В российских школах проводится собственная «спецоперация» по патриотическому воспитанию: в Тюмени ставят «парты героев» с портретами участников чеченских войн, в Екатеринбурге проводят детский крестный ход с молитвами за российское воинство, а в Москве 5000 детей принимают в пионеры. В то же время с 1 сентября 2022 года учащихся обязуют исполнять гимн и поднимать флаг России в школах. Церемонии гимнопения, по мнению властей, помогут «сформировать патриотизм и гражданственность». На установку флагов кабмин планирует выделить 1 млрд рублей, тогда как школьные туалеты без дверей и унитазов со всей России борются за ремонт в конкурсе от Domestos. Министры также предлагают ввести «историческое просвещение» с первого класса, дополнить учебники информацией о военном конфликте России с Украиной и забирать телефоны учеников перед началом занятий.
С 1 сентября 2022 года в российских школах станет обязательным исполнение гимна и поднятие флага в начале каждой учебной недели перед занятиями. Об этом 19 апреля заявил министр просвещения Сергей Кравцов на открытии выставки «Обыкновенный нацизм» в Музее Победы в Москве и школьного исторического форума «Сила — в правде!». По мнению главы Минпросвещения, подъём флага по понедельникам поможет сформировать у школьников патриотизм и гражданственность. Идею поддержал президент Владимир Путин, уточнив, что «это должно быть сделано достойно, а там, где невозможно это организовать, лучше перенести, чтобы процедура соответствовала значимости символов». В некоторых регионах России уже на следующей неделе после заявления Кравцова ввели новые обязательные мероприятия.
Ранее премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о поддержке по обеспечению российских школ государственной символикой. Кабмин РФ предложил потратить до 1 млрд рублей на установку флагов в школах. В то же время Domestos четвёртый раз провёл конкурс «Терпеть нельзя учиться!» на худший школьный туалет. В прошлом году шокирующие фотографии школьных туалетов без дверей, с дырками в полу вместо унитазов и разбитой плиткой, участвующих в конкурсе, вызвали огромный общественный резонанс. В 2022 году на сайте не стали выкладывать фотографии, чтобы избежать скандала. Издание «Мел» поделилось, что их читатели в комментариях жаловались на ужасные туалеты, один из комментаторов заметил: «Кто там говорил, что нужно в школах ввести пение гимна? вот с туалетов бы начали» (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.).
На сайте президентских грантов финансирование из бюджетных средств ищет большое количество проектов с акцентом на пропаганду любви к родине и патриотическое воспитание. Например, проект «Планета Z» просит 745 тысяч рублей на «патриотическое воспитание молодёжи», в которое входит программа «Уроки Державности». На них детей будут «в привлекательной форме» знакомить с «аргументированным анализом побед нашего Президента В.В.Путина в деле государственного строительства».
Кроме того, Кравцов заявил о введении «исторического просвещения» с первого класса в рамках предмета «Окружающий мир» и поручил дополнить учебники информацией о военном конфликте России с Украиной. В школах некоторых регионов уже провели викторину под названием «Кто с мечом к нам придет...», посвященную «многовековой борьбе России с иноземными захватчиками». В методических материалах к ней приводится текст вводного слова учителя о «внешних угрозах» и «агрессивном блоке НАТО», который, «поправ все международные договоренности», вплотную приблизился к границам России, «угрожая самому существованию» страны. При этом в «Законе об образовании» говорится, что «педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации». Министерство просвещения также рекомендует забирать телефоны у школьников перед входом в класс или учебное заведение.
По статистике ВЦИОМ, против проведения уроков истории с первого класса выступили 49% опрошенных. В то же время уроки, посвящённые событиям «специальной военной операции», поддержали 51%, а против высказались 37%. К инициативе по поднятию флага и исполнению гимна 59% относятся положительно, 24% — отрицательно.
В школах Тюменской области появились «парты героев» с фотографиями Героев России, например, участников чеченских войн. Их планируют ставить в лучшие по успеваемости классы, а сидеть за ними будут только отличники. Первую такую парту с биографией участника Первой чеченской войны Романа Шадрина, который в 2014 году был заместителем главы Министерства госбезопасности самопровозглашенной ЛНР, поставили в одной из школ Тобольского района.
