Бобруйские курсанты в июне 1941-го: те, кого забыли наградить

28 июня 1941 года части немецкой 20-й танковой дивизии вошли в Минск. Две дивизии 44-го стрелкового корпуса остались удерживать позиции западнее Минска, в то же время части 2-го стрелкового корпуса отошли восточнее Минска на рубеж реки Волма. В тот же день части 4-й армии оставили Бобруйск. Этот маленький город на реке Березина был в стратегическом плане не менее важен, чем столица Белоруссии, поскольку оценивался противником как объект на московском направлении.

Передовые отряды немецкой 3-й танковой дивизии вышли на западную окраину Бобруйска вечером 27 июня. При появлении танков противника все три моста через Березину (два деревянных, один железнодорожный) были взорваны группой курсантов Бобруйского военно-тракторного училища. Советские войска отошли на восточный берег Березины.

Немецкая аэрофотосъемка Бобруйска. Фото из открытого доступа.

Рано утром 28 июня немецкие разведчики подняли флаг над Бобруйской цитаделью. Однако попытка передовых отрядов противника переправиться через  Березину была отбита. Танки и пехота немцев еще не раз пыталась переправиться через  Березину, но успеха не добились.

Оборонительный рубеж Свислочь-Бобруйск-Паричи удерживал сводный отряд командира 47-го стрелкового корпуса (4-я армия) Поветкина. В отряд включили батальоны военно-тракторного училища, 21-й дорожно-эксплуатационный полк, сводный полк 121-й стрелковой дивизии. Последний состоял из прибывших по мобилизации, включая химиков, связистов, саперов, поваров, писарей и ездовых.

Схема обороны. 28 июня 1941 года. Источник ЦАМО РФ.

Численность сводного отряда генерал-майора Поветкина современные исследователи (Исаев и проч.) оценивают, исходя из документов штабов Западного фронта, 4-й армии и 47-го стрелкового корпуса.

Надо сказать, эти документы приводят разные данные. Например, 28 июня штаб Западного фронта сообщал: 4-я армия, отойдя за реку Березина, организовала противотанковую оборону по восточному берегу, привлекая части Бобруйского гарнизона, всего 2357 человек. ПО подсчетам Поветкина, личного состава - 2610 человек. Силы артиллерии: 8 орудий гаубиц 152 мм 420-го ГАП, 8 пушек 462-го ГАП, 4 гаубицы 203мм 318-го АРГК.

Журнал боевых действий 47-го ск. Источник ЦАМО РФ.

Более точные сведения содержит спецсообщение особого отдела 47-го стрелкового корпуса от 30 июня 1941 года.

В сводный отряд входили: личный состав Бобруйского училища - 821 человек, сводный полк 121-й стрелковой дивизии - 1555, саперный батальон - 201, батальон связи -164 - 2741 человек, плюс один дивизион 462-го кап. Вооружение сводного отряда: станковых пулеметов - 15, ручных пулеметов - 46, пушек 45 мм - 4, пушек 76 мм- 4, пушек 122 мм- 12.

В том же спецсообщении отмечалось, что армия отказывается снабжать артиллерию снарядами "в результате 28-29 июня наша артиллерия, несмотря на проявляющуюся активность противника, пытавшегося форсировать реку, была вынуждена за отсутствием снарядов, особенно 122 мм, вести огонь по противнику одиночными выстрелами".

Степан Иванович Поветкин (1895-1965). Фото ЦАМО РФ.

Самым слабым звеном сводного отряда генерал-майора Поветкина были новобранцы, мобилизованные накануне. Причем мобилизация проходила на территориях, которые недавно стали советскими. О боевом духе этих бойцов говорить не приходится.

Наиболее боеспособную часть отряда составили курсанты и преподаватели Бобруйского военно-тракторного училища. Выпускники училища - готовые командиры частей Красной Армии, еще до войны выбравшие профессией военную службу и знавшие, что такое воинская дисциплина.

