Немецкие инженеры на службе ссср. После войны они развивали советскую аэрокосмическую промышленность

Немецкие ученые были одним из краеугольных камней технического развития после Второй мировой войны. Их огромный потенциал был использован всеми основными игроками на стороне союзников - Соединенными Штатами и Великобританией, а также Советским Союзом. Если деятельность исследователей, захваченных американцами, хорошо известна, то о тех, кого захватили русские, по сути, забыли.

Охота на ученых

Когда тысячелетний Третий рейх рухнул после двенадцати лет существования, он оставил после себя множество инновационных проектов, представлявших большой интерес для держав-победительниц. Баллистика, реактивные двигатели, ядерные технологии, новейшая подводная техника, управляемые бомбы и ракеты — вот лишь несколько наиболее интересных проектов, разработанных до самого конца в нацистской Германии. Технологии, столь полезные в грядущем столкновении Запада и Востока, были настолько ценными, что обе стороны бросились на них, выслеживая ученых и захватывая их путем просьб, угроз, шантажа и подкупа. Американцы и Советы были готовы пойти на все, чтобы обеспечить себе преимущество.

Более известна американская операция "Скрепка". Благодаря ей Соединенные Штаты получили доступ к гению Вернера фон Брауна и, менее чем через четверть века, отправили людей на Луну. Параллельно с программой "Аполлон" велась разработка новых баллистических ракет, которые позволяли атаковать безграничную территорию СССР гораздо надежнее, чем классические налеты бомбардировщиков. Кроме того, были захвачены химики, физики, врачи и ученые всех других важных областей. Русские не собирались быть хуже.

Операция "Осоавиахим"

Советские войска, приблизившись к Берлину, захватили несколько важных немецких научно-исследовательских и опытно-конструкторских объектов. В их руки попали ракетный полигон в Близне в Подкарпатье, комплекс в Ризе, заводы Нижней Силезии и Варта Ланд, а также огромный нефтехимический завод в Полице под Щецином и, наконец, ракетный исследовательский центр в Пенемюнде. Также были приобретены реактивные двигатели, истребители Messerschmitt Me-262 или Heinkel He-162 и многое другое оборудование. Однако этого все равно было недостаточно, чтобы получить преимущество над американцами в любом отношении. Необходимо было начать действовать более решительно.

В 1946 году началась операция "Осоавиахим", целью которой было приобретение любыми средствами специализированных технических кадров и инженеров в наиболее важных областях - ракетной, ядерной и авиационной. Неудивительно, что операция получила кодовое название, отсылающее к организации, распространенной до Второй мировой войны - Обществу сотрудничества в оборонном и аэрокосмическом строительстве, которое обучало молодых россиян пилотированию, парашютному спорту и другим авиационным специальностям. Благодаря ей был приобретен ряд важных фигур и осуществлено множество проектов. Вот некоторые из них.

ОКБ-1 - Брунольф Бааде

Брунольф Бааде, Ф. Фрейтаг и Ганс Воке работали на заводе Юнкерса во время войны, производя современные бомбардировщики Ju-188 или Ju-388, но завод работал над более новыми и авангардными проектами реактивных бомбардировщиков, такими как Ju-287 с крыльями отрицательной выпуклости. Захваченные русскими, они были поставлены на работу в созданное для них конструкторское бюро. Они скопировали авангардную компоновку Ju-287 в проекте "140", который поднялся в воздух всего в одном экземпляре и был заброшен. Второй проект получил номер '150' и представлял собой более классический средний реактивный бомбардировщик. В нем использовались, конечно же, немецкие двигатели Junkers Jumo 004 и их советские климовские копии РД-10.

Брунольф Бааде работал еще над одним самолетом, RB-2, но и он не дожил до серийного производства.

Обратите внимание: «в воздухе Покрышкин»: почему немецкие пилоты боялись советского летчика.

