«Парень из преисподней» Стругацких: повесть о фашистах, которая могла стать фильмом

Жизнь на Гиганде не сахар. Инопланетный мир, по уровню развития сопоставимый с Землёй середины XX века, буквально сгорает в пламени непрекращающихся войн. Имперские бронеходы утюжат позиции алайских войск, а крысоеды наступают огромными толпами. К счастью, в распоряжении Герцога Алайского есть элитные части – «Бойцовые Коты», «Голубые Драконы»… Это вам не дикобразы, которые не знают, с какого конца за автомат браться! Эти ребята не отступят даже перед многократно превосходящим противником. И, возможно, когда-нибудь смогут победить.

Всё только начинается. Иллюстрация к повести "Парень из преисподней". Художник Е. Мигунов.

Именно на ощетинившейся стволами башенных пушек и крупнокалиберных пулемётов Гиганде и начинается сюжет «Парня из преисподней» - одного из самых странных, недосказанных и за это осуждаемых произведений братьев Стругацких. Критики ставят в вину незавершённость повести, а также то, что в отличие от других книг «Мира Полудня», здесь не поднимаются глубинные бытовые, социальные и философские вопросы. Всё предельно просто и находится на поверхности: перед вами, дорогие читатели, полностью милитаризованный мир, фашистское общество, во главе которого стоит человек с ружьём.

Заправься, военный! Иллюстрация к повести "Парень из преисподней". Художник Е. Мигунов.

Война стала для инопланетян неотъемлемой частью повседневной жизни и вызывает отторжения не больше, чем, скажем, необходимость дважды в день чистить зубы. Государственная пропаганда настолько крепко промыла мозги гигандцам, что ничего прекраснее, чем сложить голову за щепотку табака от самого Герцога, ни один подданный и представить не может. А посему новобранцы с радостью вступают в армии враждующих сторон, самые способные попадают в отборные части. От лица такого «суперсолдата» - Бойцового Кота Гага – и ведётся повествование. Он, собственно, и есть тот самый «парень из преисподней».

А это не Гаг, это ещё одно порождение Гиганды - ветеран бронетанковых войск и Голубой Дракон. Хотя вообще-то лжец и самозванец. Иллюстрация к повести "Парень из преисподней". Художник Е. Мигунов.

Имя Гаг – едва ли не единственное (если, конечно, не считать землян), похожее на человеческое и не вызывающее сходу отождествления с животным или ещё хуже – какой-нибудь неодушевлённой вещью. Клещ, Заяц, Петух, Крокодил, Носатый – так кличут товарищей Гага, курсантов одного с ним выпуска. Даже командира подразделения все называют Гепардом. Стругацкие недвусмысленно дают понять, что страшная война не просто обезличила солдат, но и забрала из них всё человеческое, превратила в зверей. Они уже и не люди, а запчасти для машины войны, которые периодически выходят из строя и нуждаются в замене.

Полуголый Гаг приходит в себя после ранения. Иллюстрация к повести "Парень из преисподней". Художник Е. Мигунов.

Ещё хуже и гаже братья-фантасты описывают противника Бойцовых Котов – крысоедов. Именно такими их видит Гаг: жалкими и никчёмными, унтерменшами, если угодно. Вот что он думает при виде группы военнопленных врагов: «Я пленных ненавижу. Что это, понимаешь, за слизь такая – на войну пошел и в плен угодил? Нет, я понимаю, конечно: что с них взять, с крысоедов, а все-таки омерзительно, как хотите… Ну вот, пожалуйста: один сопляк согнулся пополам, и рвет его. Вперед, вперед, з-змеиное молоко! Второй начал. Тьфу!

Обратите внимание: Великий кривой. История гениального Гарринчи, который мог стать Королем футбола вместо Пеле.

И как они, эти крысы, близкую смерть чувствуют – ведь как настоящие крысы. И сейчас ведь они ну на все готовы – предать, продать, в рабство пойти…» Ну, конечно, ведь Гаг – элита и белая кость, а крысоеды недостойны дышать одним воздухом вместе с ним. Там, где правит фашизм, неизбежно заколосятся ростки нацизма.