Подробностей о боях на восточном берегу Березины почти нет. Неудивительно: документов сохранилось немного, причем они значительно противоречат друг другу.

Курсанты Бобруйского училища в 1940 году. Фото из открытого доступа.

Бобруйское военно-тракторное училище к лету 1941-го располагалось в Бобруйской крепости. 22 июня на плацу был зачитан приказ начальника училища о приведении учебного заведения в полную боевую готовность.

27 июня училище вошло в сводный отряд генерал-майора Поветкина. Курсанты перешли на левый берег Березины и заняли оборону. Были сформированы боевые батальоны, роты, взводы, отделения. Курсантам раздали боевое оружие.

Даниил Семенович Чупрыгин (1894-1976). Фото ЦАМО РФ.

Курсанты были вооружены карабинами и самозарядными винтовками, командиры, политработники и преподаватели - пистолетами и револьверами. В каждом батальоне имелись станковые и ручные пулеметы. Уже на позициях личному составу выдали гранаты. У училища была даже артиллерия, хотя точный сведений об ее использовании нет. Местность приспособили для обороны - отрыли траншеи полного профиля с ходами сообщений.

Боевыми действиями личного состава руководил заместитель начальника училища по учебной части полковник Даниил Семенович Чупрыгин.

Саперы немецкой армии наводят понтонную переправу над Березиной. Фото из открытого доступа.

29-го июня в штабе 4-й армии родилась идея овладеть Бобруйском "силами курсантских подразделений" и "уничтожить в нем моторизованную группу противника". В тот же день командующий 4-й армией Коробков доносил в штаб фронта: В ночь на 30.6.41 г. организуется захват Бобруйска курсантами со связками гранат. Усиливаю батальоном пехоты и танками-амфибиями с орудиями полковой артиллерии. Прошу атаку поддержать авиацией на запрещение подхода свежих частей противника с запада. Коробков.

Соответствующий приказ ушел Поветкину, тот передал его начальнику училища. Начался отбор добровольцев. Впрочем, у Коробкова все же хватило ума отложить операцию: овладеть городом такими малыми силами было невозможно.

Переправа пехоты вермахта через Березину. Фото из открытого доступа.

Тем не менее перед рассветом 30 нюня небольшой штурмовой отряд по приказу, на лодках и плотах переправился на западный берег Березин и, ворвался в Бобруйскую крепость, Несколько часов бойцы отбивали яростные атаки гитлеровцев.

Успеху способствовало то обстоятельство, что большая часть бойцов штурмового отряда знала в крепости каждое здание: одни постоянно размещались в крепости, другие, в том числе курсанты и командиры военно-тракторного училища, несли там часто караульную службу, охраняя склады с государственным и военным имуществом.

Понятно, что победой над противником этот эпизод не мог закончиться...

Около 15 часов 30 июня на плацдарме у деревни Шатково сосредоточились главные силы немецкой 3-й танковой дивизии. Под прикрытием авиации они атаковали фланговые подразделения отряда Поветкина, отбросили их и стали распространятся вдоль шоссе на Рогачев и Могилев.

За три часа до этого командующий 4--й армией генерал-майор Коробков уже докладывал в штаб Западного фронта: "Положение у Поветкина исключительно тяжелое: отряд несет огромные потери... Противник давит оборону минометами, артиллерией и самолетами. 20-й дорожно-эксплуатационный полк и один сборный батальон сбежали, артиллерийская прислуга в значительном количестве выбита. Все мои ресурсы исчерпаны. Приказал держаться до последнего,
но уверенности в удержании рубежа нет".

К слову, Поветкину на помощь накануне прибыли танкисты 13-й танковой дивизии. Семь танков БТ под командованием майора К.Л. Новожилова атаковали переправлявшиеся на восточный берег немецкие части.

Константин Лукич Новожилов. Фото ЦАМО РФ.