Карьера инженера в СССР закончилась его репатриацией в Германскую Демократическую Республику в 1954г. Хотя машины Бааде так и не пошли в производство, они позволили испытать многие инновационные методы и технологии. Например, усовершенствованная им система тандемного шасси нашла свое применение в стратегическом бомбардировщике М-4 Мясищева. В ГДР Бааде пытался запустить в производство пассажирский самолет на основе своих разработок прежних лет, но по политическим причинам эта затея была провалена.

ОКБ-2 - Фердинанд Бранднер

Вторым бюро, объединившим бывших сотрудников Junkers, было ОКБ-2, которое занималось разработкой новых двигателей и усовершенствованием уже выпускаемых. Среди тех, кто там работал, были доктора Бранднер, Шейбе, Престель, Шейност, Фогст и Шульце. Их работа, особенно по усовершенствованию британского двигателя Rolls-Royce Nene, была использована при разработке современного истребителя МиГ-15, который уже в начале 1950-х годов был отправлен в Корею для борьбы с американскими и британскими самолетами. Реактивные двигатели Junkers Jumo 004 и BMW 003 военного времени были усовершенствованы, а конструкции Jumo 012 и BMW 018 получили дальнейшее развитие. Бюро также внесло большой вклад в разработку турбовинтовых двигателей. Усовершенствования нашли свое воплощение в таких машинах, как МиГ-19 и Ту-95.

Интересным проектом, разработанным в ОКБ-2, был разведывательно-ракетный самолет "346", созданный на основе планов Siebel-346. Эта конструкция была интересна тем, что пилот занимал место не сидя, а лежа на животе! Это должно было облегчить полеты на большие расстояния, наблюдение за землей и помочь выдержать перегрузки. Однако самолет так и не поступил в производство.

ОКБ-3 - доктор Лертес

В последние годы войны немцы интенсивно разрабатывали системы наведения ракет, чтобы гарантировать, что ракеты без пилотов не промахнутся мимо цели. Первые попытки были предприняты в рамках программ создания оружия возмездия V-1 и V-2, но многое было сделано и при разработке противотанковых и зенитных ракет, управляемых по проводам или радио. ОКБ-3 было создано с учетом этого опыта. Русские, видя потенциал этих исследований, приступили к проекту крылатой ракеты, в целом основанной на ракете V-1. Немцы разработали для нее передовые для того времени системы управления и наведения, и все это вместе с планетой получило название 10Ch.

НИИ-88 - Гельмут Грёттруп

Выдающийся инженер-ракетчик, соразработчик программы V-2 и сотрудник Вернера фон Брауна был похищен в ночь с 22 на 23 октября 1946 года и под дулом пистолета сопровожден в поезде в СССР. Попав туда, он стал сотрудником Научно-исследовательского института № 88 в подмосковном Королёве. Там, вместе с инженером, давшим название городу, Сергеем Павловичем Королевым, он возглавил разработку советской ракетной программы. Он работал над советскими копиями ракет V-2 и развил идеи фон Брауна в ракетах R-10, R-12, R-14, R-5 и R-2. Его достижения были применены в первой межконтинентальной ракете R-7, запущенной в 1957 году.

Не только ученые

Большинство немцев, захваченных в ходе операции "Осоавиахим", стали частью различных строительных бюро, разбросанных по всему СССР. Развивая разработки военных лет, они заложили основы современной советской аэрокосмической промышленности и дали Советскому Союзу оружие для борьбы с Западом. Когда их знания были применены в новейших разработках и обучении молодых русских инженеров, им разрешили вернуться на родину, где они занялись производством в мирное время.

Такие вопросы, как захваченные машины, прототипы или технические чертежи или исследования, например, аэродинамических открытий, не включаются в текст, так как это выходит за рамки предмета. Однако стоит помнить, например, что работы Курта Танка (он бежал в Аргентину) легли в основу конструкции таких самолетов, как легендарный МиГ-15, а великие идеи фон Брауна привели к отправке Спутника и многих планетарных зондов в космос.

#немецкие инженеры #советская промышленность #ссср

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Немецкие инженеры на службе ссср. После войны они развивали советскую аэрокосмическую промышленность.

Система комментирования SigComments