Фото Департамента спорта Тюменской областиРанее помощник президента Владимир Мединский предложил начинать занятия в школах с молитвы во славу России, мотивировав это тем, что «во всех государственных и частных школах США на протяжении последних 150 лет учебный день начинается с короткой молитвы во славу Америки, её символов и флага». А в Екатеринбурге в честь окончания учебного года дети прошли крестным ходом, в конце которого помолились за власть и «воинство ея» и получили по мороженому.
Тем временем в Москве КПРФ приняла в пионеры 5000 школьников. К столетию пионерии в Госдуму внесли законопроект о новом движении школьников «Большая перемена», целью которого будет воспитание патриотизма, любви к родине и гражданственности среди детей и подростков. Авторы называют проект «возрождением пионерии», а Наблюдательный совет должен возглавить Владимир Путин. «Декларируемые цели похожи на политическую деятельность и агитацию, которая на данный момент запрещена во время учебного процесса», — прокомментировал инициативу бывший эксперт Комитета Государственной Думы России по образованию и науке Роман Гараев.
Мы поговорили со школьниками (имена изменены по их просьбе) о том, как они относятся к подъёму флага и исполнению гимна, партам героев, инициативе забирать телефоны в начале учебного дня и с чем связывают такой подъём патриотического воспитания.
Ваня, 9 класс
15 лет, Москва
Я считаю, что инициатива поднимать флаг и петь гимн должна исходить из добровольного желания. Если ты хочешь это делать — пожалуйста. Принуждать к такому неправильно. Крайне сомнительно, когда человека, который приехал из другой страны сюда учиться, заставляют это делать. Я сам не хотел бы. Думаю, нововведение напрямую связано с политикой. Патриотизм — это любовь к тому месту, в котором ты родился, но в связи со сложившейся ситуацией, патриотизм, который пытается навязать режим — это не совсем правильно.
Нельзя просто любить родину, потому что так сказали. Сейчас есть официальная позиция и то, за что тебя посадят.
К тому же, например, если ты родился в каком-нибудь свинарнике и хочешь сделать лучше свой дом, хочешь изменить что-то — это и есть любовь к месту, в котором ты родился, это и есть патриотизм.
Я считаю, что эта инициатива связана с в**** в Украине. У нас как раз в последней четверти, где-то за месяц до начала «спецоперации», ввели предметы родной язык (русский) и родная речь. Я более чем уверен, что это связано с политикой и с военными действиями. Думаю, что это для будущих территориальных пополнений.
С одноклассниками мы стараемся избегать разговоров о политике. Я знаю одного человека, который пока не понимает, что происходит, ещё выстраивает своё мнение, поэтому не высказывает позицию. А те, с кем я общался на эту тему, против. У меня была довольно длинная беседа со знакомой по поводу последствий «спецоперации» и будущего, и у нас обоих не очень весёлые прогнозы. В долгосрочной перспективе это может привести к гражданской войне, а в краткосрочной — к обнищанию людей. Если в**** продолжится, я думаю, большинство будет против. Когда тебя доят тем, что было, и не предлагают ничего нового, когда во всём винят внешнего врага, я не понимаю, как можно верить в это. Не вижу никаких причин верить власти, что в Украине находится оружие, потому что Латвия и Литва состоят в НАТО, но на них не нападают. Финляндия тоже собирается вступать в НАТО, и ничего против наше государство не имеет.
Я считаю, что цель всех этих мероприятий — оправдать режим, заставить людей поверить [в правильность происходящего]. Это всё элементы пропаганды. Через детей это сделать проще всего, потому что у них нет сформированного мнения пока. Я думаю, что власти добьются своих целей, если закроют интернет. Если интернет будет работать, то оппозиция останется. Вопрос в том, сколько времени понадобится, чтобы воспитать людей, которые будут бороться за свободу. Некоторые будут поддакивать [власти], а когда поймут, что картина не складывается, пройдёт 25 лет, и тогда люди станут осознанными и будут что-то предпринимать. В ближайшие лет 50 ничего не изменится, мне кажется.
Я люблю место, в котором родился, но мне не нравится, во что оно сейчас превращается. Мне нравится жить в этой стране, потому что я понимаю, как здесь всё устроено.
Зачем я нужен где-либо ещё, не знаю. Но при этом своей стране я тоже не нужен, и это очень печально.
Я надеялся на поддержку Европы, но, кажется, её не будет. Народу сейчас приходится хуже всего. И государство против людей, и другие страны. Я стараюсь говорить, что думаю, по возможности, но в конфликты стараюсь не вступать.
