Советская детская книга про революцию, море и Одессу, куда теперь так хочется поехать!

В комментариях ко всем моим статьям о советской детской литературе всегда встречается упоминание об одном писателе. Его называли классиком советской литературы, а кое-кто нарекал лучшим детским писателем эпохи. Кто я такая, чтобы спорить? Но, чтобы поддерживать разговор, надо хотя бы знать, о чем идет речь. Так Валентин Катаев попал в мой список для чтения.

Впору удивиться, как случилось, что я не познакомилась с ним раньше? Но что говорить о человеке, который и "Дорогу уходит в даль" в детстве не читал, и "Четвертую высоту"? В 90-е годы Катаева в школьной программе уже не было, вскользь называли "Сына полка" (но не читали, иначе я была бы первой, кто познакомился с книгой). И уж, конечно, я ничего не слышала о тетралогии "Волны Черного моря". Коль уж я пишу о детской литературе, а Катаев не списан со счетов, нужно восполнять пробел и знакомиться. Начать решила с первой части тетралогии - повести "Белеет парус одинокий": пишут, что это самое известное и сильное произведение автора.

На чтение у меня ушло три вечера, и это были не худшие моменты жизни. Чувства остались смешанные и противоречивые. Писать правду немного страшновато, а хорошо лгать не получается. Может, пара вводных слов смягчит реакцию на мои выводы. Перед тем как читать дальше, вспомните, что я человек другого времени (не лучше и не хуже, просто другого), я познакомилась с повестью в сознательном возрасте, и все детские книги я рассматриваю через призму возможности предложить их ученикам и получить пользу. Итак...

Валентин Катаев "Белеет парус одинокий"

Яндекс.картинки

Прочитала недавно размышления-сожаления одного блогера о том, что эта книга незаслуженно забыта. Но как можно считать забытой книгу, напечатанную в последние годы десятками разных издательств? Я полчаса выбирала для себя подходящий экземпляр. Значит, издатели повесть не забывают, печатать не боятся, знают, что она будет востребована покупателем. Откуда такая уверенность? Разберемся.

В центре повествования история двух мальчишек - интеллигента Пети Бачея и босяка Гаврика - и их семей, разворачивающаяся на фоне революции 1905 года. Место действия - Одесса. 

Для меня в этой книге есть два несомненных плюса, которые ставят повесть в один ряд с такими классическими произведениями, как "Дети подземелья" В. Короленко или "Кавказским пленником" Л. Толстого (может, не самые удачные сравнения, помогайте в комментариях подобрать лучше)

Первое.

Повествование ведётся от 3-го лица, но глазами ребенка. Мне кажется, такой прием я встречаю впервые. Что это значит? В поле зрения попадает и интерпретируется только то, что заметил герой-ребенок. Когда Петя возвращается из экономии в Одессу и их повозка по пути подбирает пленного матроса, мы не видим никаких размышлений о его политических взглядах, судьбе и прочем. Мы видим только усталого и какого-то опасного взрослого, поэтому Петя инстинктивно прячет поглубже под скамейку свои сокровища (стёклышки и камни). Социальное расслоение на корабле также показано детским взглядом: девочка, с которой хотел подружиться Петя, ехала 1 классом (а они 2-ым), поэтому даже общаться с ним не стала.

Гаврик, сын трудового народа, понимает побольше, но все равно в его восприятии нет взрослых знаний, а лишь детская интуитивная мудрость. Он не оскорбляет мадам Стороженко на рынке, потому что понимает: их семья зависит от ее благосклонности.

Когда они с дедушкой подбирают неудачливого пловца, мальчик уверен, что говорить об этом нельзя, хотя его не предупреждали.

Взрослые слова "стачка", "революция" "маёвка" не всегда понятны ему, но вызывают прилив воодушевления, потому что произносит их старший брат Терентий.

В этом детском взгляде на взрослые вещи для меня неоспоримое достоинство повести. Часто серьезные, большие люди решают свои важные дела, и вроде бы все нормально. Но только взглянув на них глазами ребенка, понимаешь, какая это дичь и жуть. Помните момент, когда Усатый пытается заболтать Гаврика и выведать у него ценные сведения о матросе, полагая, что дети подчас очень наблюдательны иив то же время падки на подарки? Гаврик оказался умнее и попытался запутать сыщика, но это сыграло с ним злую шутку: в момент погони Усатый так выкрутил мальчику ухо, что чуть не оторвал, а ребенок даже оглох на время. Как на глазах ребенка бьют его старого деда.

Самый жуткий для меня момент повести - еврейский погром и то, как видел его Петя. Читаешь - и мурашки бегут по телу.

