Покорение Северного полюса первой советской атомной лодкой

Первой в Советском Союзе Северного полюса достигла атомная подлодка К-3. Построили её в Северодвинске.

Россия и Америка не воевали между собой. Скорее напротив – в больших и малых международных конфликтах чаще становились союзниками, чем хранили нейтралитет, в I и II Мировые войны наши народы стали соратниками. Вот отчего в том противостоянии наших держав, которое официально брало начало с «фултонской речи» Черчилля, мне кажется, всё-таки больше случайности, нежели закономерности. Правда, случайность эта имела колоссальные и далеко идущие последствия для всего человечества.

АПЛ К-3 "Ленинский комсомол"

Геополитическая принадлежность России и Америки к трем океанам сказалась в том, что по мере обострения конфликта рос в нём и «удельный вес» наших флотов.

Строительство их страны вели на острие своих научных исследований. Идея создать лодку с атомной энергетической установкой впервые прозвучала в документах американского военно-морского ведомства в январе 1948 года. Вопрос о создании советского атомного флота, по признанию академика А.П. Александрова, был поставлен правительством в конце 1952 года.

К середине пятидесятых американцы, вне сомнения, опережали нас. В 1954 году вышел в океан их первый атомный корабль – «Наутилус». В 1955 году началось строительство атомных подлодок класса «Скейт», а ещё через год – серии «Скипджек».

В Советском Союзе работы по созданию атомного флота возглавил академик Александров, на тот момент директор института физических проблем Академии наук СССР.

Академик Анатолий Александров

Спустя два года на одном из заседаний было проведено обсуждение различных вариантов типов реакторов. В итоге остановились на двух. В качестве основного варианта был выбран корабельный реактор водо-водяного типа, а резервного – жидкометаллический реактор. Руководителем по разработке лодочного реактора.

Исследования по эту и ту сторону океана велись независимо друг от друга, хотя впоследствии выяснилось, что американцы несколько опережали нас. И мы, и они имели собственные наработки будущей энергетической установки. И потом, в обстановке строгой секретности, окружавшей проекты, учёные не имели полного представления о планах, проблемах и результатах своих коллег и конкурентов.

В конце 1952 года в московском СКБ-143 была создана особая группа, которой поручались работы по созданию первой советской атомной лодки. Возглавил их начальник и главный конструктор В.Н. Перегудов.

Советские инженеры в создании корпуса первого атомохода пошли по иному пути, нежели американцы: те за основу взяли проект своих дизель-электрических подлодок класса «Тэнг», наиболее совершенных на тот период.

Субмарина проекта 627 (так поначалу назывался первый советский атомоход) внешне значительно отличалась от своих дизель-электрических предшественниц: длинный корпус, представлявший собой цилиндрическое тело, а также увеличенные вертикальный и горизонтальный стабилизаторы в кормовой оконечности, небольшое обтекаемое ограждение рубки и выдвижных устройств, носовая оконечность – сферическая.

Британский ежегодник Jane сопоставляет главные тактико-технические данные американского и советского первенцев следующим образом: по водоизмещение, как по стандартному, так и полному, «Наутилус» был меньше лодки 627 проекта: 3764 и 4040 тонн против 4200 и 5000. По длине ширине корпуса, осадке корабля в нормальном надводном положении советский атомоход также превосходил американский – 109 метров, 9,8 метра и 7,4 метра. В энергетической установке «Наутилуса» использовались один ядерный реактор, турбина мощностью в 15000 л.с. – на лодке проекта 627 два реактора и турбина 32500 л.с.

Заказ № 254 (построечный номер лодки) разместили на заводе № 402 (будущее Севмашпредприятие в Северодвинске). Секции первой атомной лодки изготавливались на специальном участке цеха № 8, а собирали корабль в цехе № 42.

К августу 1957 года завод № 402 выполнил все основные работы на стапеле и готовил корабль к выводу из цеха. Была сформирована сдаточная команда во главе с Н.Н. Довганем.

При строительстве советского атомохода соблюдался строгий режим секретности. От излишне любопытных взглядов лодку, уже после выхода из цеха, маскировали специальными щитами, а у причальной стенки зачастую создавали «толчею» из надводных кораблей, которые закрывали заказ № 254 своими корпусами.

На ходовых испытаниях создателей проекта 627 ждал приятный сюрприз: лодка превысила скорость на 6 узлов – выше, чем рассчитывали проектанты.

АПЛ К-3

Завод № 402 свои работы на атомоходе закончил в конце 1958-го. Оценка подлодки академиком Александровым свелась к следующему:

«Как моряки, так и мы – все, кто непосредственно вложил свой труд в создание корабля, очень гордились оказанным нам доверием. Лодка по общему нашему мнению, получилась удачной, а по ряжу основных боевых и технических элементов превзошла «Наутилус». Опыт её создания, а впоследствии и других кораблей этого проекта, помог нам как при создании энергетики лодок новых поколений, так и энергетических установок для советских атомных ледоколов – первенцев нашего атомного надводного флота».

Наступил день, когда северодвинцы сдавали заказ № 254 флоту. Та торжественная церемонию у причала собрала множество народа. Присутствовали и Главком ВМФ С.Г. Горшков, и академик А.П. Александров. Именно одному из «крёстных отцов» советского атомного флота, был подарен Государственный флаг СССР, спущенный тогда с флагштока атомохода.

