На этот фотоснимок из собрания семьи Коробцовых-Зуевых несведущий вряд ли обратит внимание – на первый взгляд ничего необычного: в небольшом, скорее даже тесном помещении беседуют несколько мужчин – военных и работников завода № 402.
Меня же сразу привлёк так называемый второй план – внутренняя отделка стен, в которых происходил разговор. Такую встретить можно только в каютах линейных ледоколов, причём, старых линейных ледоколов, где внутренние помещения оформлялись этаким «столярным барокко» из бука, дуба, красного дерева.
А это и есть старый линейный ледокол, причём, самый первый в мире – «Ермак».
В кают-компании ледокола "Ермак"Так уж сложилось, «Ермак» в Белом море ходил много реже, чем все остальные русские ледоколы, после революции и гражданской войны его приписали к Ленинграду. В тридцатых, когда архангельские моряки исходили в Арктику вдоль и поперёк, «Ермак» хоть и числился за мурманским пароходством, пароходы под свою проводку брал уже в Баренцевом море.
Не повезло «Ермаку» и во время Великой Отечественной – немцы его, как и весь Балтийский флот, «заперли» в Финском заливе. Очевидцы свидетельствуют: первые месяцы «дедушка русского флота» уцелел лишь благодаря опыту и хладнокровию его капитана М.Я. Сорокина.
На тесных рейдах Михаил Яковлевич своим неповоротливым тяжёлым кораблём раз за разом умудрялся «уворачиваться» от фашистских самолётов. Затем – долгий отстой у причалов блокадного Ленинграда. В Молотовске военной поры, который стал на это время настоящей ледокольной столицей страны «Ермак» так и не появился.
Линейный ледокол "Ермак". Дедушка русского ледокольного флота25 июля 1953 года ледокол перевели в состав мурманского пароходства. Выяснилось, однако, что макаровскому «Ермаку» довелось работать и на северодвинский завод № 402. В 1961-м предприятие сдавало подводные ракетоносцы. «Заказы» уходили на Север, как правило, уже зимой, и толкаться им часто приходилось уже во льдах, зачастую тяжёлых. На чистую воду лодки выходили ведомые ледоколами, в том числе и как в нашем случае – «Ермаком».
На нашем снимке запечатлён момент заводских испытаний одной из подлодок в замёрзшем Белом море, специалистов завода и офицеров флота за обсуждением текущих вопросов.
Ордена Ленина ледокол «Ермак», первенец мирового ледокольного флота, завершил свою славную биографию вскоре после упоминаемых событий.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же расскажите о нас вашим друзьям и оставляйте свои впечатления в комментариях.
#ледокол #ледокольный флот #арктика #освоение арктики #севморпуть #ермак #флот ссср #великая отечественная война #балтийский флот
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: Как старейший русский ледокол «Ермак» водил атомные подлодки.