Как советский автопром боролся с огромным спросом на новые авто, обогащая спекулянтов восьмикратной маржой

Советский Союз отличался довольно необычной моделью распространения новых автомобилей. Транспортные средства выпускались в количестве, которого хватало далеко не всем желающим. Поэтому приобрести машину мечты можно было, только пройдя длительный список действий, приводящих к желанной цели.

Рассмотрим некоторые тонкости, которые приходилось учитывать при покупке нового или подержанного автомобиля в СССР, а также сравним те времена с современностью, чтобы понять, когда же было лучше.

Покупка только за наличные рубли

Трудно представить современный автомобильный салон, который бы не имел возможности предложить машину в кредит или в лизинг. Однако во времена Советского Союза каждому приходилось рассчитывать только на себя.

Да-да, вот именно за такие рубли. Источник: https://www.flickr.com/photos/moscow-live/22536640245

Понятия кредитования обычного населения не было. Поэтому приобрести машину можно было только в том случае, если сумма была полностью собрана и уже хранилась в виде наличных или на сберегательной книжке. В противном случае даже получив допуск к приобретению авто, можно было остаться ни с чем из-за невозможности рассчитаться за нее здесь и сейчас.

Приобретение только в порядке очереди

Салонов и дилерских центров с автомобилями тоже не было. Промышленность не справлялась с поступающими заявками. Поэтому право на покупку машины было принято распределять согласно квотам.

Последние выделялись на предприятия, заводы и другие государственные структуры для распределения среди работников. Чем лучшие результаты показывало предприятие, тем выше были шансы получить достаточное количество автомобилей для сотрудников.

Чтобы участвовать в своего рода лотерее необходимо было:

  1. Собрать полную сумму денег для приобретения автомобиля.
  2. Написать соответствующее заявление в государственный орган, который будет его рассматривать.
  3. Получить одобрение на приобретение автомобиля, что позволяло встать в очередь желающих купить собственный транспорт.
  4. Дождаться своей очереди, зарегистрировавшись для этого путем отправки почтовой открытки на определенный адрес.
  5. После получения этой открытки с разрешительными печатями, в течение ближайшего времени прибыть в пункт оформления.
  6. Внести полную сумму, согласно действующему прейскуранту и получить накладную на приобретение автомобиля.
Источник: https://picryl.com/ru/media/1960-cpa-2481-cancelled-e779dd

Только после этого длинного списка действий будущий владелец машины мог направиться на склад, где накладная обменивалась на «Волгу», «Москвич», «Запорожец» или «Жигули». Марка и модель автомобиля определялись все той же квотой, и зачастую сделать выбор было невозможно. Более того, на складе приходилось также брать машину, не обращая внимания на цвет или другие нюансы.

Особенности вторичного рынка автомобилей

Из-за того, что количество желающих купить автомобиль резко расходилось с числом доступных квот, рынок подержанных машин процветал. Более того, если победитель лотереи не особо нуждался в новом транспортном средстве, он мог продать его со значительной выгодой, поскольку те, кому не повезло с очередью, были готовы платить больше, лишь бы не остаться без автомобиля.

Так, после проведения денежной реформы 1961 года, автомобили имели следующие цены:

  • Волга стоила при официальной покупке 5602 рубля.
  • Москвич 408 модели обходился честным покупателям в 4511 рублей 27 копеек.
  • Запорожец 965А можно было приобрести всего за 2220 рублей.

Однако эти цены не имели ничего общего со вторичным рынком, где разыгрывались торги и баталии за право покупки той или иной машины. Так, цена «Волги» при определенных обстоятельствах и большом количестве желающих ее купить могла взлететь до 40 тысяч рублей.

Обратите внимание: Самый комфортный Советский автобус, который обогнал иностранных собратьев.

Это почти в восемь раз больше первоначальной стоимости.

До жути родные кадры. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kharkov_1981_Kassy_kinoteatra_Ukraina.jpg

Такой ажиотаж был вызван острой нехваткой автомобилей, выпускаемых для населения. Поэтому многие были готовы отдать свои последние сбережения, лишь бы получить право на покупку машины вне очереди.

Упрощение процедуры приобретения автомобилей

С ходом времени покупать новые машины становилось все проще. Рынок развивался, на автомобильных заводах выпускались все новые модели. Поэтому описанные выше процедуры стали применяться все реже, но это не отменило факта существования дефицита.

Иногда на складах начинали отпускать автомобили в порядке живой очереди. В таком случае приходилось брать именно ту машину, которая выкатывалась при оглашении фамилии с листка с записями. При попытке заменить автомобиль по какой-либо причине можно было и вовсе лишиться права на его покупку, поэтому все старались получить себе машину, невзирая на собственные предпочтения.

Именно поэтому зачастую новые авто впоследствии продавались, если был хоть какой-то шанс поменять их на другие. Ведь ездить на «Жигулях», когда изначально хотелось приобрести «Москвич» или «Волгу» можно, но удовольствия от этого в разы меньше.

Особый почёт - водительское удостоверение. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Водительское_удостоверение_СССР_образца_1989_года._Водитель_мотоцикла.jpg

Продажа автомобилей на вторичном рынке

Поскольку любые спекулятивные действия в стране в тот момент были запрещены, при продаже по завышенной цене зачастую прибегали к различным уловкам, позволяющим скрыть реальное количество денег, переданное покупателем. Итогом становилась выгодная продажа машин с целью приобретения достойной замены.

Однако рассчитывать на повторную покупку нового автомобиля не стоило. Если при проверке документов обнаруживалось, что ранее машина уже была куплена и впоследствии продана, получить разрешение становилось практически нереально.

Современный автомобильный рынок предлагает совершенно другие условия заключения сделок. Отчасти именно поэтому в то время многие были готовы вкладывать душу в свой автомобиль, ведь шансов получить новый практически не было. Сейчас данная тенденция теряется, но бывалые водители все еще помнят, насколько ценным был транспорт во времена СССР.

Автор: jannooon028. Источник: https://ru.freepik.com/free-photo/headlight-of-a-vintage-car-filtered-image-processed-vintage_1017586.htm#page=1&query=retro%20car&position=48&from_view=search

Понравилась прочитанная статья? Узнали что-то новое?

Поддержите автора лайком и комментарием!

#авто #советские автомобили #автомобили ссср #отечественный автопром #советский союз #cccр #истории из прошлого

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Как советский автопром боролся с огромным спросом на новые авто, обогащая спекулянтов восьмикратной маржой.

Система комментирования SigComments