Российская анимация началась с дрессированных жуков Старевича

Я помню показ первого отечественного мультфильма «Прекрасная Люканида, или война усачей с рогачами», на фестивале архивного кино «Белые столбы – 2012». Тогда отмечали столетие российской занимании, мы (многочисленные киноведы, кинокритики и журналисты) сидели в кинозале, больше похожем на амбар и заворожено смотрели на экран, где разворачивалась настоящая драма о любви двух жуков, достойная древнегреческих трагедий.

Кадр из фильма

Помните любви Париса и Елены Прекрасной, рассказанная Гомером в поэме «Илиада»? В шедевре Владислава Старевича 1912 года жук граф Герос влюбляется в прекрасную Люканиду (тоже жука), жену короля Цервуса (короля полчища жуков). Она отвечает ему взаимностью. Им приходится бежать. Обманутый муж преследует влюбленных, и они решают покончить жизнь самоубийством.

Фильм, созданный на студии Александра Ханжонкова, имел огромный успех в России и за рубежом – в Европе и Америке. Его автор – Владислав Старевич – с детства увлекался фотографией и энтомологией.

Обратите внимание: Георгий Константинович Жуков-маршал ссср: биография.

Он собирал насекомых и засушивал их для коллекции, а также сам делал макеты насекомых – да так, что их нельзя было отличить от настоящих насекомых.

Поэтому большинство зрителей «Люканиды» в 1912 году были уверены, что на экране действуют живые, прекрасно выдрессированные жуки. Тем более, что покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна (Старевич создавал муляжи жуков, ставил их в необходимые позы, фотографировал, затем менял позы, нова фотографировал и т.д. А техника эта родилась у него из необходимости: при съемке документального фильма о жуках-оленях выяснилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивными).

Кад из фильмаВладислав Старевич

Известный российский киновед Николай Изволов, занимавшийся исследованием мультфильма, обратил внимание, что аннотация к фильму, опубликованная в дореволюционном журнале «Вестник кинематографии», была непропорционально большой по сравнению с другими фильмами. Это наблюдение позволило предположить, что фильм был «кинодекломацией», а текст аннотации на самом деле служил основой для декламаторов, озвучивавших его во время показа. Именно эту реконструкцию мы и смотрели в 2012 году.

Благодаря звучащей декламации (текст в восстановленном варианте читает актер Александр Нетреба) воссоздается атмосфера первых кинопоказов: зрители затаили дыхание, не веря своим глазам; тапер играет на пианино; декламатор или даже сам киномеханик комментирует происходящее в кадре.

Не знаю почему, но этот «древний», уже почти полностью выцветший мультик действительно завораживает. К ходящим в кадре жукам (хотя ты и понимаешь, что это лишь куклы), влюбляющимся, дерущимся на мечах, бросающимся с обрыва, проникаешься сочувствием не меньшим, чем к героям «Илиады» или любой современной мелодрамы. Волшебству кукольной анимации в этом году 110 лет.

#история кино #анимация #мультфильм #ссср

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Российская анимация началась с дрессированных жуков Старевича.

Система комментирования SigComments