В небольшом подземном офисе в Адмиралтействе группа мужчин и женщин ждет в состоянии мучительного ожидания. Союзные войска высаживаются на Сицилии, и эта небольшая группа разведчиков только что поставила вторжение - десятки тысяч жизней - на шутливое шпионское дело с участием тела бездомного, одетого как пилот, несущего ложные новости о нападении на Грецию. Это легенда Второй мировой войны, реальная история которой не менее странна, чем миф, который ее окружает, и что-то в ней явно уловило дух времени.
Во вторник новый британский фильм пересматривает историю одного из величайших одиночных обманов в войне, со звездным актерским составом и обладателем Оскара у руля. Режиссер Джон Мэдден, известный как Шекспир в любви, Колин Ферт играет Юэна Монтегю, бывшего королевского советника, который курировал экстраординарный план, наряду с ансамблем некоторых из самых любимых актеров страны, от Пенелопы Уилтон и Саймона Рассела Била до Джейсона Айзекса и Келли Макдональд.
В конце месяца, тем временем, совсем другой дубль будет виден на берегах Темзы, в Riverside Studios в Хаммерсмите. Операция SpitLip «Фарш» может иметь то же название, что и фильм, но она, безусловно, не разделяет тот же подход или бюджет, который может растянуться на подводные лодки, заполненные массовкой. В их комедийном мюзикле, который начал свою жизнь на периферии, все роли исполняет компания из пяти человек, с гендерными ролями и песнями, которые включают дань уважения Бейонсе в наборе MI5 и жуткого патологоанатома, направляющего Кабаре.
Реальный сюжет был совсем не простым. В 1943 году Великобритания и ее союзники готовились к высадке сил вторжения на Сицилию, но это была очевидная цель, и Германия, как известно, ожидала нападения. В рамках кампании по введению в заблуждение немецкого верховного командования, чтобы оно отвлекло войска в другое место, два офицера военно-морской разведки, Монтегю и Чарльз Чолмондели, разработали схему отправки ложной информации обратно Гитлеру.
Британские войска в Катании, Сицилия, в 1943 году: обман операции «Фарш» помог их продвижению.Получив мертвое тело — тело бездомного, который умер, поедая крысиный яд, — они создали ложную личность для трупа и доставили его к побережью Испании на подводной лодке. Одетый как «майор Уильям Мартин», он был выпущен, чтобы выбросить на берег с конфиденциальными документами, которые подтвердили, что вторжение на самом деле должно было произойти в Греции. Ожидалось, что немецкие шпионы в нейтральной Испании попадутся на ложную разведку и передадут слово обратно в Берлин. Это был план с высокими ставками, и его выполнение было пронизано неурядицами, поворотами и разворотами, но в конечном итоге он удался, позволив союзникам высадить свои войска в Италии с минимальным сопротивлением.
Внезапное возрождение интереса к этой истории военного времени является, в некотором смысле, чистой случайностью. Постановки были задуманы полностью независимо, и оба были приостановлены на два года из-за Covid. Но ни то, ни другое было бы невозможно без рассекречивания секретных файлов, которые раскрыли истинные обстоятельства операции, или публикации в 2010 году книги Бена Макинтайра, которая объединила различные нити. Именно Макинтайр раскрыл, насколько близко операция подошла к катастрофе, а также личность Глиндура Майкла — человека, чье тело было фактически украдено и использовано в качестве приманки.
Книга была использована в качестве основы для фильма; Макинтайр рад, что история, которая была превращена в послевоенный пропагандистский фильм «Человек, которого никогда не было» в 1956 году, рассказывается для нового поколения. «Одна из причин, по которой он поддается переосмыслению по-разному, заключается в том, что весь сюжет был воображаемым», — говорит он. «Что меня привлекает, так это то, что он заполнен людьми, придумывающими его — все они были разочарованными романистами».
Это стало центральной темой в новом фильме, который подчеркивает роль Яна Флеминга как создателя идеи, прежде чем следовать за командой Монтегю, в которую входили его партнер по шпионажу Чолмондели, глава секретарского подразделения Хестер Леггетт и ее протеже Жан Лесли, поскольку они развивают свой план во все более лабиринтный обман. «Они стали полностью одержимы этим, на самом деле», — говорит Макинтайр. «Они начали придумывать все больше и больше о Уильяме Мартине, включая подругу, менеджера банка и разгневанного отца, вечно добавляя к сюжету». На одном из этапов фильма Чолмондели, которого играет Мэттью Макфадьен, заявляет, что он окружен ими. Немцы? кто-то спрашивает. «Писатели», — отвечает он.
