Дом, который построил Свифт: образ дома в советском кино

Советский кинематограф никак не назвать «бездомным», учитывая какие удивительные плоды дало скрещивание театра и телевидения. Знаменитых и узнаваемых квартир хватит на многоэтажный дом, и ещё останется на посёлок особо привилегированных киногероев вроде барона Мюнхгаузена.

Фильмы Марка Захарова – это первое, что приходит на ум.

1. Записки лечащего врача

В 1982 году искусство «литературного театра» на советском телевидении достигло своего апогея: на ноябрь была назначена премьера фильма «Дом, который построил Свифт» – авангардной по форме и вольной по содержанию трагикомической фантазии, строящейся вокруг личности великого писателя-сатирика и его идей.

«Это наши впечатления, наше мнение о Свифте, раздумья о долге художника, его связях с жизнью, – говорил накануне широко анонсированной премьеры режиссёр Марк Захаров. – Фильм не претендует на историзм и делается в жанре серьёзной комедии».

«Хочется, чтобы посмотревший его человек подошёл к полкам, достал книгу и начал читать, может быть, потом поспорил бы с нами, – вторил режиссёру драматург Григорий Горин. – Хотя подобная цель и кажется утилитарной, она не так мала: замечательный писатель соединится с сегодняшними читателями и зрителями» (журнал «Телевидение и радиовещание», №10, 1982 г.).

Вольнодумная постановка в назначенный день в эфир не вышла – умер Брежнев. На время траура программу передач спешно перекроили, и писателю Свифту, весь фильм молчавшему в знак протеста против притеснения Ирландии британской короной, места в новой сетке не нашлось. Фильм временного «позабыли» – и вышел он уже только в Перестройку.

Но в данном случае интересно другое. Марк Захаров и Григорий Горин для своего вольнодумного фильма словно заимствовали модель, обкатанную в первых сериях ленфильмовского «Холмса». За абсурдистской формой эта модель, может, не сразу узнаётся, но становится видна в пересказе.

В дом видного интеллектуала Джонатана Свифта, чудака и парадоксалиста, приезжает некий доктор Симпсон. От имени Опекунского совета, этакого воплощения коллективного здравого смысла, ему надлежит провести расследование – разобраться со странными порядками, царящими в доме. Свифт ведёт себя подозрительно, как, в общем, и все другие домочадцы и гости, и это в известном смысле пугает доктора Симпсона, противоречит его жизненным принципам. Мистер Симпсон пытается вести себя как врач, смотреть на происходящее со стороны и держаться особняком – он полагает себя единственно нормальным человеком в доме. Чтобы хоть как-то объяснить чудеса, которые творятся в доме, он строит гипотезы, от которых затем вынужден отказаться. В конце концов, в его душе происходит мировоззренческий переворот – он резко меняет своё отношение к хозяину дома.

Обратите внимание: Самый комфортный Советский автобус, который обогнал иностранных собратьев.

В итоге, подозрения отброшены. Симпсон переходит на сторону Джонатана Свифта и решает ему помочь – прорвать вокруг его идей заговор молчания, соглашаясь написать о Свифте книгу под названием «Записки лечащего врача», чтобы сведения, изложенные в них, невозможно было опровергнуть в будущем.

Как на месте доктора Симпсона мог бы заявить доктор Ватсон: «Да, мои книги будут читать во всём мире – в Австралии, во Франции, в Японии… В России, чёрт возьми!»

2. Свифтнутый дом

Вот дом, который построил Свифт, снаружи не существует – видим мы его исключительно изнутри как несколько соединённых интерьеров (привет квартире другого британца – Шерлока Холмса). Но какими бы абсурдными не казались события, в нём происходящие, – то по буфетам шныряют лилипуты, то в дверь ломится великан, то писателя навещают лапутяне из 21 века, – дом Свифта стоически исполняет роль целого мироздания, правда, слегка сдвинутого. Если квартира Холмса это мир прочно стоящий на фундаменте логики и справедливости, то дом Свифта на этих понятиях балансирует, одним боком зависнув над провалом в абсурд. О хозяйке на Бейкер-стрит в исполнении Рины Зелёной киновед Л. Аркус как-то заметила: «…скорее уж камину вздумается беседовать с креслами, или шкаф решит самостоятельно перекочевать в гостиную, нежели миссис Хадсон позволит себе нарушить заведённый в доме порядок…». В доме Джонатана Свифта как раз происходит нечто подобное: здесь считается обычным делом гоняться за йеху и общаться на телепатическом уровне. Всему виной, возможно, наличие двух хранительниц домашнего очага – двух возлюбленных декана, Ванессы и Эстер. Регулярно сменяя друг друга, они производят перевороты домашнего мироздания.

Абсурдистская фантазия на тему жизни и смерти Джонатана Свифта, сатирика и вольнодумца, была выпущена на телеэкран только в 1985 году, через три года после съёмок. Если мерить по холмсовскому календарю, где-то между премьерой «Сокровищ Агры» и заключительным фильмом «ХХ век начинается». Возможно, за сменой порядков в доме Свифта цензоры из Гостелерадио усмотрели намёк на очередную смену генсеков, а, может, их больше беспокоил молчащий весь фильм Свифт, который демонстративно залепил рот чёрным пластырем.

Александр СЕДОВ (с)

/ Первые две части цикла эссе "Образ дома в советском кино": 1. Отроки во вселенной. 2. Дом, который построил Холмс. / Продолжение следует...

другие мои статьи: Что значит "родное кино"? / Как сильно мы любим постсоветских актёров? / Советские киноведы были суровы к экранизациям Жюля Верна / Можно ли советские телесериалы признать искусством / Михайло Ломоносов на экране / публикации из цикла " Их взгляд на нашего Холмса ": 1 часть... (...) 16 часть, 17 часть, 18 часть, 19 часть, 20 часть, 21 часть, 22 часть, 23 часть, 24 часть, 25 часть, 26 часть, 27 часть, 28 часть, 29 часть, 30 часть, 31 часть, 32 часть / и т.д.

#советские фильмы #фильмы ссср #экранизации книг #фильмы марка захарова #олег янковский

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Дом, который построил Свифт: образ дома в советском кино.

Система комментирования SigComments