6 прототипов поручика Ржевского. Друг Марса, Вакха и Венеры

Содержание

Какой же это егерь, а тем более гусар, если... он не скандалист, не сквернослов, не смутьян и не любитель выпить! Мемуары генерала барона де Марбо.

№3. Чаще всего прототипом поручика называют тульского дворянина Сергея Семеновича Ржевского.

Эта личность стало особенно популярной после публикации мемуаров его племянницы, княжны Надежды Ржевской, найденных в архивах краеведческого музея.

Чем же прославился Сергей Семенович? В основном своими выходками и причудами, которые имели более чем особенный характер. «Тогдашние дворяне пили, играли в карты, содержали любовниц, и это было хорошо – так делали приличные люди. А Ржевский кутил по-своему. Это было не по-барски. Об его похождениях печатали в газетах, и вся Москва хохотала», – писала в мемуарах Надежда Ржевская. Самой известной из его проказ было появление на маскараде в образе печки; впрочем, этот эпизод упоминался столь часто, что я опущу его, а приведу другую, менее известную историю.

«Раз он пошел в женский монастырь. Там он выбрал молоденькую и хорошенькую монахиню и стал сзади нее, но так близко, что, делая крест и поклон, ударялся лбом ей в спину. Монахиня отошла, а он опять приблизился. Наконец, это заметила игуменья и поставила монахиню рядом с собой на игуменское возвышение. Сергей Сергеевич не пронялся этим и последовал за монахиней, даже и на то место... Тогда игуменья приказала двум монахиням вывести его из церкви. Те взяли его с двух сторон под руки и повели. Он шел до паперти без сопротивления. Там он прижал руки монахинь к своим бокам, кинулся вместе с ними бежать по площади и запел: «Вот мчится тройка удалая вдоль по дорожке столбовой» - пишет мемуаристка. Публика на площади хохотала и аплодировала, монахини, не поспевая за ним, падали, а он их все тащил и пел. Скандал вышел полный и на следующий день попал в газеты.

На самом деле сходства между двумя представителями одной фамилии не так уж и много. Поручик был храбрецом и героем войны, Сергей же склонности к военной службе не питал, да и пробыл на ней очень недолго, чуть более года и вышел в отставку всего лишь подпоручиком, не дослужившись даже до чина фольклорного персонажа.

«Но что же из него вышел за позорный гвардеец! Однажды мой отец, уже произведенный в офицеры, идет по Невскому и видит вдали гвардейца без портупеи, за которым денщик несет саблю. Мой отец спешит к этому офицеру с целью отправить его под арест за неправильное обмундирование, и вдруг оказывается, что это Сергей Семенович. Отец обращается к нему: «Сережа, да ты с ума сошел! Зачем же Кузьма несет за тобой саблю и портупею? Сейчас же возьми и надень на себя!» На это ответ: «Она очень тяжела, я не хочу» - пишет Надежда Ржевская.


В каком-либо волокитстве за дамами Сергей Ржевский тоже не был замечен, и так никогда не женился. Более того – он не любил ни игру в карты, ни алкоголь. Люди, рассказывающие об этом человеке, часто утверждают, что своими поступками он бросал вызов обществу, однако, на мой взгляд, это звучит слишком громко. Обычно «вызов обществу» в русском понимании этого выражения подразумевает протест против существующего политического или социального устройства, или какой-либо конкретной несправедливости, например, неправедного решения суда, в поведении же нашего героя этот мотив явно не прослеживается. По-видимому, предметом челленджа отставного подпоручика было не столько общество как таковое, а скорее общепринятые нормы поведения и правила приличия, и Сергей относился к типу людей, которых в наше время принято называть фриками - хотя, судя по воспоминаниям людей, знавших его, он не был лишен ни харизмы, ни человеческого обаяния.

Петр Семенович Ржевский.

Главное, что роднит поручика и отставного подпоручика – эксцентричность их поведения, и скандалы, в центре которых они постоянно оказывались. Существует, впрочем, еще одна версия, выдвинутая рязанскими исследователями, и заключающаяся в том, что образ фольклорного поручика был списан сразу с двух братьев – Сергея и Петра Ржевских. Петр Семенович Ржевский (1818-1900гг.), старший брат Сергея, вел более традиционный для дворянина и помещика образ жизни. Он воевал на Кавказе, и вышел в отставку штабс-капитаном лейб-гвардии Преображенского полка.