К инициативе собирать телефоны отношусь негативно, потому что это вводится принудительно, а я всегда за добровольный выбор. Возможно, это делается для того, чтобы внутри школы сдерживать влияние интернета. Чтобы ученик не мог во время урока выйти в интернет. Если сейчас будут вестись работы по промывке мозгов, то это нельзя будет зафиксировать, нельзя будет ничего сделать. Кто тебе поверит на слово, если школа не предоставит доказательства с камер видеонаблюдения?
Саша, 10 класс
16 лет, Республика Башкортостан
К инициативе поднимать флаг и петь гимн отношусь положительно. Считаю, что патриотическое воспитание молодёжи важно, без этого нельзя в наше время. Но меня напрягает частота этих мероприятий. Мне кажется, что каждую неделю — это слишком часто. Можно сократить до одного раза в четверть или на школьных мероприятиях исполнять, которые регулярно проводятся. Я, безусловно, люблю нашу страну, наш гимн, наш флаг. Но в образовательном процессе это будет много времени отнимать и в итоге всем надоест. А так вполне хорошая идея. Мне кажется, это нужно, чтобы подростки больше любили свою родину, изучали историю, ориентировались в сторону своей страны, а не на Запад. А своё отношение они сформируют в течение жизни. Это вспомогательный метод развития патриотизма, не основной.
Конечно, я думаю, это нововведение связано с в****. Западная пропаганда настраивает подростков против нашей страны. Поэтому нужно прививать любовь к своей стране, не только чтобы западные издания читали.
Насколько я понимаю, в школе запрещено осуждать правительство. Нам так говорили, я не очень разбираюсь.
Мне кажется, что от частоты ещё зависит. Если каждую неделю исполнять гимн и поднимать флаг, это уже отчасти пропаганда.
Слова гимна я знаю. По-моему, хороший текст, мелодия, хорошо подходят под нашу страну. Для меня патриотизм — это защита родины, развитие. Покидание страны я не считаю непатриотичным. Если ты в душе привержен своей стране, территориальное положение не мешает. На каждое действие правительства найдутся и положительные и отрицательные взгляды, но это не часть патриотизма, а взгляд человека на политику.
Про телефоны у нас два года назад была такая рекомендация. В начале учебного года хотели запретить использовать их на переменах. Поскольку это была рекомендация, первое время следили, а потом учителям стало всё равно. Использование телефонов не влияет на отношение к стране. Ученик не в школе, так дома посидит и ещё больше информации прочитает. В школе и так все заняты учебным процессом в основном, по крайней мере, кто действительно хочет. А так, что есть рекомендация, что нет. Возможно, будут общаться больше. Думаю, родители будут проинформированы, всё-таки это они покупают телефоны. И если они нормально будут к этому относиться, то ничего не могу против этого сказать. Если будут против, тогда со школой надо разбираться. Возможно, на уровне суда. Я сам не люблю телефоном в школе пользоваться: выключаю и больше общаюсь. А вообще, если человек хочет прочитать пропаганду хоть за, хоть против своей страны, он её найдёт. Отбирай телефон или не отбирай — это не изменит точку зрения. Восприятие страны у человека воспитывается и вне школы. Зависит от того, как родители и родственники будут относиться.
Мировоззрение формируется, как только человек начинает мыслить, и если всё общество навязывает, что ты обязан любить свою страну, то, скорее всего, человек вырастет с таким мнением.
Но это не очень здоровая тема — так навязывать. Когда он сам читает, слушает тех, кто поддерживает страну, критикует, если у человека умные родители, то он сформирует свою здравую точку зрения.
К партам героев отношусь отрицательно, считаю, что не должно такого быть. Для того, чтобы люди знали своих героев, есть парки, музеи, уроки истории. А тут ученик будет сидеть весь урок отвлекаться, читать, что человека убили. Это проблемы с психикой даже может вызвать. Мне это не нравится, отдельные места должны быть таким портретам и плакатам. У школ могут быть свои музеи. У нас есть, например. И ещё она названа именем героя Советского Союза. Мы недавно хоронили человека, который в Украине погиб, мы ходили со школы. Нас попросили прийти для массовки. Я не разбираюсь, из-за чего в****, для чего, поэтому не буду ничего говорить, но в в**** нет хорошего — люди умирают. В принципе, мы все так думаем. Ни один нормальный человек не хочет в****, наверное.
