История исчезновения траулера «Метрострой» в Баренцевом море

Загадка исчезновения в Баренцевом море архангельского траулера «Метрострой» до сих пор не разгадана, а потому волнует уже много лет. Ясно, что судно и рыбаки погибли, но только предполагаемая версия о крушении судна и гибели людей, но последняя точка в этой трагедии так и не поставлена.

Зима в мурманском рыбном порту

Начало зимы 1979 года в Баренцевом море выдалось злобным на стужу и ветра. Однако для тралового флота это сложная, но приемлемая обстановка – частенько корабли рыбаков и в непогоду отваживались выходить в океан.

Так, 14 января на промысел из Мурманска решился отправиться экипаж архангельского промыслового траулера РТ-328 «Метрострой». Возглавлял его капитан Н.Г. Харитонов. Разумеется, «Метрострой» предварительно прошёл обязательный технический осмотр, был освидетельствован, и только тогда отдал швартовы. Штурманский состав траулера, как водится, был проинструктирован об особенностях плавания в зимнем океане. В целом обстановка была довольно сложная, но всё-таки ничто не предвещало беды.

Траулер «Метрострой»

Место для промысла «Метрострою» отвели относительно недалеко от полуострова Рыбачий – всего в нескольких десятках миль. Рыбаки вышли, что называется «на удачу», но удача ходила где-то далеко – как говорится – «рыбалки не было», и траулеру большей частью пришлось лечь носом на волну и штормовать. В последней сводке, которую получили в Мурманске с «Метростроя», сообщалось, что рыбакам удалось поднять на борт всего ничего - 35 тонн улова, и судя по тому, что шторм не стихал (на судне ощущалась сильная качка), да в цистернах промысловиков оставалось уже немного топлива - всего 24 тонны, выходило, что траулеру предстояло возвращение в порт. Ко всем несчастьям вскоре началось обледенение судна. С борта траулера также прилетела радиограмма о том, что двое суток рыбаки без устали окалывали лёд.

Неподалёку от «Метростроя» штормовал ещё один траулер – «Мозырь». Именно его вахтенные оказались последними, кто его видел.

Обратите внимание: Великий кривой. История гениального Гарринчи, который мог стать Королем футбола вместо Пеле.

Наступил вечер 4 февраля, пришла ещё одна радиограмма с «Метростроя», мол, на судне все благополучно, а ещё через час во время радиообмена с «Мозырем» помощник капитана «Метростроя» сообщил, что траулер сильно валяет на волне.

Наконец, 5 февраля состоялся последний сеанс радиосвязи между промысловиками. «Мозырь» попросил уточнить своё местоположение по навигационной карте. Штурман «Метростроя» попросил его подождать немного, но так и не ответил на запрос в эфире.

Вскоре, несмотря на непрекращающийся шторм, начались поиски. Искали и на море, и с воздуха. Из 39 членов экипажа «Метростроя» спасателям удалось-таки поднять с воды тела четырех мертвых рыбаков, а сам траулер исчез бесследно.

Рыбаки в Баренцевом море

Когда началось следствие, среди причин катастрофы обсуждались в основном три версии. Основывались они на расчётах опытных специалистов: опрокидывание судна, столкновение с другим надводным кораблем или судном, предполагали даже непреднамеренный таран подводной лодки. Из трёх версий остановились все же на самой первой – судно перевернулось или, как говорят моряки – «сыграло оверкиль».

О погибшем траулере: РТ-328 «Метрострой» - промысловое судно польской постройки, 1960 года. Корабли этой серии считались достаточно мореходными, и на волне, как рассказывают, держались уверенно.

Тогда предположили: скорее всего, когда «Метрострой» с небольшим грузом рыбы и запасами топлива стал «обледеневать», нужно было срочно принять в цистерны судна балласт (около 53 тонн), чтобы восстановить остойчивость. Однако по каким-то причинам рыбаки этого не сделали. Оказавшись в положении кверху килем траулер мог уцелеть совсем недолго - считанные минуты, а спасатели в условиях шторма смогли бы подойти минимум через четыре часа.

Старые рыбаки-ветераны и сегодня вспоминают: как только объявили заключение комиссии, как в России водится, тут же последовали так называемые оргвыводы: одного сняли с должности, другим объявили взыскания, конечно, расширили штаты службы безопасности мореплавания. Но ведь этим погибших не вернуть.

Загадка последних мгновений траулера и не разгадана и сегодня. В Архангельске, на старом Ильинском кладбище, что недалеко от Смольного Буяна есть памятник погибшим морякам «Метростроя». У этого скорбного камня иногда встречаются ветераны архангельского тралового флота.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же расскажите о нас вашим друзьям и оставляйте свои впечатления в комментариях.

#загадки истории #баренцево море #флот ссср #морские истории #траулер #мурманск #загадка истории #флот #флотские истории

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: История исчезновения траулера «Метрострой» в Баренцевом море.

Система комментирования SigComments