Сцена из фильма 1956 года «Человек, которого никогда не было».То, что заставляет 80-летнее событие, которое приобрело почти фольклорный статус, чувствовать себя актуальным сегодня, - это наше знание о том, что такого рода экстремальная дезинформация снова производится в контексте европейской войны. «Обман работает, если он каким-то образом привлекает человека, которого обманывают», — указывает Макинтайр.
Обратите внимание: Бесславная участь датского нейтралитета. История миноносцев типа Dragen.
«Поэтому они создали один, предназначенный для обращения к романтической чувствительности с другой стороны.«Это имеет мрачный современный резонанс. Дым и зеркала, пытаясь управлять повествованием и убедить другую сторону, что происходит что-то, чего нет, или что-то не происходит, что есть. Это центральное место в том, что происходит в Украине. Но это искусство так же старо, как война».
«Все ужасные вещи, которые мы видим, что люди делают, британцы сделали это первыми», — соглашается Дэвид Камминг, который играет Чолмондели в музыкальной версии. Когда его коллега по SpitLip Наташа Ходжсон принесла идею коллективу, Камминг сначала сопротивлялся: «Я был таким, правда? Мюзикл о войне? Кому больше нужно говорить о войне?» Но чем больше он углублялся в детали, тем больше он видел как возможностей, так и достоинств в современном повествовании. «Мы не хотели такого ура-патриотизма, присущего истории «избиения боче», поэтому было важно, чтобы в нашем шоу не было пяти белых мужчин, говорящих: «Разве мы не велики? Мы выиграли войну».
Вместо этого комическая сила сценического шоу заключается в его способности подорвать ожидания и предоставить ревизионистский комментарий к фигурам истеблишмента, наделенным как свободой, так и экстраординарной верой в себя, чтобы осуществить то, что все еще кажется нелепым планом.
Монтегю играет сама Ходжсон, что добавляет слой мета-театрального смысла его дерзкому хвастовству. «Это тихое странное шоу, — говорит Камминг, — в том смысле, что вы читаете этот уровень прав как нечто, что было изучено, а не что-то, присущее мужчине». Тем временем женским фигурам – Леггетту, написавшему любовные письма, помогавшие убедить врага в том, что Мартин настоящий мужчина, и Лесли, с которым Монтегю вел флирт – дают свои собственные повествования. Также стало ясно, где начинаются барьеры и заканчивается их действие.
Истеблишмент, конечно, не является популярным понятием ни в политике, ни в культуре прямо сейчас. Когда SpitLip впервые поставила операцию «Фарш» в крошечном месте на севере Лондона в 2018 году, реакция аудитории сильно отличалась от той, которую она получила после возвращения после Covid. «Было действительно интересно делать это, пока Борис был премьер-министром», — говорит Ходжсон. «Люди так сильно реагируют на этих персонажей. В первый раз, когда мы ставили его, комедия этих шикарных парней, управляющих страной, казалась более пошлой и глупой, тогда как теперь это больше похоже на сатиру. Это только показывает, насколько глупой стала политика».
Вы, конечно, не получите такого рода комментариев в несколько традиционном фильме Мэддена - в конце концов, вы не можете нанять верхнюю губу намного жестче, чем у Ферта - но это, по крайней мере, кивает на этическую двусмысленность того, что правительство реквизирует тело человека, не получая согласия его семьи (еще одна вещь, о которой открыто говорит сценическое шоу). «Со многими военными историями, которые вы наследуете, есть хорошие и плохие, и война на самом деле не такая», — говорит Макинтайр. «Хорошие люди делают плохие вещи по лучшим причинам. Это позволяет нам видеть его в более человеческом свете, через несовершенных и сложных людей.
«Речь идет о том, чтобы задать вопрос: что бы вы сделали? Кем бы вы были из этих людей? И это вечный вопрос».
Камминг соглашается: «Это говорит о чувстве, когда происходит что-то огромное и вне вас и далеко, и вы чувствуете себя безнадежным и бесполезным и не знаете, что делать. Мы почувствовали это с пандемией, и она все более страшно мчится к нам с войной и ужасающими вещами, происходящими там».
В сценическом шоу есть ряд, которому удается сочетать зани-рэп-лирику с отрезвляющим посланием о том, что фашизм не исчез с 1945 года - что его идеологии все еще продаются, с растущим успехом.
Никто ни в одном из проектов операции «Фарш» не мог знать, что их работа будет появляться в то время, когда судьба Европы снова почувствует равновесие, но работа Монтегю, Чолмондели, Леггетта и Лесли явно не просто изменила ход военной истории: ее наследие живет. Существует даже учебная программа GCHQ под названием «Операция Фарш», которая учит оперативников разведки, как создавать поддельную личность в Интернете - в комплекте с правдоподобной предысторией, конечно.
#проекты #новости #политика #война #гитлер #операция #план #история
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: Операция Фарш: поразительная история обмана, который обманул Гитлера и помог выиграть войну.