Немецкие ученые были одним из краеугольных камней технического развития после Второй мировой войны. Их огромный потенциал был использован всеми основными игроками на стороне союзников - Соединенными Штатами и Великобританией, а также Советским Союзом. Если деятельность исследователей, захваченных американцами, хорошо известна, то о тех, кого захватили русские, по сути, забыли.
Охота на ученых
Когда тысячелетний Третий рейх рухнул после двенадцати лет существования, он оставил после себя множество инновационных проектов, представлявших большой интерес для держав-победительниц. Баллистика, реактивные двигатели, ядерные технологии, новейшая подводная техника, управляемые бомбы и ракеты — вот лишь несколько наиболее интересных проектов, разработанных до самого конца в нацистской Германии. Технологии, столь полезные в грядущем столкновении Запада и Востока, были настолько ценными, что обе стороны бросились на них, выслеживая ученых и захватывая их путем просьб, угроз, шантажа и подкупа. Американцы и Советы были готовы пойти на все, чтобы обеспечить себе преимущество.
Более известна американская операция "Скрепка". Благодаря ей Соединенные Штаты получили доступ к гению Вернера фон Брауна и, менее чем через четверть века, отправили людей на Луну. Параллельно с программой "Аполлон" велась разработка новых баллистических ракет, которые позволяли атаковать безграничную территорию СССР гораздо надежнее, чем классические налеты бомбардировщиков. Кроме того, были захвачены химики, физики, врачи и ученые всех других важных областей. Русские не собирались быть хуже.
Операция "Осоавиахим"
Советские войска, приблизившись к Берлину, захватили несколько важных немецких научно-исследовательских и опытно-конструкторских объектов. В их руки попали ракетный полигон в Близне в Подкарпатье, комплекс в Ризе, заводы Нижней Силезии и Варта Ланд, а также огромный нефтехимический завод в Полице под Щецином и, наконец, ракетный исследовательский центр в Пенемюнде. Также были приобретены реактивные двигатели, истребители Messerschmitt Me-262 или Heinkel He-162 и многое другое оборудование. Однако этого все равно было недостаточно, чтобы получить преимущество над американцами в любом отношении. Необходимо было начать действовать более решительно.
В 1946 году началась операция "Осоавиахим", целью которой было приобретение любыми средствами специализированных технических кадров и инженеров в наиболее важных областях - ракетной, ядерной и авиационной. Неудивительно, что операция получила кодовое название, отсылающее к организации, распространенной до Второй мировой войны - Обществу сотрудничества в оборонном и аэрокосмическом строительстве, которое обучало молодых россиян пилотированию, парашютному спорту и другим авиационным специальностям. Благодаря ей был приобретен ряд важных фигур и осуществлено множество проектов. Вот некоторые из них.
ОКБ-1 - Брунольф Бааде
Брунольф Бааде, Ф. Фрейтаг и Ганс Воке работали на заводе Юнкерса во время войны, производя современные бомбардировщики Ju-188 или Ju-388, но завод работал над более новыми и авангардными проектами реактивных бомбардировщиков, такими как Ju-287 с крыльями отрицательной выпуклости. Захваченные русскими, они были поставлены на работу в созданное для них конструкторское бюро. Они скопировали авангардную компоновку Ju-287 в проекте "140", который поднялся в воздух всего в одном экземпляре и был заброшен. Второй проект получил номер '150' и представлял собой более классический средний реактивный бомбардировщик. В нем использовались, конечно же, немецкие двигатели Junkers Jumo 004 и их советские климовские копии РД-10.
Брунольф Бааде работал еще над одним самолетом, RB-2, но и он не дожил до серийного производства.
Обратите внимание: «в воздухе Покрышкин»: почему немецкие пилоты боялись советского летчика.
