Высадка десанта спецназа у дворца Тадж-Бек вечером 27 декабря. Восстанавливаем хронологически картину боя - операции Шторм-333. 5 БМП и 1 БТР со спецназом и солдатами мусульманского батальона под огнём завершают путь по серпантину к главному входу дворца Тадж-бек.
Начало рассказа - Штурм дворца Амина. Спецназ ГРУ и КГБ на БМП и БТР.
инсталляция из фильма 1979. Афганский «Шторм» - Военная приемка. След в истории / Штурм дворца Амина#дворец Тадж-бек
Федосеев, БМП № 035 (головная) : "Когда проехали первый пост, машина въехала на площадь перед дворцом, осталось нам проехать метров 40, машина была подбита. Проезд был настолько узок, что две легковые машины с трудом расходились, а боевые машины вообще не могли разъехаться. Боевая машина начала кружиться, командир БМП (Х.Абдуллаев) громко закричал, у него осколок брони попал в бедро."
инсталляция линий огня Шилок (белые линии с соседнего холма). Головная БМП попадает на торце дворца под дружеский огонь. фильм 1979. Афганский «Шторм» - Военная приемка. След в истории / Штурм дворца АминаКомандир роты Мусульманского батальона Владимир Шарипов, № 036 (вторая в колонне): "В общем, на въезде на площадку перед дворцом первая БМП зацепила край стены и... заглохла! Уже стрельба вовсю, с парапета дворца по нам в упор лупят, а механик никак передачу выбить не может! Пули ливнем по машине бьют. Я думаю: «Не хватало только ещё гранатомётчиков, по одному на каждую машину». Такого огня мы не ожидали... Я сразу дал команду спешиться. «Альфовцы» наружу выбрались....
Валерий Курилов (БТР-60ПБ № 018): Опомнился я только у какого-то небольшого — не более полуметра — каменного парапета. Осмотрелся. Наши залегли вдоль парапета. От своего БТРа я отбежал метров на десять — пятнадцать. Вся наша колонна как-то смешалась. Впереди, перегородив дорогу, дымил БТР (БМП - О.Д.). Прямо за парапетом — дворец, ярко освещенный прожекторами.
Шарипов: "Наконец, первая БМП завелась, сдала чуть назад и мимо этой стенки выскочила к дворцу. Мы — за ней следом вырвались на площадку."
Ст.лейтенант Хамидулло Абдуллаев (Мусбат, головная БМП № 035 ) "Снаряд влетает между катками, пробивает корпус и уже на излёте утыкается в пятку левой ноги. Тупой удар. Боли не чувствую, но в сапоге начинает хлюпать кровь. Механик докладывает: «Двигатель заглох – повреждён воздухопровод». Приказываю: «Запускай аккумулятором». Удалось! Продолжаем движение. Носом тараним ворота рядом с караульным помещением и въезжаем на площадку перед Тадж Беком. На ней стоят с десяток новеньких ГАЗ-24. Мы их давим. Останавливаемся. Изо всех окон дворца личная охрана Амина обстреливает нас... "
на этом фото иллюстрируется выезд БМП на площадку перед фасадом дворцаЗдесь надо внести ясность. Согласно Шарипову, водитель первого БМП сумел снова завести мотор и поехал. Согласно Абдуллаеву, его головная БМП поехала не к главному входу дворца, а свернула направо - на стоянку автомашин. Таким образом подбитая машина открыла самостоятельно дорогу всей колонне. Следующие три БМП держали курс уже к главному входу. Не все бойцы спецназа, которые десантировались или не десантировались из машин в горячке боя эту ситуацию в голове колонны видели. Потому в их воспоминаниях и в интернете фигурирует рассказ о том, что вторая боевая машина столкнула с дороги головную БМП.
на этой инсталляции виден шлагбаум справа от караульного помещения. Схема условна, на ней нет кустов и парапета между серпантином и выездом на автомобильную площадку у дворца. Этот выезд на автомобильную площадку на фото перегораживает уже головная БМП, хотя шлагбаум ещё не сбит. Фильм ИМЯ Победы - Афганистан 1979 Штурм Дворца Амина#спецназ
Валерий Емышев: "Наша БМП (БМП № 037, 4-ая в колонне) остановилась на углу дворца. Мы выскочили. Перед нами дворец, освещенный прожекторами. И тут боевые машины опять газуют (то есть БМП № 035 освободила дорогу - О.Д.), задние двери захлопываются. Сесть не успеваем. Подаю команду:
- Под прикрытием БМП - вперед!
