Человечество всегда старалось сделать свою жизнь максимально комфортной. Едва перейдя от кочевого образа жизни к оседлому, люди начали преобразовывать окружающую среду для собственного удобства: выкапывали колодцы и возводили запруды. В индустриальной эпохе уже невозможно представить себе общество без множества тех вещей, которые появились после изменения окружающего мира. Некоторым казалось мало уже достигнутого, и даже грандиозные каскады ГЭС, огромные по своим масштабам дамбы или дороги, проложенные сквозь толщу скальной породы, им не казались значимыми достижениями. Так появился проект, который мог изменить очертания морей и континентов, избавить людей от голода и нищеты. Проект, амбициозность и масштаб которого превосходил даже самые смелые идеи писателей-фантастов. И потому неудивительно, что его название — Атлантропа — перекликается с мифическим утонувшим континентом.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
В 20-е годы прошлого века человечество отходило от ужасов Первой мировой войны. Последствия которой породили множество новых мыслей среди инженеров, учёных и политиков всего мира. Появлялись идеи обустройства будущего мира таким образом, чтобы избежать повторения подобных конфликтов. Одна из довольно часто высказываемых теорий гласила, что все #войны возникают вследствие нехватки ресурсов и, в частности, энергии. В это время и появился со своим грандиозным замыслом немецкий архитектор Герман Зёргель.
Герман Зёргель в окружении изображений своего проектаВ 1927 году он представил титанических масштабов проект, названный Атлантропа. Герман считал, что обеспечив Европу дешёвой и доступной электроэнергией, а также создав обширные плодородные пространства на севере Африки, решится множество проблем, которые и стали причиной мирового конфликта.
Масштаб его задумки был поистине колоссален. Основой для Атлантропы должны были стать две гидроэлектрические дамбы, которые должны были перекрыть Гибралтарский пролив и Дарданеллы. По задумке архитектора, производимой на них энергии хватило бы для полного покрытия всех нужд Европы. Средиземное море, отделённое от Атлантики с одной стороны и от Чёрного Моря с другой, неизбежно бы обмелело. Проект имел несколько вариантов, и по одному из них предполагалось создать третью дамбу между Сицилией и Тунисом, разделив море на две части. Общее снижение уровня воды в нём достигло бы около ста метров в западной и двухсот метров в восточной части.
Возможный вид Атлантропы из космосаИзбыток электроэнергии от циклопических размеров гидроэлектростанций планировалось использовать для орошения земель в центральной Африке, создав там фактически искусственное море — Сахарское. Также по одному из вариантов проекта планировалось затопить бассейн реки Конго для создания еще одного искусственного моря — Конголезского. По расчётам Зёргеля на реализацию проекта потребовалось бы не менее ста лет и совместная работа всех европейских стран.
Проект поддержали многие архитекторы, инженеры и политики европейских стран. Однако нашлось и немало тех, кто справедливо указывал на негативные последствия задуманного, которые автор мог не учитывать. К примеру, осушённые территории Средиземного моря оказались бы покрыты слоем соли, что сделало бы земледелие на них практически невозможным.
Обратите внимание: Как сложилась судьба Василия Клубкова, который выдал Зою Космодемьянскую.
Значительно поднялась бы среднегодовая температура, создав настоящую соляную пустыню на месте бывшего моря.Категорически против выступило и большинство прибрежных стран. Развитая портовая инфраструктура, а также завязанное на близость моря сельское хозяйство — всё это фактически одномоментно стало бы малорентабельным или вовсе ненужным. Зёргель даже вносил в свой проект изменения на основе этих возражений. Так, например, планировалась особая система каналов, которая сохранила бы Венецию в статусе города на воде. Но в большинстве своём портовые #города утратили бы свою значимость.
Проект АтлантропаКроме того, столь масштабный проект отразился бы и на уровне всего мирового океана. Неизбежное его повышение могло повлиять на многие территории, с таким трудом отвоёванные людьми у моря. Например, сложные системы дамб и шлюзов на побережье Нидерландов, которые потребовали бы значительной перестройки, и, скорее всего, оказались бы ненужными. Были бы затоплены многие прибрежные районы и города. И если под влиянием общественного мнения в проекте Зёргеля Венеция оставалась такой, как и была, то так же позаботиться о множестве похожих поселений по всему земному шару было попросту невозможно.
Герман Зёргель всеми силами старался популяризировать свою идею. Возможно, именно из-за того, что он колесил по всей Европе, проект стал довольно известен, и о нём сохранилось немало как критических, так и восторженных отзывов.
Один из вариантов перекрытия Гибралтарского пролива с использованием каскада дамб вместо однойОднако с приходом нацистской партии к власти в Германии Зёргелю было запрещено напрямую пропагандировать свой проект. А после Второй мировой войны значение Атлантропы и вовсе нивелировалось из-за появления атомной энергетики, как более простого и удобного способа получения большого количества электроэнергии. К тому же некоторые специалисты справедливо указывали на то, что этот проект крайне уязвим в случае военного конфликта: нанесение точечных ядерных ударов по дамбам могло привести к поистине катастрофическим последствиям.
Проект Атлантропа. Оранжевым указаны участки суши, которые освободились бы от вод Средиземного моря при постройке дамбГерман Зёргель умер в 1952 году, а вместе с ним умер и его нереализованный проект. Человечество вступало в фазу холодной войны и все свои ресурсы тратило на совершенствование ядерной энергетики. Атлантропа была практически забыта и осталась на страницах #истории скорее как титанических размеров курьёз. Породивший, впрочем, другие глобальные и весьма амбициозные проекты по изменению природы под нужды человечества. К примеру, Озеро Чанган или поворот сибирских рек. Однако масштаб их замысла определённо не дотягивал до уровня Атлантропы.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.
Другие интересные материалы:
- Устаревшие на стадии проекта. Недолгая история линейных крейсеров типа «О»
- История настоящего морского офицера и сына своего отечества Луиджи Сансонетти
- Театр на воде времён Первой мировой. Как английские моряки боролись с невидимым врагом?
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: Атлантропа — проект на стыке двух мировых войн, который мог навсегда изменить мир.