Петр Ржевский женат на представительнице еще одного знаменитого русского дворянского семейства - княжне Екатерине Волконской; после отставки работал в Веневском земстве, и одно время занимал должность уездного исправника. Рассказывают, что у него было 20 любовниц - разумеется, речь идет о дамах из общества; вполне возможно, что их значительно больше, если включить в «донжуанский список» женщин простого происхождения, сожительство которых с помещиком было в обычаях того времени. Следует признать, что братья неплохо дополняли друг друга и собирательный портрет двух Ржевских больше напоминает поручика из анекдотов, чем образ каждого из них по отдельности.

На суде слушается дело некоей дамы, которая сломала ногу, когда проходила мимо дома поручика Ржевского. Она обвиняет поручика в том, что это произошло именно из-за него. Судья спрашивает поручика: – Что же вы такого сделали, господин поручик, что дама внезапно упала? Ржевский защищается: – Я ничего специально не делал-с. Просто, как и обычно, стоял у открытой двери в своем домашнем наряде – шпорах и сабле.
В разгар гулянья поручик Ржевский предлагает гусарам:
- Господа, давайте искупаем коней в шампанском!
-Да вы что, поручик, у нас нет на это денег.
Поручик, задумчиво:
- Ну тогда хотя бы кота пивом обольем...
На балу поручик Ржевский, напившись как свинья, приставал к женщинам. При этом его уже не интересовала ни внешность женщины, ни возраст, ни ее пол.

N2. Герои романа Льва Толстого «Война и мир» Николай Ростов, Федор Долохов, и Анатоль Курагин.

Тот факт, что «Война и мир» Толстого явилась одним из источников вдохновения Александра Гладкова, автора пьесы «Давным-давно», - хорошо известный факт.. Сам драматург говорил, что «когда осенью 1940-го я задумал написать пьесу о 1812 годе, то каким-то образом в моем воображении соединились в одно давние впечатления о "Детях капитана Гранта" и "Войне и мире"».

Николай Ростов. Кадр из фильма "Война и мир" режиссера С. Бондарчука.

Известно, что герои романа Толстого – Наташа Ростова, Пьер Безухов и, в меньшей степени, Андрей Болконский стали постоянными участниками фольклорных историй о похождениях поручика. Однако названные нами личности – Ростов, Долохов, и Курагин там не появляются. Спрашивается, почему? Все дело в том, что персонажи анекдотов обычно подбираются по принципу контраста (умный Холмс и глупый – Ватсон; интеллигент и быдло; всесильный врач и бесправный пациент; доблестный разведчик Штирлиц и гнусный начальник гестапо Мюллер; а если перейти к предметам неодушевленным, то сталкивающиеся между собой «Мерседес» и «Запорожец»).

Трепетная, чувствительная и нежная Наташа Ростова – прямая противоположность грубому и брутальному Ржевскому, равно как и неуклюжий рефлектирующий интеллигент Пьер Безухов. В пьесе «Давным-давно» партнершей Ржевского стала вымышленная автором Шурочка Азарова. Почему же персонажем анекдотов стали не она, а Наташа Ростова? Наверно, все дело в том, что во-первых, Азарова ассоциируется со знаменитой «кавалерист-девицей» Надеждой Дуровой – персонажем не слишком женственным, а во-вторых, даже хрупкая и обаятельная Шурочка (в фильме ее играет Лариса Голубкина), имеющая мало общего с реальной Дуровой, кажется особой слишком бойкой и энергичной, и выглядит в некоторых сценах не столько противоположностью Ржевского, сколько его копией в женском обличье (наверное, не случайно в конце фильма ей собираются присвоить чин поручика).

Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой. Кадр из фильма "Война и мир" режиссера С. Бондарчука.

Что самое удивительное, Гладков, создается впечатление, как будто предчувствовал грядущую фольклорную связь Наташи Ростовой и Ржевского, когда писал в своих воспоминаниях, что «матерью» Шурочки Азаровой является «пленительная Наташа Ростова».