Тем не менее слабое звено в цепи обороны порвалось. Проще говоря, новобранцы побежали с поля боя.

29 июня особый отдел 47-го стрелкового корпуса сообщал: "В результате массового бегства с фронта в 20 часов управление штаба корпуса было выброшено для задержки бежавших и восстановления боевого порядка на передовой линии фронта, в результате попытка противника перейти переправу была отражена".

В интерпретации генерал-майора Поветкина это выглядит следующим образом: - оборона до 18 часов упорно удерживала восточный берег р. Березина в районе Бобруйск и лишь с 18 часов приписной состав 273-го отдельного батальона связи и 246-го отдельного саперного батальона, оборонявший правый фланг по восточному берегу р. Березина, северо-восточной окраине Бобруйск, ввиду отсутствия командного состава, начал отход группами по лесам могилевском направлении.

Приписной состав 21-го дорожно-эксплуатационного полка, оборонявшийся на левом фланге по восточному берегу р. Березина, также отдельными группами по лесам отходил в жлобинском направлении

.В 18.30 я лично во главе всего личного состава штаба 47-го стрелкового корпуса повел контратаку вдоль шоссе Рогачев, Бобруйск и восстановил порядки, удержал оборону с остатками собранного и уцелевшего отряда на вверенном мне участке, обеспечив направление шоссе Бобруйск, Рогачев.

У писателя Константина Симонова в послевоенное время родилась своя версия событий на Березине 30 июня:

Немцы в этот день с утра форсировали Березину около Бобруйска. Их отбивало в пешем строю растянутое на двенадцать километров Бобруйское училище, которое на следующий день, когда немцы окончательно переправились, и полегло там, в лесах, в неравном бою..

.Для справки: в период с 23 июня по 7 июля 1941 года личным составом училища в боях потеряно: убитыми 19, ранеными 65 и пропавшими без вести 166 человек.

Из всех участников тех боев награды получили несколько человек из штаба 47-го стрелкового корпуса. Генерал-майора Поветкина "за проявленный героизм" представил к награждению Орденом Ленина член Военного совета 4-й армии военный комиссар Шлыков.

Шестьдесят человек личного состава Бобруйского военно-тракторного училища тоже представили к наградам, но награждение так и не состоялось. Самым старшим из списка представленных к награждению был Даниил Семенович Чупрыгин. Самым молодым - воспитанник Володя Ландов.

Владимир Степанович Ландов (1925-1970). Фото ЦАМО РФ.

Владимир Степанович Ландов окончил родное училище уже после его переименования и реорганизации ( в январе 1942-го реорганизовано в Камышинское танковое училище по подготовке лейтенантов - командиров танков и взводов Т-34). Училище перевели в Сталинград. Курсанты и преподаватели принимали участие в Сталинградской битве.

Гвардии младший лейтенант Ландов участвовал в Сталинградской битве в должности командира учебного взвода 169-й танковой бригады 2-го танкового корпуса. Победу встретил в составе 57-го гвардейского тяжелого танкового полка прорыва.

Полк с танками Ис-122, Т-34 С 16 апреля по 8 мая в составе 3-й гвардейской танковой армии принимал участие в Берлинской стратегической наступательной операции. Танкисты преградили дорогу войскам противника на перекрестках дорог и в лесу в районе Брузендорф (38 километров юго-западнее Берлина).

Командир танка ИС-122 Ландов за бой с артиллерией противника награжден орденом Красной Звезды. За время войны награжден также несколькими медалями.

Полковник Чупрыгин встретил Победу в звании гвардии генерал-майора, в должности командующего бронетанковыми и механизированными войсками 5-й гвардейской армии. Награжден несколькими орденами и медалями, в том числе иностранными.

#великая отечественная война #история ссср

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Бобруйские курсанты в июне 1941-го: те, кого забыли наградить.

Система комментирования SigComments