инсталляция выезда 3 БМП перед дворцом из фильма ИМЯ Победы - Афганистан 1979 Штурм Дворца Аминацентральный вход дворца Тадж-Бек, 2021, отреставрировано https://www.darivoa.com/a/taj-beg-palace-/5694275.htmlБежим. Темно, ничего не видно, только пули свистят над головой. Две передние машины ушли вперед - первая стояла уже у центрального входа, вторая чуть ближе. Огляделся. Остались мы вдвоем с Якушевым, Поддубный куда-то исчез (Владимир Поддубный из группы Зенит, он поднимался вверх по лестнице. Получается он примкнул в какой-то момент к бойцам Грома - О.Д.). Я говорю Якушеву: "Надо пробираться к центральному входу". Под прикрытием БМП мы с Якушевым перебежками добрались до центрального входа, заскочили в здание. Над входом во дворец - козырек, колоннада по кругу.
вид из вестибюля на лестницу фильм 1979. ВАфганский «Шторм» - Военная приемка. След в истории / Штурм дворца АминаКогда вбежали внутрь, Якушев бросился по лестнице наверх, а я направо, заглянул в дежурную комнату.
Обратите внимание: Советское вторжение в Афганистан. Война, положившая начало распаду страны.
Он сразу хотел наверх метнуться, а я говорю ему: »Давай сюда налево, надо узел связи уничтожить». В вестибюле кроме нас никого не было. Я влево побежал, открыл дверь комнаты дежурного, она была вся освещена, но в ней никого не было. Направо — холл, а дальше телефонный узел. Коридор тоже оказался безлюден. Вижу, Якушев поднимается по лестнице, оборачивается ко мне и кричит: - ...Твою мать, что же они делают? вид с лестницы на вестибюльА наши "Шилки" и действительно били по дворцу, по своим. Наверное, сигнал "отбой" для них не прошел. Так вот, он крикнул и упал. Как-то медленно упал, словно не торопясь. Якушев упал, я бросился к нему, ну и в это время меня самого чем-то крупным в правую руку долбануло: автомат вывалился, рука висит, куски мяса, перерублены все кости. Я упал, стал отползать к входной двери. В это время в вестибюль заскочил Сергей Коломеец, дал очередь из автомата вправо, очередь — влево и вышел. Затем ворвались другие (А.Плюснин, В.Гришин, В.Анисимов, В.Карпухин и? др. - О.Д.). Ребята меня увидели, помогли. Коля Берлев (подошел позже - О.Д.) бинт на раненую руку намотал и меня в БМП (№ 036) посадил, которая как раз напротив входа стояла. Огонь уже не такой сильный был, как вначале, и можно было передвигаться. А ребята наверх пошли."
Андрей Якушев - переводчик ПГУ КГБ, находился в БМП 037Сергей Коломеец десантировался из БМП № 036 - той самой, которая на глазах Емышева, когда он ещё бежал к дворцу, уже подъехала к центральному входу. Благодаря огню этой БМП Емышев и Якушев и смогли проникнуть первыми во дворец через главный вход. Десант высадился из этой машины № 036 позже них. В.Карпухин: "Когда БМП остановилась, я слегка припугнул оператора-наводчика. Сказал ему, чтобы не жалел боекомплекта, а стрелял в максимальном темпе. И он постарался, от дыма в машине просто нечем было дышать. Очень скоро все снаряды и патроны к пулемету, спаренному с пушкой, были израсходованы." Однако непонятно, была ли дверь уже вышиблена огнем из БМП № 036 или была просто не заперта.