Упомянутые нами персонажи «Войны и мира» все в той или иной степени являются клонами Ржевского, - и героя пьесы Гладкова, и фольклорного персонажа. Наиболее симпатичный из них - Николай Ростов который, хотя и пользуется успехом у женщин, не стремится к репутации ловеласа и вообще является человеком с принципами. Эпизод, когда он спасает княжну Марью Болконскую, очень похож на сцену, в которой Ржевский верхом на коне врывается в дом Азаровых, чтобы защитить от французов Шурочку (на этот раз представшую в женском обличье, а не в наряде кузена-корнета); не случайно сам Ржевский при этом произносит слова «Встреча, как в романе».

Федор Долохов, и Анатоль Курагин в романе – крайне несимпатичные персонажи. Курагин – типичный нарцисс, он неумен, однако очень красив, обладает хорошими манерами и умеет производить впечатление на женщин (типаж, которого в наше время назвали бы «пикапером»). Долохов – более сложная фигура. Это циничный, жестокий и злой человек, бретер, интриган и авантюрист, в отношениях с другими людьми руководствующийся исключительно расчетом или минутными капризами. Впрочем, в нем есть и положительные качества – он искренне любит сестру и мать, а в сражениях с французами проявляет себя настоящим храбрецом.

В фильме Эльдара Рязанова тоже есть персонажи (например, офицер Пелымов, поклонник французской актрисы Луизы Жермон), напоминающие героев романа Толстого, однако их образы шаблонны и невыразительны, и зритель обычно не запоминает их имена. Ржевский воплощает в себе все те качества, которыми наделены партизаны из романа Толстого - не только такие, как отвага, предприимчивость и патриотизм, но и целый ряд негативных – заносчивость, бахвальство, вспыльчивость, нахальство и склонность к пьянству. Но делегировав свои черты поручику, сами эти персонажи становятся не нужны, а вместо них появляются Наташа Ростова и Пьер Безухов.

Пьер Безухов. Кадр из фильма "Война и мир" режиссера С. Бондарчука.
Hаташа Ростова танцует на балу с Пьером Безуховым.
-Граф, у вас пятнышко на манжете,- делает замечание Hаташа.
Пьер уходит в другую комнату и, не выдержав позора, вешается.
А Hаташа уже танцует с Андреем Болконским.
-Князь, у Вас пятнышко на сюртуке,- делает замечание Hаташа.
Андрей уходит в другую комнату и и в отчаянии стреляется.
И вот очередь поручика Ржевского.
-Поручик, у вас сапоги грязные...
-Hе беспокойтесь, мадмуазель, это не грязь, а г…. Подсохнет и само отвалится...
Корнет Оболенский – поручику Ржевскому:
— Поручик, я слышал, вы стрелялись с графом Безуховым из-за Наташи Ростовой?
— Да, я стрелялся из-за Наташи, а трус Безухов — из-за дерева!
Недавно узнал, что поручик Ржевский не из "Войны и мира".
Теперь точно нет смысла читать Толстого!

№1.Первым номером в списке, замечу, с определенными колебаниями, я поставил знаменитого партизана и поэта, героя войны 1812 года Дениса Давыдова.

В пользу приоритета этого реально существовавшего человека есть аргументы «за» и «против». Главным «за» являются слова драматурга Александра Гладкова, создателя образа Ржевского:

«Денис Давыдов был, пожалуй, самым активным из всех добрых гениев моей работы. Я знал его почти назубок и попутно даже выдумал пьесу о нем самом… Весь Ржевский вышел из стихотворения "Решительный вечер" – признается драматург. Где, между прочим, есть такие строки: На тройке ухарской стрелою полечу; ‎Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся, И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!».

Что же, хозяин (в данном случае - создатель образа) - барин! Другое дело, что поручик из пьесы Гладкова, герой фильма Рязанова и фольклорный персонаж из анекдотов существенно различаются. Поручик Ржевский – красавец-мужчина, который сразу обращает на себя внимание женщин; Шурочка Азарова сразу влюбляется в него, ее кузины тоже обращают внимание на франта-гусара (в фильме этого эпизода нет). В киноленте Ржевский в исполнении актера Юрия Яковлева – очень видный мужчина, однако его образ более комичен, чем это задумано в пьесе.

Реальный же Денис Давыдов обладал гораздо более заурядной внешностью.

