50 лет боевая работа советских летчиков в годы корейской войны не предавалась огласке

В течение 50 лет боевая работа советских летчиков в годы Корейской войны не предавалась огласке. Поэтому имя самого результативного летчика-истребителя реактивной эры - Евгения Пепеляева (1918-2013) практически никто не знал).

За 11 месяцев боевого вылета в Корее Евгений Георгиевич сбил 19 американских самолетов. Это официальное количество побед, подтвержденное зарубежными источниками. Еще один истребитель F-86 Sabre был сбит им, но сумел добраться до базы. Поскольку этот самолет в итоге был вывезен, его можно отнести и к 20-летнему Пепеляеву.

И это еще не все: 11 июля 1951 г был сбит и погиб его ведомый, ст. Лейтенант Иван Васильевич Ларионов, Пепеляев, который был командиром полка, записал на свой счет 3 победы.

Он сделал это для того, чтобы официальное количество сбитых Ларионовым вражеских самолетов достигло 5, он посмертно получил звание Героя Советского Союза, а его семья получила соответствующие выплаты от государства.

(Впрочем, это не помогло: за Корейскую войну летчиков награждали только орденами Красного Знамени и Ленина, звания Героя не давали. Сам Пепеляев был представлен ему только через несколько месяцев после возвращения из Кореи).

Вместе с этой тройкой количество самолетов противника США, сбитых Пепеляевым в небе над Кореей, достигает 23 (1 F-80 Shooting Star, 2 F-84 Thunderjet, 2 F-94 Starfire, 18 F-86 Sabre).

Больше в течение всех последующих лет ни один из летчиков-истребителей не сбил, хотя активные воздушные бои шли в небе различных войн и локальных военных конфликтов.

Евгений Пепеляев стал летчиком под влиянием старшего брата Константина. Погиб в Великой Отечественной войне. А Евгений почти все годы служил на Дальнем Востоке. Только в ноябре 1943 года ему довелось участвовать в боевой подготовке на Белорусском фронте. Но за 10 боевых вылетов он ни разу не встретил вражескую авиацию.

Летом 1945 г в скоротечной войне с Японией совершил около 20 боевых вылетов, но и они не были результативными. А позже был назначен командиром полка.

Евгений Пепеляев. Изображения в общественном достоянии.

На войну в Корею ушел командиром 196-го гв иап. В него входили только добровольцы (большинство - с опытом воздушных боев времен Великой Отечественной войны).

«Я не требовал от своих подчиненных проливать кровь и отдавать жизнь за выполнение боевой задачи любой ценой»

Эту войну развязал лидер Северной Кореи Ким Ир Сен. Южане потерпели сокрушительное поражение, но после вмешательства американцев носителям идеи чучхе пришлось отступить на север и понести потери. Их окончательное поражение было предотвращено вмешательством Китая и Советского Союза.

В начале 2000-х Евгений Пепеляев вспоминал:

«Мы прекрасно понимали, что воюем не за отечество, не за своих близких, а защищаем товарищей, по приказу командования, нашего правительства. Поэтому я не требовал, чтобы мои подчиненные проливали кровь и отдавали свои жизни выполнить боевую задачу любой ценой. Он не призывал к самопожертвованию. Тактика наших воздушных боев была оборонительной, а не наступательной. Я поставил перед своими летчиками задачу вернуться домой победителями после войны».

1 апреля 1951 г. 196-й полк (30 истребителей МиГ-15) дислоцировался на корейском аэродроме Андонг, недалеко от корейско-китайской границы. Он прикрывал ГЭС, железнодорожный мост через реку Ялу и пути снабжения китайских добровольцев и армии КНДР при бегстве на реки Ялу и Ансу от воздушных налетов.

Советские летчики летали на истребителях, которые были отмечены символикой КНДР. Изображения в общественном достоянии.