Фото Тульской службы новостей с церемонии поднятия флага и пения гимнаОксана, 10 класс
16 лет, Москва
К инициативе поднимать флаг и петь гимн я отношусь негативно, потому что это самое последнее, о чем я думаю, когда иду в школу. Тем более в понедельник, ещё и каждую неделю. Не очень хочется по чужой воле петь гимн, допустим, кто-то, может, не поддерживает нашу страну. В общем, инициатива такая себе. Из старших школьников никто не будет поддерживать и не будут с радостью и счастьем петь, это вряд ли поднимет патриотизм. Конечно, я вижу связь между в***й в Украине и этой инициативой.
Как ещё нужно настраивать за Россию, за Русь-матушку, если не постоянно встречаясь лицом к лицу?
Уверена, что младшим школьникам это точно въестся в мозг, и они будут патриотами в какой-то степени. Но у государства вряд ли получится насадить патриотизм большинству. Моё окружение смеётся над этим и вряд ли поменяет отношение к политике, ко всему, что происходит, потому что люди взрослые уже, мнение сформировали. Промывка мозгов будет воспринята по-другому, вряд ли положительно. Прямо эту тему мы не обсуждали, но шутки шутятся, по ним видно, что одноклассники не собираются поддерживать политику Путина.
Слова гимна я знаю, но, мне кажется, нужен новый гимн, наш устарел. «Твоё достоянье на все времена» надо оставить — на все времена же. Но в гимне заложен державный образ страны, не самый лучший посыл: мы самая великая держава, никому нас не одолеть.
Патриотизм — выбор каждого, а не действия государства, чтобы вбить сверху любовь к стране насильно.
Патриотом я себя считаю, потому что патриотизм — это любить свою страну и желать, чтобы она менялась к лучшему, воспринимать все недостатки, которые есть и предлагать идеи их решения, любить культуру. Можно не всегда поддерживать власть, но знать историю, понимать, как жил народ, как сейчас живёт. Вообще это в целом про культуру и менталитет. И никак не про обожествление своей страны с унижением других стран.
Отбирать телефоны — это неправильно. Зачем детей лишать личных вещей?
Обратите внимание: Чехия: 3 причины почему золото России, украденное чехами, не вернулось на родину.
Телефон может пригодиться, даже на уроке. Да, они отвлекутся от того, что говорит учитель, но если ситуация серьёзная, что с того? Да даже если несерьёзная, пускай не слушает — это его дело, его проблемы. Учителю может быть неприятно, но отбирать телефон не стоит. Даже рекомендовать. Ну и без телефона ученики не могут зафиксировать пропаганду. Можно ещё телефоны взламывать и ставить флаг России на обои. Если всё-таки заберут, будет очень скучно. Скорее всего, будем обсуждать, почему нас лишили телефонов, почему мы поём гимн по понедельникам, почему это всё происходит. Без телефона тяжко будет. Какая-то Северная Корея получается.Если «парты героев» и правда будут ставить, то я в ужасе, как это может помочь хоть чем-то? Зачем это пихать детям в прямом смысле под нос? Не думаю, что будет приятно, когда портретам на партах будут рисовать рожицы и все заслуги будут переписывать сверху, а так точно сделают. Тем более, если [на них будут участники в***ы] в Украине, зачем эту грязную в***у выставлять в школе? Этого не должно быть. Отличники такого не заслужили.
Сева, 9 класс
15 лет, Краснодарский край
Поднятие флага и пение гимна у нас уже ввели, но я не особо посещал их, не приходил. Вообще отношусь к этому нормально, это развивает патриотизм. Но линейка начинается очень рано, приходится после неё ещё ждать полчаса, пока занятия начнутся. Мне было неудобно, поэтому пропускал.
С одноклассниками мы эту тему не обсуждали, но, мне кажется, это связано с в***й [в Украине], чтобы поддержать российских солдат в военных действиях. Поднятие флага и исполнение гимна повысит патриотизм у детей и они больше смогут воспринимать эту информацию.
Я не считаю нововведение пропагандой. Знаю слова гимна, они мне нравятся. Я считаю себя патриотом и думаю, что патриотизм — это, в первую очередь, любовь к родине, но ругать то, что не нравится (дороги, образование), тоже можно, таким образом ты делаешь страну лучше.
А вот к рекомендации забирать телефоны перед началом учебного дня отношусь негативно, конечно. Это моя вещь, не хочется её отдавать другим. Наверное, это нужно, чтобы ученики не отвлекались во время уроков, чтобы дисциплина была лучше. Я стараюсь не отдавать телефон, если отбирают. А вообще во время учебы в телефоне не очень много времени провожу.