«Д. В. Давыдов был не хорош собою; но умная, живая физиономия и блестящие выразительные глаза – с первого раза привлекали внимание в его пользу. Голос он имел пискливый, нос необыкновенно мал; росту был среднего, но сложен крепко и на коне, говорят, был как прикован к седлу. Наконец, он был черноволос и с белым клоком на одной стороне лба», - писал литератор М. Дмитриев.
Денис Давыдов и Багратион.

В любви партизану тоже не слишком везло, и его избранницы отдавали предпочтение рослым красавцам. Ржевский чужд политики, Давыдов же в молодости писал стихи и басни, в которых едко высмеивал вельмож и даже самого царя (которого назвал в своих стихах «тетеревом»; Александр I и правда был глуховат). Именно из-за своих эпиграмм он был переведен из гвардии в Белорусский гусарский полк (впрочем, с положенным в подобных случаях повышением в чине, на которое имели право гвардейцы). Урок, данный ему жизнью, Давыдов усвоил, и с тех пор интерес гусара к политике сильно поугас, и вместо этого появились веселые «зачашные песни» («Ради бога, трубку дай! Ставь бутылки перед нами, Всех наездников сзывай с закрученными усами»).

Денис Васильевич Давыдов

В отличие от Давыдова, Ржевский равнодушен к поэзии, и если даже и пытается рассказать придуманный кем-то (например, Пушкиным) стихотворный каламбур, перевирает его самым бессовестным образом. Что касается дуэлей, в них Денис, как будто, тоже не участвовал, несмотря то, что они были в военной среде того времени делом обычным. Как будто, он собирался вызвать на дуэль князя Голицына, своего счастливого соперника (оба ухаживали за юной красавицей Лизой Злотницкой, дочерью генерала), но в конечном счете ограничился лишь тем, что написал стихотворение, в котором были такие строки:

«Чем чахнуть от любви унылой, ах, что здоровее может быть, как подписать отставку милой или отставку получить!».

Давыдов был, безусловно, храбрым офицером, но его репутация пьяницы, буяна скандалиста и бретера была сильно преувеличена молвой – и, конечно, его собственным поэтическим творчеством.

«Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской! Сабля, водка, конь гусарской, С вами век мне золотой!»

Сегодня для нас Денис Давыдов – символ той далекой романтической эпохи. Однако современники относились к нему более неоднозначно и часто упрекали его в хвастовстве, преувеличениях и выдумках. Так, Александр Бестужев (1797-1837гг.), писатель, декабрист и солдат, больше известный под псевдонимом Марлинский писал в одном из своих писем:

«Дениса Давыдова судите (вы) по его словам; но, между нами будь сказано, он более выписал, чем вырубил себе славу храбреца. В 1812 году, быть партизаном значило быть наименее в опасности, нападая ночью на усталых, или врасплох. Притом Французы, без пушек, и вне строя, нестрашные ратники….Между прочим, я был дружен с Николаем Бедрягою, который служил с Денисом в 1812 году. Он говорит, что они могли бы в тысячу раз быть полезнее, если бы Бахус не мешал Марсу…».
Александр Бестужев-Марлинский.

Заметим, что Денис Давыдов (под другими именами, разумеется) выведен и в романе Льва Толстого, и в пьесе А. Гладкова. У Толстого это Василий Денисов, командир и друг Николая Ростова, второстепенный персонаж романа. Некоторые его черты показаны вполне правдоподобно: в изображении Толстого Денисов - маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами, он курнос и картавит. Он делает предложение Наташе Ростовой; девушка, как будто, не против, однако ее мать наотрез отказывается выдавать дочь замуж за простого армейца. В пьесе Гладкова это Давыд Васильев –типичный командир из числе тех, кого принято называть «слуга царю, отец солдатам», в целом мало чем примечательный персонаж.