Первые бои пришлось брать буквально в течение нескольких дней, причем очень ожесточенных: было сбито два «Сейбра» и потеряно два МиГа из состава 196-го ИАП. Летчики Андрушко Н.Е и Самусин Е.Н катапультировались и остались живы.

Пепеляев открыл свой победный счет 20 мая 1951 года, сбив истребитель F-86 Sabre.

Обратите внимание: Концепция гибридной войны: истоки, применение, противодействие.

Командовал восемью МиГами. Войдя в хвост одному из двенадцати F-86, Пепеляев поразил его пушечной очередью с дистанции 500–600 м.

В первых апрельских боях выявились некоторые недостатки МиГ-15 с двигателем РД-45Ф 9-й серии Куйбышевского завода № 1. Советский истребитель превосходил американские F-80 и F-84. Но в боях с истребителями F-86 Sabre ему не хватало мощности двигателя.

Поэтому вместо МиГ-15 полк получил МиГ-15бис, самолеты 7-й серии новосибирского завода № 153, с более мощным двигателем ВК-1 и эффективными воздушными тормозами. На этой машине Пепеляев одержал все свои воздушные победы.

«Против удушья»

В августе 1951 года американское командование, сосредоточив более тысячи самолетов, начало операцию «Удушение» («Strangle») с целью полностью перекрыть снабжение китайско-северокорейских войск.

Были такие массированные удары по коммуникациям, что для их отражения приходилось поднимать в воздух целую авиадивизию, а то и две.

Творчество американских летчиков. Изображения в общественном достоянии.

6 октября полковник Пепеляев сбил одновременно две сабли. Американский летчик Билл Гарретт, попавший под обстрел МиГ-15бис, пытался спастись на поврежденной машине. Но это не сработало. Гаррет, увидев внизу желтое море, это было во время отлива, совершил вынужденную посадку на обширную полосу прибрежной грязи и ила, гладкую и мягкую.

Американский летчик вышел в море на надувной спасательной шлюпке. И его самолет увезли в Москву на учебу.

Пепеляеву удалось сбить большую часть самолетов противника в ноябре 1951 года. К тому времени он получил представление о сильных и слабых сторонах противника, прекрасно знал МиГ-15бис. Здоровье также было важным фактором. Евгений Георгиевич переносил сильные перегрузки, хотя у него не было противоперегрузочного костюма, как у американских летчиков.

8 и 28 ноября сбил в боевом вылете два американских самолета. Сделать это сложно, почти невозможно даже опытному пилоту. Ведь боекомплект авиационной пушки Н-37Д составляет 40 выстрелов и отстреливается за 9,5 секунды. А у пушек НС-23КМ - 8 секунд; НР-23КМ - 5,6 сек. Но у Пепеляева был свой секрет. Вы должны быть в состоянии подобраться к маневрирующему противнику, поймать его в прицел и поразить одним коротким выстрелом.

Потом будут гранаты для очередной такой вспышки - только так можно сбить два самолета за один вылет. Пепеляев стрелял короткими очередями, не израсходовав сразу боезапас. На это способен только настоящий ас.

Американцы смогли получить МиГ-15бис только после войны, в сентябре 1953 года, когда северокорейский летчик Но Гым Сок бежал на нем из КНДР в Южную Корею. Изображения в общественном достоянии.

Последнего американца Евгений Пепеляев сбил в январе 1952 года. А в феврале, после 414 дней пути на войну, дивизия ушла на родину. 5 декабря 1951 года погиб еще один ведомый Пепеляева Александр Дмитриевич Рыжков. На его счету три лично сбитых самолета и три в группе.

Всего за этот поход пепеляевский полк потерял 13 самолетов и 7 летчиков.

Уже в наше время Евгений Георгиевич написал книгу "МиГи против Сабли". За 10 лет она переиздавалась 5 раз - редкий результат для военно-исторического труда!

Больше интересных статей здесь: США.

Источник статьи: 50 лет боевая работа советских летчиков в годы корейской войны не предавалась огласке.

Система комментирования SigComments