Здравствуйте, товарищи! Мы возвращаемся после перерыва. А так как повсюду уже царит новогодняя атмосфера, мы включаемся в праздничный марафон. В ближайший месяц вас ждут материалы на околоновогоднюю и околорождественскую тему: о любимых фильмах, артистах и песнях, которые превращают декабрь в по-настоящему волшебный месяц. И первая на очереди история создания фильма-сказки «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Обойтись без Рождества
Сказочному фильму «Вечера на хуторе близ Диканьки», на минуточку, в 2021 году исполняется 60 лет! А он и сейчас смотрится впечатляюще. Хотя удивляться тут нечему, ведь постановкой занимался один из лучших сказочников Александр Роу.
За основу была взята повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», но в качестве названия фильма выбрали название сборника, в который входит повесть — «Вечера на хуторе близ Диканьки». Такое решение приняли, чтобы избежать упоминания Рождества, что было нежелательно. Хотя десятью годами ранее, в 1951 году, «Союзмультфильм» выпустил мультфильм по этой же повести с оригинальным названием. Впрочем, это единственная картина советского периода со словом «Рождество» в названии (снятое после начала 80-х не в счет).
И всё-таки «Ночь перед Рождеством» появляется в кадре: титры в начале, оформленные в виде книги сказок, показывают нам название первоисточника.
«Диканька» за Полярным кругом
Фильм мог получиться максимально достоверным, ведь съёмки должны были состояться в настоящей деревне Диканька Полтавской области. Но согласование картины затянулось, пришла весна и от сугробов не осталось и следа.
Пришлось съёмочной группе отправиться туда, где снега было в избытке — на Кольский полуостров. Там, в посёлке «13-й километр» недалеко от города Кировска была с нуля воссоздана украинская деревня. Кстати, сам Кировск и его окрестности давно уже стали излюбленным местом киношников: начиная с 1936 года, в этих местах было снято более 30 фильмов и сериалов, в том числе «Кукушка» и нашумевший «Левиафан».
Шумную массовку составили местные жители. Их набирали среди здешней молодёжи, студентов, артистов самодеятельности. Наряженные в народные костюмы, они катались на санках, играли в снежки не только в кадре, но и после команды «снято»: надо было двигаться, чтобы не замерзнуть. А вот колядки за них пели профессиональные хористы. Песни заранее записали в студии, а во время съемок музыкальных сцен включали в колонки, чтобы массовка вовремя открывала рты.
Добры молодцы, ведьмы и черти
Главных героев сказки сыграли студенты украинских театральных вузов Юрий Тавров и Людмила Мызникова. К сожалению, у обоих эти роли стали самыми крупными в фильмографии, дальше их кинокарьеры не пошли.
Юрий Тавров после «Вечеров...» появился в нескольких эпизодах и вовсе оставил актёрскую карьеру. Он умер в 2010 году в возрасте 71 год.
На Людмилу Мызникову Александр Роу обратил внимание в коридоре студии Довженко, куда 19-летняя студентка пришла пробоваться в другую картину. Но после просмотра 5000 кандидаток Роу утвердил её.
Съёмки тяжело дались молодой актрисе. Она была далеко от дома, да и с партнером отношения не клеились:
«С Юрием Тавровым у нас дружба не сложилась. Мне казалось, что он чересчур замкнутый, и было тяжело играть к нему любовь. А вот плакалось в кадре легко — я скучала по дому, по маме, вспоминала киевский дом — и рыдала!»
Так что горькие слёзы Оксаны на экране — подлинные.
После «Вечеров...» Мызникова поняла, что работа с камерой не для неё и сконцентрировалась на театре. Сейчас актрисе 81 год и она продолжает играть на сцене.
Солоху, пышную ведьму средних лет, сыграла 31-летняя Людмила Хитяева. Чтобы стройной красавице придать здоровую полноту деревенской женщины, её одевали в несколько слоев одежды, поддевали дополнительные юбки, а голову актриса держала так, чтобы появлялся второй подбородок. А ещё за пару недель до начала съемок Хитяева влетела в дерево, катаясь на лыжах, и сломала нос. Когда отёк спал, идеальный нос актрисы обзавелся легкой горбинкой, который как нельзя кстати пришёлся к роли. С этой изюминкой в облике Хитяевой действительно появилась некая чертовщинка.
Сейчас Людмиле Хитяевой 91 год. От актёрской работы она давно отошла, живёт тихо, на публике почти не появляется. В 2020 году дала интервью Борису Корчевникову в программе «Судьба человека».
И какая же сказка Роу обойдется без Георгия Милляра! Роль чёрта была ему далеко не в новинку, и он от души веселился в этом образе. Хотя, надевая костюм, актер крестился со словами «Прости, Господи, за хулиганство!»
На самом деле Милляр сыграл тут даже две роли: он также засветился в образе деревенской сплетницы.
Также актёрский состав картины дополнили другие замечательные артисты, часто сотрудничавшие с Александром Роу: главный дед Мороз страны Александр Хвыля, Сергей Мартинсон, колоритная Вера Алтайская и другие.
Добавим немного мистики
«Вечера...» до сих пор восхищают своими спецэффектами. Так зрелищно показать волшебство на экране во времена, когда компьютерную графику даже нельзя было вообразить, нужно суметь.
Больше всего в своих фильмах Роу любил приём обратной съемки. Есть он и здесь. Например, легендарные летающие вареники снимали именно так. Или когда чёрт резко взлетает с земли — актёр спрыгивает вниз с высоты.
Сцены с ночными полётами снимали в съёмочном павильоне киностудии им. Горького. В качестве неба использовали полотно тёмного бархата, а звёзды, которые воровала Солоха, на самом деле были ёлочными игрушками, пришитыми к бархату чёрными нитками.
По ночному небу актёры «летали» на чёрном страховочном тросе. Это делала не только Хитяева, но и сам Милляр. Изначально в этих сценах актёра должен был заменить дублёр-акробат, но он получил травму в начале съемок, так что Георгию Францевичу пришлось взяться за дело самому.
Вообще 58-летнему Милляру больше всех «досталось» на съёмках. Все трюки он исполнил сам. И даже отказался от тёплого мехового костюма чёрта в пользу лёгкого комбинезона, обшитого паклей, и это в 30-градусный мороз! Зато как выразительны его движения!
Но и этого артисту показалось мало. Сцена с погружением чёрта в прорубь была снята самым натуральным образом. Хотя Роу и не любил съемки в павильоне, эту сцену собирался снять на киностудии, чтобы не подвергать актёра опасности. Но тот храбро отказался и окунулся в настоящую прорубь. Милляр выдержал два дубля — после каждого его закутывали в тулуп и поили водкой.
Также в фильме много комбинированных съёмок, которые для того времени были просто уникальными. Например, используется метод оптической перекладки, разработанный художником картины В.С. Никитченко совместно с братом И.С. Никитченко. Благодаря этому методу получились такие замечательные кадры.
#советское кино #кино ссср #фильмы ссср #советские сказки #александр роу #новогодние фильмы #фильмы про новый год #факты о фильме #советские актеры #факты о кино
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: Сказание о том, как "Вечера на хуторе близ Диканьки" снимали.