"Входи, жена!" приказал старик строго. 13-летняя Элис чуть не потеряла сознание, когда услышала, как мистер Тройлер произнес грубое, взрослое слово «жена». Какая она жена, почему она жена? Ей всего тринадцать, у нее нет ни отца, ни матери, и Общество помощи детям отвезло ее на поезде для сирот из Нью-Йорка в эту необжитую местность, чтобы найти ее родителей.
Алиса была уверена, что седовласый, такой добродушный фермер Джордж будет ее отцом. Но не муж!
Девочка вспомнила, как тряслась в переполненном сиротском вагоне, где были почти одни мальчишки. Я вспомнил бескрайние кукурузные поля за окном. Я вспомнил смерть родителей, вспомнил холодные улицы Нью-Йорка. Она вспомнила все ужасы, которые пережила за последние месяцы. Она так надеялась, что все кончится, что у нее будет семья!
Слезы текли по лицу девушки. Старый Тройлер усмехнулся и, подтолкнув Алису вверх по лестнице, сказал:
- Ну-ну, - сказали медсестры. Иди в спальню и приготовь все.
Во второй половине XIX века проблема беспризорных детей в крупных американских городах, особенно в Нью-Йорке, получила широкое распространение. Детские дома и богадельни были переполнены, горожан, желающих усыновить детей, было очень мало, а рождаемость среди бедняков в наиболее благополучных районах была чрезвычайно высока.
Улицы постоянно были заполнены детьми, которые по тем или иным причинам потеряли родителей. Мальчики чаще всего оказывались в уличных бандах, а девочки – в «веселых домиках".
Согласно статистике, в 1852 году только в Нью-Йорке насчитывалось не менее 34 000 бездомных детей. По большей части бездомных ненавидели жители и милиция, которые называли их «мигрантскими отбросами» и «уличными крысами".
Многие дети на самом деле были детьми польских, ирландских, итальянских мигрантов, приехавших в Америку в поисках новой жизни и счастья, но не нашедших ни того, ни другого.
Правительство показало свою неспособность бороться с бедствием, и единственными, кто пытался что-то сделать, были частные благотворительные организации. Одним из таких учреждений было Общество помощи детям, основанное в 1853 году 27-летним священником и филантропом Чарльзом Лорингом Брейсом.
В течение года Общество Брейса предлагало уличным детям работу в качестве газетчиков с проживанием, питанием и базовым религиозным и профессиональным образованием. Но очень скоро возможности благотворительных организаций были превышены: детей, нуждающихся в помощи, оказалось слишком много.
В 1854 году Чарльзу Брейсу пришла в голову идея отправить детей с улиц Нью-Йорка в сельскохозяйственные штаты. Таким образом, мальчики и девочки будут воспитываться в семьях «с истинными американскими и христианскими ценностями». Брейс был убежден, что фермеры, сохранившие моральные устои «старой Америки», возьмут к себе бездомных детей, научат их работать и станут обращаться с ними, как со своими собственными детьми.
Весной 1854 года Общество помощи детям в сотрудничестве с благотворительной организацией «Детская деревня» и Нью-Йоркской больницей для подкидышей начало отправлять небольшие группы детей в сельскую местность недалеко от Нью-Йорка, а также в соседние штаты Пенсильвания и Коннектикут. Для многих мальчиков и девочек были найдены семьи, поэтому опыт был признан успешным.
В сентябре 1854 года Брейс начал собирать детей для отправки на Средний Запад. Сразу возник вопрос - как возить сирот? Ответ был найден быстро: поездом, конечно.
Вскоре «Обществу помощи детям» удалось договориться с Министерством путей сообщения о получении отдельного поезда для перевозки беспризорных детей. Так и появился «Сиротский поезд".
Этот термин придумали журналисты: «Общество помощи детям» не назвало поезд сиротой, так как у 25% потенциальных пассажиров поезда были родители. Большинство детей обратились в благотворительные организации не для того, чтобы отправиться в сельские штаты: подростки искали приют, работу или еду.
Взрослым легко удалось убедить мальчишек и девчонок, что где-то в респектабельных фермерских семьях их ждет счастливая жизнь.
Перед погрузкой детей в поезд сотрудники «Самфундета» заставили их умыться, выдали всем чистую новую одежду, а также экземпляр «Библии".
1 октября 1854 г в город Доводжак штата Мичиган прибыл поезд с 45 сиротами. Группу сопровождал сотрудник «Общества помощи детям» Э. П. Смит. По дороге Смит передал двух мальчиков пассажирам поезда, которые изъявили желание взять их себе.