Инициатива с партами героев звучит, как дискриминация, как будто хотят всех разделить по умственным способностям.
Мне кажется, что это будет не поднимать патриотизм, а настраивать учеников друг против друга. И так отношения у отличников и двоечников не очень.
Вообще хорошо заниматься патриотическим воспитанием, но и своё мнение тоже должно быть у всех.
Артём, 11 класс
17 лет, Москва
Я этого нововведения не понимаю, каждую неделю постоянно поднимать патриотизм — это чересчур по мне. Можно три-четыре раза в год. На это ещё затрачиваются немалые деньги. Можно было бы улучшить состояние школ, потратить на другие цели. Мне кажется, патриотическое воспитание в школе сильно навязывают, заставляют, не добровольно всё. Хотят поднять патриотизм в стране и привить любовь таким образом. Но, мне кажется, делают это неправильно. Наверное, маленьким детям это возможно навязать. С какой-то стороны, получается, это пропаганда. Хотя обычно считают пропагандой осуждение каких-то действий, а исполнение гимна и поднятие флага каждую неделю не считают.
Я вижу прямые параллели с в***й в Украине. Власти хотят, чтобы дети любили страну, как в СССР.
Даже если не поддерживаешь действия страны, то всё равно навяжут и заставят. В нашей стране такое допустимо даже в начальной школе.
В Америке тоже есть традиция поднятия флага, но, мне кажется, там прям так не навязывается, как у нас. Если школа хочет, то делает. И в принципе там другая ситуация: есть свобода слова, независимые СМИ.
Слова гимна я не полностью знаю, припев только. Считаю, что он должен быть традиционным, как и сейчас. Так везде. Я считаю себя патриотом, но вот эту «военную операцию» я не поддерживаю. Быть патриотом — проявлять любовь к своей стране, но последние действия власти мне не нравятся и не устраивают. Я не считаю, что нужно слепо всё поддерживать, критиковать тоже нормально.
К рекомендации забирать телефоны отношусь негативно. Думаю, что неправильно ограничивать детей. Почему на перемене они не могут посидеть в телефоне, позаниматься своими делами? А может быть важный звонок, что-то случится: станет плохо или разрешения попросить у родителей. Всякие ситуации могут быть. Скорее всего, просто хотят ограничить использование. Старшее поколение и власть считают, что телефоны могут как-то плохо повлиять на детей. Будь у них возможность и желание, они бы целиком и полностью их отключили.
Парты героев —это странно, это пропаганда, получается. Пытаются навязать школьникам мнение, что эта в***а правильная. Что касается Великой Отечественной, то там действительно герои, в преддверии 9 мая размещают материалы, чтобы почтить их память. А эти парты с героями в***ы в Украине, которые бомбят дома мирных жителей...
Пытаются навязать нам, что и те и другие герои, провести параллель.
Вообще у нас в классе большинство не поддерживает «спецоперацию», и нам повезло, что мы выпускной класс и эти нововведения нас уже не коснутся. «Спецоперацию» даже некоторые учителя не поддерживают, люди не самые молодые, скажем так, которые смотрят телевизор. В телевизоре всё одинаковое, говорят, что всё правильно, но некоторые всё равно не поддерживают.
Олеся, 9 класс
15 лет, Новокузнецк
Не знаю, что сказать по поводу такой инициативы. Вроде и правильно, и странно. Особенно в связи с сегодняшней ситуацией. Это вряд ли как-то повлияет на уровень патриотизма. Если уже сформировалось какое-то мнение, то его не изменить. Мы с одноклассниками про эту историю слышали, но нам говорили, что будет каждый день перед первым уроком. В принципе, затея неплохая, но если нечасто. Раз в неделю — нормально. Одноклассники равнодушно к этому относятся.
Думаю, власти хотят, чтобы у школьников проснулся патриотизм. Чтобы они полюбили свою страну. Этого можно достичь только в малой степени. У большинства уже сформировано мнение. Патриот останется патриотом, а непатриота такими действиями не изменить. На младших школьников, конечно, может повлиять. У них ещё не сформированы ни психика, ни мнение. Не знаю, правильно это или нет. Плюс важно, какой бюджет выделяется. Если школа хорошо обустроена, не требует ремонта, то это одно. А если школа убитая, то лучше, конечно, деньги на ремонт или на развитие потратить.
