13 февраля 1924 года правительство Бухарской республики принимает постановление о создании собственного кинопроизводства. Этот день можно считать днем рождения узбекского и таджикского кинематографа.
С чего началось
Молодая бухарская республика, собственной базы не имела. Даже кинотеатров в республике было всего три – по одному в Старой Бухаре, Новой Бухаре и Чарджуе. Но руководство республики было непреклонно и обратилось к российским кинематографистам.
В Москве с российскими кинодеятелями встретился постпред БНСР Абдурахим Юсуф-заде.
«На приеме у полпреда Бухарской народной республики был принят тов. Ефремов и другие сотрудники «Севзапкино». Полпред Бухары … предложил послать в Бухару Производственную экспедицию, которой будет предоставлено исключительное право производства съемок. … в дальнейшем предполагалась создание в Бухаре производственной базы для постановок целого ряда восточных легенд из истории бухарского народа».
Заметка из журнала Кинонеделя 1924 года, №8 1 апреля.
Поскольку предполагалось снимать восточные легенды для первого раза и выбрали легенду о восточной красавице Джамаль.
Сестра Джамаль навещает героиню в после похищения.12 апреля 1924 года был официально заключен договор между кинематографистами Ленинграда и правительством Бухарской республики.
Договором было учреждено «Бухаро-русское кинотоварищество», сокращенно - товарищество «Бухкино».
Эмблема товарищества «Бухкино». Лейбл, если выражаться современным языком.С одной стороны договор заключило «Севзапкино» - Северо-Западное областное управление по делам фотографии и кинематографии (в будущем из этой организации образуется знаменитый «Ленфильм»)
С другой стороны договор был подписан постпредом Бухары в РСФСР Абдурахимом Юсуф-заде.
Абдурахим Юсуф-заде, (1890-1938) – мударрис, младобухарец. назир земледелия БНСР, постпред БНСР в Афганистане, РСФСР.Как раз в 1924 году в Средней Азии происходили государственные преобразования и Бухара вошла в состав Узбекистана, точнее новообразованной Узбекской ССР. Так что получается, что съемки, начавшиеся осенью 1924 года в Бухарской республике, зимой и весной 1925 года продолжились уже в Узбекистане, новом государстве.
Съемки фильма
В 20-х года кино вышло из младенческого состояния, но еще не приняло современные формы. Поэтому киношники вели деятельность широкого профиля – организовывали прокат, закупку и продажу фильмов, а попутно еще и сами снимали кино. Договором 24 года, помимо поставок в Бухару новых фильмов и предусматривалась постановка целого ряда восточных легенд из истории Бухарского народа.
Первой такой постановкой и стал фильм «Минарет смерти».
Афиша фильма «Минарет смерти» производства кинотоварищества «Бухкино»Режиссером фильма выступил В. Висковский, кинодеятель с дореволюционным стажем, всего два года как вернувшийся из Америки.
Несмотря на серьезные финансовые трудности фильм снимался с размахом. Бухарцы в счет своего пая в 27500 рублей предоставили традиционные одежды и украшения для актеров, привлекли к съемкам тысячи статистов. И сам руководитель БНСР, легендарный Файзулла Ходжаев, предоставил для съемок свой загородный дом.
Не ударили в грязь лицом и ленинградцы. Только одной кинопленки на фильм ушло 17000 метров, внушительная цифра по тем временам. Что не удалось снять в Бухаре снимали в Ленинграде, в специально построенных декорациях.
Часть эпизодов фильма «Минарет смерти» снималась в Ленинграде, в специально построенных декорациях.Как минимум один эпизод фильма снимался в Москве, в Сандуновских банях. (Весьма вероятно именно этот эпизод с купанием наложниц в бассейне и стал одной из причин последующих неприятностей фильма, о чем рассказано ниже)
В лучших традициях еще дореволюционного времени фильм заранее анонсировался в прессе, в газетах публиковались заметки о выезде экспедиции в Бухару, болезнях актеров, небольшие репортажи о съемках отдельных эпизодов в ателье «Севзапкино» уже в Ленинграде.
Один из промо-материалов фильма, опубликованный в российской прессе.Премьера также была обставлена с помпой.
Середина 20-х годов – самый разгар НЭПа. Угар НЭПа, как тогда было принято выражаться. Соответственно фильм получился довольно буржуазный, наполненным восточной экзотикой и рассчитанным на самый невзыскательный вкус. Сюжет прост и незамысловат и вполне соответствует слову «фильма» как тогда было принято обозначать художественные киноленты.
Сюжет фильма
Красавица Джемаль со своей сводной сестрой отправились в поездку из Хивы в Бухару. По пути их захватили разбойники, но наложница главаря разбойников, курбаши, помогла девушкам бежать. В пустыне беглянок нашел настоящий рыцарь пустыни, кочевник Садык и отвозит их назад в Хиву. Но вскоре город захватывает эмир бухарских и наших красавиц в качестве добычи привозят в Бухару. Чтобы определить, кому достанутся девушки эмир объявляет скачки кок-пари (козлодрания). Сын эмира Шахрух, возжелавший томную Джемаль, хвастливо заявляет, что победит в соревновании. Но скачки выигрывает степной рыцарь Садык. Тогда коварный Шахрух попросту похищает Джамаль. Во время сцены объяснения их застает бухарский эмир и тогда сын убивает отца. А в убийстве обвиняет восточную красавицу и теперь ей грозит ужасная гибель – ее должны сбросить с минарета, как совершившую особо ужасное преступление (отсюда и название фильма «Башня смерти»).