Показывают откуда велся нами огонь снизу по верхним этажам. Фильм ИМЯ Победы - Афганистан 1979 Штурм Дворца Амина. В.Емышев вверху слева, В.Карпухин вверху справа, М.Романов - внизу справа http://www.specnaz.ru/articles/267/18/3126.htmВиктор Карпухин, старший на БМП № 036 : "Я заставлял механика-водителя (БМП № 036) подъехать поближе к дворцу. Под таким плотным огнём не то что десантироваться, а высунуться - и то было просто безрассудно. Поэтому механик-водитель подогнал БМП почти к самому главному входу. Благодаря этому в моём экипаже легко ранили только двух человек. Все остальные подгруппы пострадали гораздо сильнее. Я выскочил первым, рядом со мной оказался Саша Плюснин. Открыли прицельный огонь по афганцам, которые стреляли из окон. Тем самым дали возможность десантироваться всем остальным бойцам нашей подгруппы. Они сумели быстро проскочить под стены и прорваться во дворец."
Владимир Гришин: «Мы выскочили из БМП и бросились к входу во дворец. Виктор Анисимов (из БМП №038. Получается, что он уже успел подтянуться к главному входу- О.Д.) выстрелил из гранатомета «Муха» (видимо, вглубь помещения, а не для того, чтобы сделать пролом - О.Д.) , я находился сзади него и не успел увернуться, хотя он кричал, чтобы все, кто был сзади, отошли. Видимо, тогда меня контузило (от близкого выстрела из гранатомета - О.Д.), но я быстро пришел в себя. Мы укрылись под навесом на первом этаже вестибюля. Он был освещен, и там во -всю была стрельба. По команде Карпухина мы бросились вперед. У лестницы, которая вела на второй этаж, лежал Емышев. А накануне на инструктаже на вопрос «Что делать с ранеными?» было такое тягостное молчание, и я не помню, по моему, представитель посольства, сказал: «Вообще-то задачу надо выполнять». Никто не сказал, что не надо помогать, но никто и не ответил. Мы поняли, что основное — выполнить задачу.
Подбегая к лестнице, возле которой Валерий Петрович (Емышев) лежал, я просто увидел его глаза, как он смотрел на меня. И Витя Анисимов, и я просто схватили его, смотрим, а у него кисть левой руки оторвана. Мы вытащили его под навес, попробовали перебинтовать ему руку, а он говорит: «Володь, у меня там рука оторвана, ты не смотри, чтобы тебя это не шокировало». Мы же все первый раз были в настоящем бою и первый раз видели раненых людей. Мы перевязали его и оставили. Когда стали заходить снова в вестибюль, я увидел бойца, лежавшего навзничь, во лбу у него была огромная дырка. Это был Андрей Якушев.
Николай Берлев, БМП № 036. "Выбегаем (из БМП) - и к дверям. У входа во дворец лежит Валера Емышев: правая рука оторвана, болтается на жилах. Рядом вскрикнул Сергей Коломеец: "Дед, мне грудь обожгло". "Тебя ранило, Серега!" Я его оттащил в уголок у парадной двери. А гранаты сыплются сверху, как огурцы. И шквальный пулеметный огонь отовсюду."
Александр Плюснин, БМП № 036. "Возможно, нашей пятерке (Плюснин, Карпухин, Гришин, Коломеец, Берлёв - О.Д.) повезло, что сумели «подать лимузин» к самому крыльцу, чуть ли не на ступени заехали! Из башенной пушки БМП вынесли входные двери (секунда), спешились (две секунды) и подскочили под козырек (еще три секунды). Десантировался я первым. Потом мы прикрывали высадку десанта (полминуты), потом под огнем гвардейцев просочились в холл дворца (минут пять, а то и меньше). В бою время тянулось необыкновенно медленно. Каждый рывок, каждый бросок от колонны к колонне, от угла к стене — эти секунды, они были такими длинными, ноги не хотели двигаться, и я до сих пор помню некоторые колонны, потому что я смотрел на них и думал — успею добежать, чтобы прикрыться?" Сам бой в холле занял еще минут пять. Быстро нужно было действовать. Стремительно!
Бойцы Грома перед штурмом, В.Карпухин в центреПохоже, что несколько афганцев убив Якушева, могли спуститься вниз к холлу и вступили в перестрелку с группой Карпухина.
Продолжение следует.
Олег Душин, журнал №72 Друг Истории, #афганская война
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: Заход спецназа Грома во дворец Амина. Афганистан 1979. ч.2.