Ну вот, как я и предположил в первой части этой статьи, ушёл из Чёрного моря один Иджис-эсминец – DDG-78 Портер, и на смену ему пришел другой - DDG-51 Орли Бёрк. Из той же эскадры шестого флота Комдесрон 60, с той же ВМБ Рота.
Иджис и установка вертикального пуска (УВП) Mk.41 сейчас это неразделимые даже в понимании многих специалистов элементы вооружения кораблей. Но это было не всегда так. Иджис была создана раньше и ею впервые оснастили крейсер УРО CG-47 Ticonderoga (Тикондерога), головной в серии. На нём были ещё классические балочные пусковые установки наклонного старта.
Головной корабль класса Тикондерога USS CG-47 Ticonderoga проходит Суэцкий канал.
На сегодняшний день первые пять корпусов этого класса списаны. УВП появилась только на 6-м корпусе этой серии крейсере Bunker Hill (CG-52). В строю на данный момент 17 таких кораблей.
Тикондерога и Бёрки – два сапога – пара, или, как говорят американцы, Two peas from the same pod. (букв. Две горошины из одного стручка).
Коллаж автораНа переднем плане крейсер CG-52 Банкер Хилл класс Тикондерога, на заднем плане эсминец DDG-52 Барри класс Орли Бёрк
Только у Бёрков труба пониже и дым пожиже. При проектировании Бёрков ставилась задача получить 3/4 Тикондероги за 2/3 её стоимости. Этого не удалось, Бёрки оказались дороже. Но корабли вооружены практически одинаковыми, с учетом модернизаций, машинами, БИУС, системами связи и РЭБ, оружием, вертолётами.
У них одинаковые турбины ГЭУ - главной энергетической установки, надёжные, отлично зарекомендовавшие себя General Electric LM2500, по 4 и на крейсере, и на эсминце, но на эсминцах они форсированы добавлением ещё одной ступени сжатия, так что суммарная мощность ГЭУ крейсера 80 000 л.с, а эсминца 105 000 л.с.
Рисунок в свободном доступе. Взято на https://www.nauticexpo.com/prod/ge-marine/product-31041-369367.htmlМорской модуль газовой турбины General Electric LM2500
Фото в свободном доступеДля представления о размерах. Загрузка двух модулей турбин в машинное отделение крейсера CG-52 Банкер Хилл
Фото в общественном достоянии. Взято на https://shipshub.com/ru/ships/57-1.htmlОбслуживание газовой турбины на крейсере Анцио CG-68 класс Тикондерога
Тем не менее скорость хода кораблей одинаковая - 32 узла, видимо бОльшая мощность эсминцу понадобилась потому, что он «толще» на 1.6м - ширины по ватерлинии 16.7 и 18.3 м, и короче на 13 м – длины 172 и 159 м. При этом бортовая качка на эсминце меньше при той же волне. Тикондерога охотно валится на борт. У них одинаковые (ну почти) БИУС – AEGIS, одинаковые установки вертикального пуска ракет Mk.41 – но у крейсера 128 ячеек, у эсминца 96 (минус краны). Одинаковые главные радары AN/SPY-1, одинаковые РЛС подсвета воздушных целей AN/SPG-62, на крейсере 4, на эсминце 3. Одинаковые ракеты, вертолёты и многое другое. Водоизмещение Тикондерог 9800т , Бёрков - около 8500 т (серия I), 9000 т (серия II) и 9650 т (серия IIA)
Я буду рассказывать на примере эсминцев класса DDG-51 Арли Бёрк (или Орли, что нам всё равно), если будет нужно отмечу отличия крейсера класса DDG-52 Тикондерога..
Фото в свободном доступеКрейсер CG-67 Шило класс Тикондерога. Хорошо видны две артустановки Mk.45, две одинаковых УВП по 64-3=61-й ячейке, две антенны РЛС подсвета целей AN/SPG-62 в нос и две в корму.
Наиболее часто обсуждаемым элементом Иджис-кораблей является установка вертикального пуска (далее УВП) ракет. Надо признать, приём на вооружение УВП произвёл революцию не только в американском военном кораблестроении, но и во всём мировом. Такое решение позволило увеличить боекомплект, упростило обслуживание, сняло ограничение по направлению пуска любой ракеты – больше нет запретных секторов и не нужно разворачивать корабль перед пуском, теряя жизненно важное в бою время. Впервые УВП были опробованы на эсминцах класса Спрюэнс. Это были вертикальные ПУ Mk.44, 2 блока по 4 ячейки для КР BGM-109.
Коллаж автораНосовая установка вертикального пуска Mk.41 из 32-3=29 ячеек на эсминце DDG-58 Лабун
Да и сами ракеты теперь стали «ампульными», не требующими обслуживания в течении всего срока службы, порядка 10 лет. Они поступают из арсеналов в герметичных транспортно-пусковых контейнерах, где хранятся в атмосфере осушенного азота.
Подготовленные к загрузке на эсминец DDG-91 Прикни ТПК (по американски canisters – канистры) с ракетами.
Мелкая нечисть, называемая в народе «диванные», любит, захлёбываясь от восторга, считать ракеты в УВП вражеских кораблей. При этом в зависимости от того, что они хотят доказать, «заряжают» их либо 96-ю (122-мя) крылатыми ракетами, либо таким же количеством ЗУР.
В реале всё не так красиво, и цифры они называют неверные.
