Теоретики любви среднего школьного возраста, или Немного о девичьем фольклоре

Авторы фотографии: Свиридова Н. Воздвиженский Д. У Кремлёвской стены.1960г. https://tiina.livejournal.com/8783734.html?view=comments

Никто, никто, никакой Булгаков, или, того хуже, Набоков не знали о любви столько, сколько знали советские школьницы от 12 до 14 лет. Почти у каждой в ящике стола была припрятана толстенькая тетрадка на 96 листов, где крупным и корявым почерком были переписаны стихи Асадова, популярные на данный момент песни, да ещё всевозможные "Правила любви", афоризмы и прочие четверостишия. Всё это дело щедро сдабривалось вырезанными с последней страницы журнала "Работница" модными красавицами, перемежалось вырезанными из открыток розами и рисунками-виньетками разной степени кривизны.

В начале часто встречалось суровое предупреждение:

Эта тетрадка написана с перцем!!!
Прошу мальчиков со слабым сердцем сюда не заглядывать!!!

Что имели в виду под "перцем" шестиклассницы в сползающих коричневых колготках, дело тёмное, но запись кочевала из тетрадки в тетрадку с завидной регулярностью.

Порой в начале был написан "адрес":

Мой адрес: Город — любовь. Улица — свидания. Дом — ожидания. Квартира — расставание.

Частенько в начало помещалась, как бы сейчас сказали, "самопрезентация":

На А моя фамилия,
На Б меня зовут
На В подруга милая
На ? мой лучший друг

Иногда вместо знака вопроса рисовалась загадочная буква, а затем густ-густо зачёркивалась. Подразумевалось, что "друг есть, но я вам не скажу! ни за что!!!"

Народно-девичья мудрость формулировала установку на благородную сдержанность так:

Если любишь мальчишку, молчи,
Никому не показывай вида!
А не то разойдутся пути,
И останется в сердце обида!

Но -

Сердце девичье - загадка, сердце девичье - секрет, если даже крепко любит, всё равно ответит "нет!"

Впрочем, девичье сердце и не такие фортели выкидывает - что делать, если нравится Серёжка из 11 Б (никаких шансов!) и одноклассник Димка из родного 7А? Коллективное творчество быстро расставит всё по местам:

Запомни эту фразу: Не люби двух сразу!!!
На перемене. https://www.sergiev.ru/photo/na-peremene?page=4

Любовь подразумевала обмен записочками, тайное переглядывание, дёрганье за косу. Каноническая транспортировка портфеля от школы до дома была широко растиражирована в сознании и массовой культуре, но применялась, разве что, в совсем старших классах.

А ещё были школьные дискотеки...

Обратите внимание: Великий кривой. История гениального Гарринчи, который мог стать Королем футбола вместо Пеле.

И танцы в лагере... Сколько было переживаний, что не пригласят! Или пригласит не Славик из 2 отряда, а дурак Валерка, который на волейболе подставил, идиот, ножку, а ты летела носом в песок на глазах у Славки, и парни из 2 отряда гоготали, а ты ещё и коленку содрала, так обидно... И так часто думалось, что тебя никто-никто, никогда-никогда не полюбит, потому что вон, даже Людку, у которой прыщ на лбу, третий раз приглашают, а ты топчешься у стенки, как какая-то Тося Кислицына из старого фильма "Девчата".

Но и в такой ситуации в "Тетради друзей" (аналогично - в "Анкете" или"Песеннике" ) находилось утешение:

Верь, что 2*2 = 4,

Верь, что кружится Земля,

Верь, что есть на свете мальчик,

Верь, что любит он тебя!

В 70-е и 80-е в школьной среде не говорили "встречаются". Могли сказать - гуляют. Иногда - дружат. (Впрочем, тут наверняка были и свои, местные словечки?)

Бурное море клокочет
Камни срывая со дна
Будто сказать оно хочет
Ира + Саша друзья!

Можно было, в общем-то и поинтриговать:

12 звездочек на небе,
12 месяцев в году
12 мальчиков я знаю
И одного и из них люблю!

Любить полагалось не абы кого - мода на "плохих мальчиков" высокоморальными стишками не одобрялась:

Люби, мой друг, лишь человека
С красивою и чистою душой!
И никогда не увлекайся
Его наружной красотой!!!

Высокие установки на "душевную красоту" работали плохо. В каждом классе и каждой школе были свои общепризнанные красавцы и красавицы. Как правило, они были хорошо одеты. Да-да одинаковая школьная форма должна была всех уравнивать, но на самом деле в эпоху дефицита, блата и культа джинс и дубленок всё равно обращали внимание на то, с каким "дипломатом" или сумкой ходит объект внимания, какое пальто и шапку носит, какие сапоги меняет на школьные тапки или туфли. Реальной красота была не всегда. Часто её заменяла самоуверенность и яркий характер. Скромницы с правильными чертами лица и пропорциональной фигурой могли оставаться незамеченными все школьные годы.

Будь горда и свободна, как птица,
И такой оставайся всегда!
Для себя будь рабой и царицей,
Но рабой для других никогда!

Какие ещё советы давали эти стихи?

Не будь, как василёк, вредна,
Не будь, как мак, самолюбива,
Не будь, как роза ты ревнива,
А будь как лилия стройна!

Логики здесь было ни на грош, но с принципом сравнения объектов одного класса подрастающие девы были ещё не знакомы.

Афоризмы неизвестного авторства были, как правило, не более логичны, но обладали рубленым ритмом, отточенном в многочисленной передаче от подруги к подруге:

Любовь — это букет, в котором часто встречается крапива.
Любовь — это ваза, а ваза — стекло. Стеклянные вазы бьются легко.
Любовь — солома, сердце — жар. Одна минута — и пожар.
Любовь — для русского народа, любовь — для русской красоты, любовь сильнее водорода и крепче серной кислоты.
Любовь — это канат, который черти тянут в ад.
 Любовь — это два дурака с повышенной температурой.

Школьная форма определяет содержание, страшно сказать, ТЕОРЕМЫ ЛЮБВИ:

Дано:

Помни, помни, не забудь
Формулу простую,
Что квадрат двух алых губ
Равен поцелую!

Док-во:

Нету лета без июля,
А июля без цветов,
Нет любви без поцелуя,
В поцелуе вся любовь

Следствие:

Если целовать не хочешь,
Не умеешь ты любить.
Ведь любовь без поцелуя
Никогда не сможет жить!

А настоящая жизнь требовала переписать контрольную по матеше, не забыть отдать доклад русалке (Ольге Петровне, учительнице русского), купить по пути домой хлеба и сметаны, сварить к приходу родителей макарон, отпороть, постирать и подшить воротничок к форме, сходить в кино с Ленкой и отрепетировать кадриль к смотру художественной самодеятельности.

О жизнь!
На что ты нам дана?
Любить, страдать?
А жить когда?!
Теоретики любви среднего школьного возраста, или Немного о девичьем фольклореПисьмо щастья (перепишите 10 раз, а то с вами ТАКОЕ будет!)Чердак Умной Эльзы2 декабря 2021Теоретики любви среднего школьного возраста, или Немного о девичьем фольклореСоветский рукописный девичий рассказ "Марийка".Чердак Умной Эльзы4 ноября 2021Теоретики любви среднего школьного возраста, или Немного о девичьем фольклореЖыстокий романс про сиротку, злую мачеху и отца-убийцуЧердак Умной Эльзы1 ноября 2021

#ссср #история быта #школа ссср #фольклор #песенник #любовь и отношения

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Теоретики любви среднего школьного возраста, или Немного о девичьем фольклоре.