Между тем пение становилось все явственнее. Тогда Петя с полной ясностью увидел, что та низкая и темная туча, которая лежала на горизонте Куликова поля справа от вокзала, вовсе не туча, а медленно приближающаяся толпа.

И бешенство учителя Бачея, не желающего участвовать в этом зверстве и выставлять иконы на окно, чтобы не тронули (громили только евреев).

Обратите внимание: Как теперь выглядят места, где ссср поднимал целину: Северный Казахстан.

И униженные просьбы семьи Коганов укрыть их. И поющая толпа, издалека напоминавшая мирный крестный ход, и большая усатая баба, ударившая отца по уху. 

...невыносимая боль охватила сердце мальчика. В эту минуту он готов был умереть, лишь бы папу больше не смели трогать.

Все это чудовищно! Если бы автор писал от лица взрослого, здесь непременно были бы вставлены рассуждения о несправедливости, возмездии, причинах. Но для ребенка все это неважно, происходящий ужас он воспринимает органами чувств, а не умом. И мы следом.

Однако в другие, мирные, моменты этот детский взгляд просто очарователен! Петя вспоминает о своих отношениях, которых было очень много. Одну девочку он любил целый вечер! И дико страдал, когда ее увели спать. С другой целовался в ночном саду и подарил сокровища, наутро любовь прошла, и мальчику осталось только сокрушаться о своей щедрости. А момент с дневником! Несколько недель Петя приносил пустой дневник, а тут вдруг получил сразу несколько записей. Счастливый, он ворвался домой и поспешил поделиться радостью с тетей. А в дневнике-то сплошные неуды. "Чему же ты радуешься, дурачок?" - спросила тетя. "Отметкам! Это мои первые отметки в дневнике!" - ничто не омрачило детского счастья. Или то, как трехлетний Павлик все лето помнил оставленную дома лошадку Кудлатку. А сам Петя утром не мог поверить, что оставляет экономию на девять месяцев. А уже вечером в Одессе чувствовал, как будто и не было никакой экономии. Так мог описать только человек, хорошо понимающий детскую душу.

Второе

Полноценный действующий герой повести - Одесса. Читая, я запоминала улицы и районы, а после чтения полезла искать информацию об истории города, открыла карту, нашла многие географические объекты, проследила путь на корабле из Аккермана (видимо, это Белгород-Днестровский), только вот экономию не нашла, лишь предположила, где она.

Нашла Куликово Поле, Малую Арнаутскую, Канатную, Аркадию, Большой и Малый Фонтаны...

И в таком интересе заслуга автора! Я никогда не была в этом городе, но после прочтения захотелось.

Читать о революции интересно, но мой читательский возраст, безусловно, накладывает отпечаток на впечатление. В центре моего внимания не приключения мальчишек, а нравственно-воспитательные моменты. То, что Гаврику никто не объяснил, что нехорошо своего друга подводить под "рабство": если ты видишь, что он не умеет играть, не надо ему потворствовать и толкать в яму: пуговицы с мундира, деньги и поклёп на Дуню, разоренная копилка младшего брата - и ежедневный вопрос "когда вернёшь долг". Мальчишкам 8-9 лет, и живут они по законам улиц. Но когда похожее произошло между Репиным и Колышкиным в книге Вигдоровой, взрослые положили этому конец. Родные Гаврика были заняты другими делами.

Впору порадоваться, что живём в то время, когда детство и дети получили ценность, когда их защищают. В царской России, как мы видим, их подвергали опасности: когда Гаврик с Петей носили патроны, когда обеспечивали бегство матроса.

Их могли подстрелить, убить, но взрослые использовали их возраст, чтобы решить свои проблемы. По-другому, наверно, было нельзя, но меня это смущает.

Ну так что, актуальна эта повесть для современного мальчишки? Не знаю, не проверяла. Мне, взрослой, было интересно, но не захватило. Язык красивый, но сложный, много описаний природы, делающих текст ярким, образным, фигурным...но тяжеловесным. Перечитывать я вряд ли буду, читать продолжение тоже пока не планирую. А вот фильм посмотрю. Но всё-таки революция "Белой гвардии" и "Динки" лично мне интереснее.

Уважаемые читатели, а вы, ваши дети и внуки читали эту книгу? Что говорят о ней современные подростки? Как по-вашему, зря ее убрали из школьной программы?

Делитесь впечатлениями в комментариях и статье лайк 👍, если моя статья вызвала у вас приятные воспоминания.

#ссср #советская литература #литература ссср #чтение #детская литература #школьная классика #дети #книга о революции

Спасибо, что прочитали!

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Советская детская книга про революцию, море и Одессу, куда теперь так хочется поехать!.

Система комментирования SigComments