищали Родину.

Система комментирования SigComments