Карьера инженера в СССР закончилась его репатриацией в Германскую Демократическую Республику в 1954г. Хотя машины Бааде так и не пошли в производство, они позволили испытать многие инновационные методы и технологии. Например, усовершенствованная им система тандемного шасси нашла свое применение в стратегическом бомбардировщике М-4 Мясищева. В ГДР Бааде пытался запустить в производство пассажирский самолет на основе своих разработок прежних лет, но по политическим причинам эта затея была провалена.ОКБ-2 - Фердинанд Бранднер
Вторым бюро, объединившим бывших сотрудников Junkers, было ОКБ-2, которое занималось разработкой новых двигателей и усовершенствованием уже выпускаемых. Среди тех, кто там работал, были доктора Бранднер, Шейбе, Престель, Шейност, Фогст и Шульце. Их работа, особенно по усовершенствованию британского двигателя Rolls-Royce Nene, была использована при разработке современного истребителя МиГ-15, который уже в начале 1950-х годов был отправлен в Корею для борьбы с американскими и британскими самолетами. Реактивные двигатели Junkers Jumo 004 и BMW 003 военного времени были усовершенствованы, а конструкции Jumo 012 и BMW 018 получили дальнейшее развитие. Бюро также внесло большой вклад в разработку турбовинтовых двигателей. Усовершенствования нашли свое воплощение в таких машинах, как МиГ-19 и Ту-95.
Интересным проектом, разработанным в ОКБ-2, был разведывательно-ракетный самолет "346", созданный на основе планов Siebel-346. Эта конструкция была интересна тем, что пилот занимал место не сидя, а лежа на животе! Это должно было облегчить полеты на большие расстояния, наблюдение за землей и помочь выдержать перегрузки. Однако самолет так и не поступил в производство.
ОКБ-3 - доктор Лертес
В последние годы войны немцы интенсивно разрабатывали системы наведения ракет, чтобы гарантировать, что ракеты без пилотов не промахнутся мимо цели. Первые попытки были предприняты в рамках программ создания оружия возмездия V-1 и V-2, но многое было сделано и при разработке противотанковых и зенитных ракет, управляемых по проводам или радио. ОКБ-3 было создано с учетом этого опыта. Русские, видя потенциал этих исследований, приступили к проекту крылатой ракеты, в целом основанной на ракете V-1. Немцы разработали для нее передовые для того времени системы управления и наведения, и все это вместе с планетой получило название 10Ch.
НИИ-88 - Гельмут Грёттруп
Выдающийся инженер-ракетчик, соразработчик программы V-2 и сотрудник Вернера фон Брауна был похищен в ночь с 22 на 23 октября 1946 года и под дулом пистолета сопровожден в поезде в СССР. Попав туда, он стал сотрудником Научно-исследовательского института № 88 в подмосковном Королёве. Там, вместе с инженером, давшим название городу, Сергеем Павловичем Королевым, он возглавил разработку советской ракетной программы. Он работал над советскими копиями ракет V-2 и развил идеи фон Брауна в ракетах R-10, R-12, R-14, R-5 и R-2. Его достижения были применены в первой межконтинентальной ракете R-7, запущенной в 1957 году.
Не только ученые
Большинство немцев, захваченных в ходе операции "Осоавиахим", стали частью различных строительных бюро, разбросанных по всему СССР. Развивая разработки военных лет, они заложили основы современной советской аэрокосмической промышленности и дали Советскому Союзу оружие для борьбы с Западом. Когда их знания были применены в новейших разработках и обучении молодых русских инженеров, им разрешили вернуться на родину, где они занялись производством в мирное время.
Такие вопросы, как захваченные машины, прототипы или технические чертежи или исследования, например, аэродинамических открытий, не включаются в текст, так как это выходит за рамки предмета. Однако стоит помнить, например, что работы Курта Танка (он бежал в Аргентину) легли в основу конструкции таких самолетов, как легендарный МиГ-15, а великие идеи фон Брауна привели к отправке Спутника и многих планетарных зондов в космос.
#немецкие инженеры #советская промышленность #ссср
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: Немецкие инженеры на службе ссср. После войны они развивали советскую аэрокосмическую промышленность.