Так уж получилось, что к началу Великой Отечественной войны штурмовики Ил-2 только начали поступать в войска и фактически ими полностью укомплектовали только один полк – 4-й шап, который находился не в первом эшелоне и вступил в бой через несколько дней в ходе воздушного сражения в небе над Бобруйском. В остальных полках имелось по несколько «Илов», на которых летный состав только учился летать, а наземные службы осваивали матчасть.
В 70-м гвардейском шап (бывшем 74-м шап) еще и хорошие художники служилиОдним из таких полков стал 74-й шап, на долю которого выпало столько горьких приключений, что его можно считать одним из наглядных примеров того, куда делись в начале войны почти все советские самолеты.
Все началось с того, что полк, в котором на 22 июня имелось 18 И-15 и 4 Ил-2 базировался на аэродроме совсем рядом границей – всего полтора десятка километров. И его прямо на аэродроме, 22 июня, проштурмовали «мессеры». Попытки взлететь закончились потерей 4 человек. Вся матчасть полка была потеряна прямо на аэродроме, комполка Борис Васильев пропал без вести, новым командиром стал капитан Сентемов.
При этом часть полка 22 июня находилась на заводе в Воронеже, где занималась приемкой новых «Илов». Причем это были наиболее опытные летчики – командиры эскадрилий и звеньев. Уже на следующий день они вылетели на «Илах» на фронт и приземлились в Бобруйске. Впрочем, от того, что в полку теперь имелось несколько машин было не сильно легче – за пять дней удалось совершить 15 боевых вылетов, после чего 27 июня 74-й шап отправили на переформирование в Воронеж.
В 70-м гвардейском шап (бывшем 74-м шап) еще и хорошие художники служилиПереформирование и обучение использованию новой техники продолжалось до 10 июля, после чего 74-й шап отправился на Юго-Западный фронт, располагая 33 самолетами Ил-2. В тот же день он начал боевую работу.
Ко 2 августа от 33 самолетов полка остались всего 2 машины. Причем в основном матчасть была потеряна за период с 10 по 18 июля, когда полк бомбил немецкие мотоколонны на дороге Житомир-Киев. Через несколько дней полк получил пополнение – еще 10 машин, что позволило ему действовать еще два дня: 8 и 9 августа, после чего был отправлен на переформирование. Таким образом, за полтора месяца боевой работы полк фактически два раза потерял матчасть вместе с пополнением: первый раз – даже не успев толком вступить в бой, «на спящем аэродроме», а потом в ходе боевой работы от немецких зениток и истребителей, а также вследствие недостаточной освоенности техники. Это – наглядный пример того, куда делись самолеты ВВС РККА в начале войны.
Так вот в ходе боевой работы по немецким мехколоннам, наступавшим в полосе Юго-Западного фронта и случился трагикомический случай, который раскопал историк авиации Михаил Тимин. Собственно, он доступен на «Памяти народа», достаточно посмотреть журнал боевых действий 74-го шап.
Почему в заголовке написано «Рудель отдыхает»?! Да просто этот господин прославился не только своей упертостью в плане выполнения боевых заданий, но и своими рассказами о том, как он с одного снаряда подбивал советские танки. История из журнала боевых действий 74-го шап не менее эпична.
12 июля 1941 года, вечером, на боевое задание вылетела пара «Илов»: капитан Яшанов и старший лейтенант Ермилов. Их заданием была бомбежка аэродромов немцев у Бышева и Юрова. В указанном районе аэродромов не оказалось, зато летчики обнаружили скопление танков и транспорта в районе запасной цели - у Фасовой. «Илы» сделали по три захода и сбросили на цель бомбы, обстреляли из пулеметов и РС-ов. Дальше, словами ЖБД:
«в результате атаки возникли взрывы и лесной пожар. Уничтожено 300 танков, что подтвердили представители 5-й армии».
Удивительно, но этот самый эпичный вылет «Илов» на штурмовку за все годы Великой Отечественной войны, в котором ДВА "Ила" уничтожили ТРИСТА танков, почему то так и остался неизвестен потомкам. Не заметил его и Клейст, «потерявший» в ходе успешного вылета значительную часть своей бронетехники. Видимо отцы-командиры объяснили штурмовикам, что они конечно, дерутся на «летающих танках», но не стоит рассказывать о том, как все немецкие панцерваффе развалились под одним лихим ударом.
Само собой, этот эпизод не нашел места и в наградных документах капитана Ивана Яшанова. В 1942 году его наградили орденом Красного Знамени. К тому моменту на счету Яшанова было 27 боевых вылетов. В дальнейшем Яшанов стал инспектором по подготовке летчиков-штурмовиков, а также занимался организаций эстафетной перегонки «Илов» на фронт. Дожил до Победы.
Боевой путь Фёдора Ермилова оказался короче. Его подбили 29 декабря 1942 года. Летчик успел совершить вынужденную посадку и даже попал в санчасть. Но вылечить его не смогли.
И тем не менее, несмотря на потери, несмотря на вот такие трагикомичные моменты, летчики 74-го шап делали свою боевую работу так, как могли. Они недостаточно хорошо владели матчастью, работали по целям без истребительного прикрытия, сами самолеты имели массу конструктивных недостатков и производственных дефектов, потому что были запущены в серию совсем недавно. По сути, освоение «Илов», отработка их боевого применения и технологии изготовления велись в боевых условиях самой высокой ценой.
И все-таки, несмотря на все недостатки и отсутствие опыта, результат работы был. Потому что как написал потом, позднее один из немецких офицеров, испытавший на себе все прелести работы «Илов» и других советских самолетов:
«…Наше подразделение, однако, понесло потери от внезапных ударов армейской авиации, укрытием от которых на открытой местности Украины были только обширные пшеничные поля…»
-----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи , подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: «Рудель отдыхает». Как два «Ила» «разбомбили» почти все танки Клейста.