Командование кораблём принял капитан I ранга Л.Г. Осипенко. На флоте атомоходу присвоили оперативно-тактический номер – К-3. Под ним он совершил тот самый поход к Северному полюсу, что описан множеством историков, но, к сожалению, с изрядным количеством неточностей и ошибок.

Решение о походе К-3 к полюсу было принято в 1959-м. Ледовый рейд нашей АПЛ готовили тщательно. Уже в 1959 году К-5 уже совершила непродолжительное ледовое плавание по льдами – на расстояние 260 миль. Затем однотипная субмарина (построенная, кстати, в Северодвинске) под командованием капитана II ранга В. Рыкова также ходила подлёдными румбами. В августе 1961-го снова К-3, но уже под командой капитана II ранга Л.М. Жильцова, поднялась до 82-й параллели. Её ледовую эстафету приняли атомоходы капитанов II ранга В. Чернавина и Ф. Митрофанова.

Мемориальная доска на доме в Северодвинске

Моряки проверяли систему курсоуказания в широтах 70-81-го градуса (работу гироазимутов при длительном плавании без коррекции от гирокомпасов, автопрокладчиков, эхоледомеров и гидроакустических станций), а также провели несколько пробных всплытий в ледовых разводьях.

Параллельно этому авиаразведка, полярные гидрографы собирали, анализировали данные о ледовой обстановке по предполагаемому маршруту атомной лодки (лоции центральной части Ледовитого океана тогда ещё не существовало).

В день выхода К-3 к полюсу её посетил Главком ВМФ. Дальнейшая хронология событий такова.

  • 11 июля в 00 часов лодка вышла в океан.
  • 13 июля в 11.30 лодка всплыла для встречи с патрульным тральщиком, чтобы принять самые последние данные о ледовой обстановке. Здесь произошла маленькая заминка – только в 18 часов моряки «увидели» друг друга.
  • 14 июля в 10.45 на широте 79 градусов К-3 ушла под лёд.
  • 15 июля лодка всплыла в полынье размерами примерно в 2.200Х750 метров.
  • 17 июля в 6.59 (по счислению корабельных штурманов) корабль прошёл географическую точку Северного полюса. Приборы показали глубину 4115 метров, температуру забортной воды – 2 градуса, толщину льда 4,5 метра.

По предложению старшего на борту контр-адмирала А.И. Петелина, подлодка ещё около часа шла, не меняя курса, а в 9.55 вторично вышла в точку Северного полюса.

Всплыть здесь пытались не один раз, однако так и не решились: «наверху» стоял крепкий сплошной лёд. Стали искать полынью поблизости.

Экипаж АПЛ К-3 после всплытия близ Северного полюса

Рассказывает контр-адмирал А.И. Петелин:

«Первое разводье попалось неудачное – узкое, длинное по существу, щель. Всплыли под рубку, посмотрели в перископ. На кормовой и носовой надстройках огромные, толщиной до 5 метров, сверкающие на солнце ледяные глыбы. К тому же заметили подвижку кромок полей. А это уже грозило не только винтам, но и самому корпусу лодки. Пришлось погружаться. Новая расщелина тоже не принесла радости. И всё-таки добились своего, нашли удобную ледяную «гавань», правда, затянутую тонким льдом. Маневр всплытия провели уверенно, спокойно, как в учебном полигоне. Произвели астрономические наблюдения, уточнили координаты места. Послали радиограмму».

Во льдах близ Северного полюса (а не в его точке, как зачастую писали), К-3 всплывала дважды: 18 июля в 9.33 в полынье размерами 120 на 50 метров, на широте 84 градуса 53 минуты, и 19 июля в 10.45 на широте 79 градусов 30 минут. В первом случае штурманы взяли радиопеленг на маяк Нор в Гренландии, во втором определили место астрономическим способом.

Моряки экипажа АПЛ К-3 после всплытия близ Северного полюса

20 июля в 13.40 вышли из подо льда и получили приказ срочно вернуться. Причём, не в ту базу, из которой выходили.

21 июля лодка отшвартовалась в Гремихе Мурманской области, и Л.М. Жильцов доложили командованию о завершении похода. Начались торжества – все без исключения подводники экипажа К-3 были удостоены высоких наград.

Экипаж АПЛ К-3 на военной базе в Гремихе с Никитой Хрущовым и Радионом Малиновским

В частности, матросы и старшины – медали Ушакова; А.И. Петелин, Л.М. Жильцов и командир БЧ-2 лодки Р.А. Тимофеев стали Героями Советского Союза. И только в октябре 1962 года подводную лодку К-3 решили назвать «Ленинский комсомол» - в ознаменование 40-летия шефства ВЛКСМ над военно-морским флотом.

АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" был отмечен изданием почтовой марки

Ещё позднее гидрографы увековечили это новое имя атомоходы на географических картах. Ещё во время плавания моряки К-3 обнаружили в районе полюса крупное «повышение дна». Подтвердилась гипотеза советских учёных о существовании в центральной части Арктики ещё одного подводного хребта. Поэтому одна из вершин хребта Гаккеля была наречена: подводная гора «Ленинского комсомола».

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же расскажите о нас вашим друзьям и оставляйте свои впечатления в комментариях.

#флот ссср #подводный флот #северный флот #северный полюс #арктика #атомная подводная лодка #история ссср #подводная лодка #северодвинск #северный ледовитый океан

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Покорение Северного полюса первой советской атомной лодкой.

Система комментирования SigComments