Поручик Ржевский рассказывает дамам о своих подвигах на войне. Одна из них вдруг восклицает: – Вы настоящий герой, поручик! Скажите только, а зачем тогда вообще понадобились другие солдаты?
На дружеской вечеринке друзья спрашивают поручика Ржевского: – Поручик, скажите, вы когда-нибудь участвовали в смертельном бою? – Да, это было ужасно. Кругом свистят пули, летают ядра, того и гляди, картечь косит всех без разбора. Этому бою не было равных. Мы честно отслужили своему государю и достойно сложили головы. – Что? Все погибли? – Все, до единого человека. – А как же вы? – А что я? Я в это время был приглашен на бал к Наташе Ростовой.
- Поручик Ржевский! Я вас вызываю! Сегодня же будем стреляться!
- Сегодня мне на бал! Давайте вы стреляйтесь сегодня, а я завтра!
Поручик Ржевский, что вы все кричите "ура" - атака-то закончилась!
- Как? Уже закончилась? Ура-а-а!
Поручик вышел из дверей после продолжавшегося до утра бала, подбоченился, расправил усы, смело вскочил в седло, и галопом поскакал вперед. Проскакав три версты, Ржевский остановился, какая-то мысль мучила его. Посмотрев вниз, он внезапно понял: – Черт, я же забыл лошадь! Развернувшись, поручик галопом поскакал назад

Так был ли Денис Давыдов поручика Ржевского? И да, и нет.

«Если учесть мою жадность ко всяким воспоминаниям, то в этом одном оценка книги. Но может, именно здесь и главный секрет удачи: я не был связан в сочинении пьесы ничем, кроме влюбленности в эпоху - в Дениса Давыдова, Бурцева, Лунина, Фигнера, Николая Ростова...», - писал Гладков.

Ржевский, даже если предположить, что моделью для него послужил Денис Давыдов – скорее не конкретный человек (не случайно и драматург, и писатель отвели ему достаточно скромное место в своих произведениях), а созданный им в стихах и мемуарах романтический образ красавца-гусара - отчаянного рубаки, сорвиголовы, бретера, повесы и жуира, человека сильных страстей, искреннего и чуждого всех и всяческих условностей, словом того человеческого типажа, который Пушкин назвал «другом Марса, Вакха и Венеры».

Отмечу, что образ Ржевского в пьесе, фильме и фольклоре различаются. В пьесе делается упор на героизм поручика, в фильме же он предстает не только романтическим, но и комическим персонажем, что в дальнейшем и стало главной причиной возникновения серии анекдотов о поручике.

Любопытный факт: судьбу этого персонажа загадочным и едва ли не мистическим образом предсказал Б. Л. Пастернак. А. Гладков в книге «Поздние вечера» пишет, что в ходе одного из обсуждений пьесы Пастернак сказал ему, что «Ржевского я бы сделал фигурой более комической. Он искусственно попадает к концу в герои..."

В конечном счете так и получилось – наибольшую известность Ржевский приобрел именно в качестве комического персонажа, героя анекдотов.

Памятник поручику Ржевскому.

Несмотря на всю красочность своего мундира, горделивую осанку и лихо закрученные усы, Ржевский в киноленте не выглядит неотразимым ловеласом, не учиняет шумных скандалов (если не считать несостоявшейся дуэли с мнимым корнетом Азаровым) и не напивается, как его фольклорный двойник, «до положения риз». Одной из причин этого, вне всяких сомнений, была строгость советской цензуры, особенно придирчиво относившейся к тематике, которая несла эротический подтекст.

Но, как известно, действие вызывает противодействие, а запреты, наложенные на культуру, рождают контркультуру, одной из форм которой и стали анекдоты. Главной причиной, по которой публика, в первую очередь ее мужская часть, полюбила Ржевского, стало его поистине феерическое влечение к прекрасному полу. Фраза «в СССР секса нет», прозвучавшая в одной из советских телепередач, стала мемом; но на самом деле она отражала реальное положение вещей - эротики в СМИ, художественных фильмах и телепрограммах в советское время действительно практически не было, - зато она нашла свою нишу в фольклоре и, в первую очередь, анекдотах о поручике Ржевском.

"Количество анекдотов этой серии говорит о существующей в них потребности, - писал специалист по фольклору В. Лурье в своей статье "Поручик Ржевский, старый мой приятель". И добавлял: "Из всех записанных (анекдотов) возможно привести лишь некоторую часть".

А поручик Ржевский... Что бы еще такое важное о нем рассказать? Ну, разве что следующие слова: "Поручик Ржевский был большой оригинал, он любил женщин, водку и карты".

Первая часть.

#поручик ржевский #наполеон в россии #война 1812 года #гусарская баллада #гусар #война и мир #эльдар рязанов #анекдоты

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: 6 прототипов поручика Ржевского. Друг Марса, Вакха и Венеры.

Система комментирования SigComments