Неужели Гаг со своими фашистскими убеждениями и сам чувствует себя музейным экспонатом? Иллюстрация к повести "Парень из преисподней". Художник Е. Мигунов.

Так вот, Стругацкие выдернули Гага из привычной для него среды и перебросили в более совершенный мир, дабы понаблюдать, какие изменения произойдут с сознанием Бойцового Кота. Во время одного из наступлений имперских крысолюдов горстку алайских гвардейцев разбили, а сам Гаг оказался серьёзно ранен. А когда котяра открыл глаза, то обнаружил вместо выжженных напалмом полей и выкошенных шрапнелью лесов Гиганды стены… лазарета? Нет, военной больничкой там и не пахло, всё больше походило на гражданский санаторий. В новой непривычной обстановке, в окружении доброжелательных людей, которые не орут ежесекундно «равнясь!» и «смир-р-ра!» для Гага началась новая жизнь.

Кушать подано! Иллюстрация к повести "Парень из преисподней". Художник Е. Мигунов.

Как вы уже догадались, парня спасли земляне – коммунисты будущего. Подлечили, накормили, обули и предоставили практически полную свободу действий. А чтобы Гаг не скучал, выдали ему помощника – огромного робота Драмбу. С роботом Кот, понятное дело, поступил по своему образу и подобию: провёл с ним пару занятий по строевой подготовке и вот уже готов новый боец его величества!

Рядовой Драмба туп и вынослив! Иллюстрация к повести "Парень из преисподней". Художник Е. Мигунов.

Казалось бы, живи и радуйся, муштруй робота, да любуйся на земные диковинки. Тут тебе и музей, и еда в тюбиках, и звёздные карты… Но ни на минуту Гага не оставляла чувство, что он находится в кольце врагов. Убеждения Бойцового Кота оказались поистине бронебойными. Ни лаской, ни добрым словом это не изменить. Гаг просто не дорос до мирной жизни. И всё его боевые товарищи остались лежать на родной планете!

"Мама, я хочу домой!" Иллюстрация к повести "Парень из преисподней". Художник Е. Мигунов.

Так что при первом же удобном случае котяра смастерил из подручных средств автомат, наклепал к нему патронов и устроил дерзкий побег. В гостях, мол, хорошо, спасибо за всё, но на Гиганде, знаете ли, война, и негоже Бойцовому Коту прохлаждаться по госпиталям! Как и каким образом Гаг сумел найти дорогу и добраться домой – история умалчивает. В финальной сцене парень вновь оказывается на родной планете, где помогает толкать застрявший в грязи грузовик. Да, грязь, да, голод, разруха и нищета, но он, похоже, вполне доволен и даже в чём-то счастлив. Многоточие.

"Еду я на Родину... " Иллюстрация к повести "Парень из преисподней". Художник Е. Мигунов.

Мы простим Стругацким эту незавершённость, ведь «Парень из преисподней» и не задумывался изначально как самостоятельное литературное произведение – это был сценарий для фильма. Кино так и не сняли, а наработки братьев превратились в повесть. Незамысловатую, но увлекательную, которая в молодости, помню, произвела очень хорошее впечатление. Ну разумеется, ведь юности свойственен радикализм, и лично мне, отслужившему в, право слово, не последних войсках родной страны, непримиримая позиция Гага была весьма близка и понятна: «И тут я вдруг заметил, что ору я Марш Боевых Котят, ору во весь голос, до хрипа, и на глазах у меня слезы. Допел до конца, глаза вытер и начал сначала, уже вполголоса, просто для удовольствия, от самой первой строчки, от которой всегда сердце чуточку щемит: «Багровым заревом затянут горизонт», и до самой последней, развеселой: «Бойцовый Кот нигде не пропадет».

Антон АГЕЕВ.

#книгочей

#фантастика

#братья стругацкие

#война

#обзор книги

#фашизм

#мир полудня

#будущее человечества

#лучшие книги

#литература ссср

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: «Парень из преисподней» Стругацких: повесть о фашистах, которая могла стать фильмом.

Система комментирования SigComments