Дело в том, что на Бёрках первой и второй серий устанавливались загрузочные краны. На Тикондерогах они и сейчас стоят. Кран занимает три объединённые ячейки. Естественно, на столько же меньше ракет можно загрузить в носовую или кормовую УВП. При этом если для Тикондероги количество ячеек указывается правильно – 122 ((64-3 крановые) х2=122), то для Бёрков о выделении по три ячейки под кран в каждой пусковой почему-то не упоминают - (64-3крановые +32-3крановые=90). Правда, начиная с 79-го корпуса, краны в ячейки уже не монтируют.
А на первых сериях это выглядело вот так.
Фото в свободном доступе.Загрузка, а правильнее сказать заряжание, УВП в походных условиях. На заднем плане справа разряженные пусковые установки для ПКР Гарпун. И как перекидывать ТПК с ракетой под этот кран с судна-снабженца?
Встроенный кран предполагалось использовать при перезарядке в море на ходу и при волнении до 5-и баллов.
Но оказалось, что это сложно и опасно. Сначала допуск по волнению для такой работы снизили с пяти до трёх баллов, а потом и вовсе от этого отказались. Теперь для перезарядки корабль должен покинуть район боевых действий, вернуться в базу, получить боекомплект, и снова прийти в район. Неделю минимум вынь да положь! Господа подхрюкиватели, кто там радостно повизгивает по поводу долгой перезарядки С-400?
Фото в свободном доступе.Заряжание кормовой пусковой Mk.41на борту эсминца DDG-65 Бенфолд портовым краном.
«Но, стоп!» —говорит эта курортница и показывает пальцем. Кран убрали, а ячейки-то просто заварили? То есть ячеек под ракеты всё равно 61 на корме и 29 в носу? Да, на кораблях серий I и II, а это – 28 корпусов из 68, только по 90 ячеек для ракет.
И это создаёт кашу в головах обозревателей и политологов. Кто говорит «…с 96-ю крылатыми ракетами», а кто «…с 90 крылатыми ракетами». Но неправы и те и другие.
В СМИ часто мелькают «типовая загрузка» или «типовой боекомплект» Иджис-корабля. Не верьте. Нет такого. Всё зависит от задач, стоящих перед каждым кораблём в данной миссии. И от того какие корабли идут вместе с ним и какие у них будут задачи и боекомплект.
Вот что может быть заряжено в ячейки Mk.41.
Рисунок автора. При перепечатке ссылка на данную публикацию обязательнаЛюбая ракета может быть установлена в любую ячейку пусковой. Таким образом если корабль должен наносить удар по береговым целям, он возьмёт больше крылатых ракет RGM-109 (бывшая BGM-109), если в миссии на него возложена задача ПВО, то больше зенитных ракет. В одиночной миссии УВП будет заряжена преимущественно ЗУР и ПЛУР, в конвойной - противокорабельными, противолодочными и зенитными ракетами. И только в такой войне, как против Сирии, когда можно обстреливать противника, которому нечем дать сдачи, в Mk.41 могут оказаться 30-60 Томагавков. Но не 90 и тем более не 96.
Постоянное присутствие эсминцев класса Арли Бёрк рано или поздно должно вылиться в крупную провокацию. Истерическое всемирное стенание по поводу «неизбежного нападения» России на Украину, не оставляет сомнений в том, кто и как послужит пушечным мясом в этой провокации
Вот «семейное» фото по завершении последних внеплановых учений.
Коллаж автораПостроение кораблей, участников внеплановых учений флотов НАТО. Обратите внимание – в первом ряду за Маунт Уитни шлёпают украинские кораблики.
Корабли присылают для моральной поддержки украинской военщины. Это нужно для создания уверенности у президента Зеленского в том, что НАТО поддержит любые его агрессивные действия. Этой же цели служат отправка на Украину воинских подразделений и специалистов, поставка ПЗРК Стингер и новых партий Джавелинов, вертолётов Ми-17 и катеров.
Зеленского давно и мощно подталкивают к пропасти – провоцированию России на войну. Но в большой провокации американцы даже не станут заходить в наши терводы, а будут «грозно» поддерживать украинские катера с расстояния километров 25, то есть в миле от тервод, чтобы держать ситуацию под радиолокационным контролем. Радиогоризонт для высоты установки антенны AN/SPY-1 составляет примерно 27-30 км.
И я не думаю, что они будут открывать огонь, таранить или ещё как-нибудь грубить. Нет как только почувствуют на себе "взгляд через прицел" как обещал президент Путин, так тихонько слиняют подальше.
Неоднократные визиты американских кораблей вдохновляли президентов недогосударства.
Official U.S. Navy Page from United States of AmericaАвтор фото S. Weston Jones/U.S. Navy Статус фото – общественное достояниеОДЕССА, Украина (17 июля 2017) Cmdr. Питер Халворсен, командир эсминца USS Carney (DDG 64), показывает центр боевой информации президенту Украины Петру Порошенко во время экскурсии по кораблю в Одессе, во время учений Sea Breeze 2017
Посещение президентом Зеленским эсминца DDG-71 Росс. На заднем плане командующий 6-м флотом США адмирал Юджин Блэк, на переднем командир корабля коммандер Джон Д. Джон. 2021 год
Фото в общественном достоянииТадд Горман (в центре) командир эсминца USS Ross (DDG 71), демонстрирует боевой информационный центр корабля вице-адмиралу ВМС Украины Сергею Гайдуку во время учений Си бриз 2018.
Первая часть
Вторая часть
Немного отвлеклись на президентов, но в следующей части опять вернёмся к технике.
Вот, что будет в продолжении. Пока в работе
#орли бёрк #арли бёрк #эсминец #крылатые ракеты #томагавк #с-400 #иджис #черное море #украина #война на донбассе
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: Иджис-корабли в Чёрном море. Угроза с юго-запада 3.