Обратите внимание: Как любил работать и расслабляться первый глава независимой России б. Ельцин.
И вновь в сюжет вмешивается благородный степняк Садык. Который поднимает восстание, берет Бухару штурмом и спасает красавицу.Романтический эпизод из фильма.Вот, собственно, и все, в лучших традициях немого кино.
Неожиданный поворот.
То ли фильм получился совсем уже буржуазным, то ли вмешалась конкурирующее с «Севзапкино» московское объединение «Госкино» - но против фильма была развернута кампания критики. Фильм даже был запрещен к показу в рабочих кинотеатрах Ленинграда. В прессе развернулась нешуточная полемика по поводу фильма, с крайне критичным к нему отношению.
Вот, например, перепечатка из газеты Кино 1926 №3(123) от 19 января:
В заметке «Горе-Минарет», («Вечерняя газета») секретарь ленинградского совета рабочих кино говорит: «Минарет смерти» — первая советская картина, недопущенная в Ленинграде в рабочие кино. 250 человек, присутствовавших на просмотре, единогласно протестовали против этой картины. Минимальные. художественные достоинства, полное извращение быта Востока, отсутствие какой-бы то ни было идеологии, витиеватость надписей и другие качества «Минарета» заставили комиссию притти к такому небывало-резкому решению».
Рабкор Истрин, с далекого юга, в ташкентской газете «Правда Востока» поддерживает ленинградцев: «Эту фильму легко можно было бы принять за одну из многих буржуазных фильм на конфетно-экзотический сюжет, правда, несколько приправленную соусом из революционизированных надписей. Подумать только, что эта фильма носит название «Первой национальной восточной постановки производства Бухкино». Пожалеем о неудаче Бухкино».
Мы знаем, что нужно учиться на своих ошибках. Мы знаем также, что меньше всего следует допускать крупные ошибки в наших фильмах, предназначенных для Востока. Поэтому не следует замалчивать неуспеха, вернее, провала фильмы Бухкино — «Минарет смерти». Не следует также допускать трескучего рекламирования его коммерческими кино. Такое рекламирование старается сбивать нас с верного пути.
И подобных гневных заметок было множество. Несмотря на то, что старые спецы, которыми и были представлены творческие силы «Севзапкино» и «Бухкино» подпустили в фильм революционной романтики.
Штурм Арка, цитадели Бухары, точнее ворот Арка. Слева видны здание арсенала и медресе Дор уш-Шифо.Вполне возможно, что особое возмущение пуританствующих критиков вызвала вышеупомянутая сцена в бассейне. И есть косвенные указания, что в прокат фильм выпускался частично в цензурированном виде:
Пометка «Новый экземпляр без вырезок» заставляет предполагать, что часть копий фильма в прокате была цензурирована и из них были вырезаны скандальные сцены.Но публике фильм нравился и прокат продолжался. Более того, фильм успешно продавался и за рубеж (это сыграло ключевую роль в судьбе фильма, см. заключительную часть), уже в 1926 году фильм был продан в Финляндию. По непроверенной информацией за рубежом фильм демонстрировался под названием «Пленница гарема».
Несмотря на кампанию критики в советской прессе фильм успешно показывался в СССР до 1928 года.
Реклама фильма в газете за январь 1928 года.Но, увы, в том же 1928 году ГКУ СССР (Главное репертуарное управление) фильм запретило к показу. Такой запрет коснулся не только фильма «Минарет смерти», но и еще 15 столь же легковесных и «непролетарских» фильмов, судя по названиям «Бандитка», «Поединок богов», «Дом ненависти».
Как уже упоминалось – фильм был целиком российский, местное население задействовалось только для снятия массовок. Зато бухарцы представили для фильма роскошный реквизит и оказывали киношникам большую поддержку.
В центре – Алимбек Арабов, выходец из богатого купеческого семейства Бухары, слева Джамилов, сыгравший главную роль, справа Братолюбов, деятель из «Севзапкино».Но фильм не канул в безвестность.
Где сейчас фильм?
Выше упоминалось, что копии фильма были проданы за рубеж, в частности, в Финляндию. Вероятно одну из этих копий оцифровали во второй половине нулевых в Германии. Время от времени фильм демонстрируется на закрытых показах в Германии и Узбекистане, в частности такой показ происходил в Ташкенте в апреле 2021 года. Известно, что фильм у отдельных причастных лиц находится на компьютерах, но в открытый доступ пока не попал.
Что означает лишь вопрос времени – рано или поздно кто-то из обладателей оцифрованного фильма выложит его в открытый фильм. И тогда публика сможет оценить «Минарет смерти» по достоинству.
Один из заключительных кадров фильма. Отважный Садык спасает Джамаль. Снято на вершине минарета Калян, Бухара.PS. В процессе работы над публикацией удалось найти скудные сведения о сценаристе, режиссере, актерах и иных причастных к фильму лиц. В публикацию они не включены, чтобы не утяжелять текст. Напишите в комментариях: нужны ли эти сведения, стоит ли их выкладывать отдельной публикацией?
#бухара #узбекистан #фильмы ссср #история кинематографа
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: «Минарет смерти». Первый художественный фильм, снятый в Узбекистане.