Мне кажется, нововведение — это пропаганда. Отчасти в связи с в***й, потому что сейчас русофобия усилилась, даже от некоторых русских. За рубежом считают всех русских плохими. Поэтому власти как-то пытаются улучшить ситуацию.
Считаю, что важно поддерживать свою страну, особенно в такое время. Но не факт, что школа правильную и достоверную информацию даёт, тоже разные источники могут быть.
Некоторые учителя в интернете вычитали что-то и говорят. Просто ничего не должно навязываться. А рассказать о чём-то — это нормально.
Я вообще к политике отношусь прохладно. Есть и есть. Меня всё устраивает. Я считаю, что патриотизм — это любовь к своей родине, готовность постоять за неё. И действительную любовь показывает желание изменить что-то к лучшему. Страна у нас хорошая, но если немного доработать, будет совсем шикарно.
А вот к рекомендации отбирать телефоны отношусь ужасно. Это мне категорически не нравится. Как списывать? Успеваемость у половины упадёт. А на переменах чем заниматься? А если важная информация в течение дня должна поступить? Надеюсь, это останется рекомендацией. И ещё, если преподаватель неправ, то съёмка на телефон будет подтверждением. Многие родители не верят в такие неправильные действия педагога, а так будут доказательства. Поэтому лучше, чтобы телефон был с собой — может пригодиться.
Парты героев — это странно. В нашей школе все парты портят: жвачки лепят и всё такое. Мне кажется, это нехорошо. Да и у каждого своя точка зрения, кому-то это может не понравиться. Если такие действия оказывают сильное влияние на школьников, то это не совсем хорошо. Это подавляет личные взгляды.
Игорь, 8 класс
14 лет, Москва
Не вижу ничего плохого в патриотизме. Но поднимать флаг и петь гимн в начале каждой недели — это перебор. Я понимаю, 1 сентября петь, на соревнованиях (я занимаюсь плаванием и там вначале тоже гимн России поют), но каждую неделю... Я думаю, это связано с событиями в Украине. Иностранцы стали ещё больше нас ненавидеть и государство поднимает патриотизм. Из школьников проще всего создать людей, которые будут любить свою страну. Это, правда, не так немного делается. Нужно повышать уровень образования, хотя бы сделать ремонт в моей школе. Причём для этих целей закупаются флаги плохого качества. Я обратил внимание, что в других странах флаги сделаны из хорошей плотной ткани, а у нас они очень тонкие. В общем, исполнение гимна — не лучший способ сделать людей патриотами.
Если у всех перед началом уроков будут собирать телефоны, с одной стороны, может, будут меньше списывать, с другой, я считаю, неправильно забирать у учеников личные вещи, мне неприятно без телефона быть. Если вдруг станет плохо или срочно нужно позвонить домой, надо просить телефон у учителя, а он его ещё отдавать не будет. Нас учитель до седьмого класса заставлял носить школьную форму. Мне кажется, это неактуально вообще. Заставлять людей одинаково одеваться и одинаково думать — неправильно. Это не даёт человеку показывать себя.
Парты героев — это очень странно. Если ты хороший ученик, ты должен садиться за парту с военным. Это бред. Когда началась в***а, преподаватели сразу стали об этом говорить. Учительница истории сама на 50% украинка, у неё родственники там, она не говорила, что Россия освобождает Донбасс, что это правильно. Она рассказывала, почему происходят конфликты между странами.
Обычно, когда кто-то в классе спрашивал учителей, что они думают о в***е, преподаватели не хотели об этом говорить. Бояться высказать своё мнение под страхом увольнения — это неправильно.
Мы с одноклассниками обсуждаем в***у, класс поделён на два лагеря: тех, кто против, и тех, кто рисует букву Z на досках мелом. Конечно, отчасти это делают просто по-приколу, не особо много людей, которые всерьёз поддерживают армию России. У меня есть друг, который доказывает, что это хорошо и что русские всё правильно делают. Вообще в основном в***у поддерживают старики и те, кто смотрит телевизор. Его сейчас вообще невозможно смотреть, я последний раз лет пять назад включал. Иногда прохожу мимо кухни и слышу новости, там, конечно, столько всего рассказывают...
За иллюстрации к материалу об отношении школьников к патриотическому воспитанию огромное спасибо Айгуль Берхеевой!
#россия #украина #война #школа
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: «Нельзя просто любить родину, потому что так сказали»: школьники о «спецоперации» в Украине.