На следующий день после приезда в школе «Доводжак» состоялась встреча детей из крестьянских семей. В беседе с будущими родителями Смит заявил, что мальчики идеально подходят для полевых работ, а девочки — для работы по дому. В целом Смит позиционировал бездомных детей, взятых с собой, не как детей, а как неоплачиваемых работников.
В первый день Смиту удалось разместить пятнадцать сирот — девять мальчиков и шесть девочек. Через пять дней пребывания «Сиротского поезда» в Доводжаке были найдены родители еще двадцати двух детей.
Смит привез детей, так и не нашедших семью, обратно в Нью-Йорк, где они снова пополнили ряды беспризорников. Тем не менее, попытка была признана успешной, и Ассоциация помощи детям стала при поддержке государства отправлять по несколько сиротских поездов в день.
Чарльз Брейс активно вербовал богатых людей для спонсирования поездов для сирот. Так Шарлотта Августа Гиббс, жена известного американского финансиста Джона Джейкоба Астора III, отправила на Средний Запад с 1857 по 1884 год 1113 детей.
В среднем, с 1855 года Общество помощи детям могло направлять 3000 детей в год. Сирот приютили фермерские семьи из 45 штатов, а также Канады и даже Мексики. «Общество» не имело ни малейшей возможности проследить дальнейшую судьбу того или иного усыновленного ребенка.
Прибытие поезда сирот в города аграрных штатов стало напоминать аукцион или ярмарку. Вот как писала об этом Daily Independent с энтузиазмом и в совершенно положительном ключе:
«Одни заказывали мальчиков, другие девочек. Одни предпочитали светлых детей, другие темных, и заказы были выполнены должным образом, и все новые родители были в восторге".
Но не все дети были «заказаны». Большинство сирот ехали в поезде, не зная, усыновят их или нет.
Сначала американское сообщество сочувствовало «Поездам для сирот», но затем, когда зазвучала тревога, критические стрелы полетели в Общество помощи детям и лично в Чарльза Брейса.
Выяснилось, что многие фермеры относились к бездомным детям как к бесплатным работникам. Это проявилось и в «отборе":
«Люди подходили и тыкали в них, и смотрели, и щупали, и видели, сколько у них зубов".
Поступало все больше сообщений о жестоком обращении с сиротами, о болезнях детей из-за переутомления.
Хотя родители были более-менее порядочными людьми, детям все же пришлось нелегко из-за того, что местные жители нередко с подозрением относились к вчерашним бродягам, а сверстники в школе называли сирот «детками-тренерами".
В 1894 году широкую известность получила история 13-летней Алисы Эйлер, ставшей пассажиркой одного из Сиротских поездов. Молодую бродягу из Нью-Йорка привезли в Огайо, где ее выбрал пожилой фермер по имени Джордж Тройлер.
Алиса, очень красивая и стройная девушка, хотела, чтобы ее взяли к себе другие потенциальные родители, в том числе и вполне приличные семьи, но Тройлер, считавшийся первым богатым человеком в округе, легко убедил сотрудников «Помощи детям», что он идеальная альтернатива Алисе.
Джордж привел Алису на свою ферму, которая находится недалеко от городка Шугаркрик.
Вскоре девочка сбежала из Тройлера и обратилась к местному священнику за защитой от приемного отца. Сначала Алиса не хотела ничего говорить, но потом призналась, что фермер, живший в большом доме один, с первого дня заявил: ему не нужна дочь, а нужна жена. Тройлер сделал приемного ребенка своей наложницей, но не ограничил ее свободу. Девушка могла бы сбежать раньше, но ужасно боялась гнева фермера.
Священник обратился в управление шерифа, девушку схватили у Тройлера, но его не судили и не понесли никакого наказания.
Но пресса, узнав о том, что случилось с Элис Эйлер, набросилась на Общество помощи детям и его поезд для сирот. Газеты писали, что «девочками-подростками торгуют, как на восточном базаре», «детей продают, как овец», «Барнехьельпфоренинген» годами возил детей в вагонах по всей стране, а их распределяли и продавали, как скот".
На фоне скандала сразу в нескольких штатах был принят закон, запрещающий перевозку детей-сирот из одного штата в другой без ежемесячного контроля со стороны органов опеки.
Однако сиротские поезда курсировали по Америке до 1929 г., окончательно исчезнув только после того, как потребность в бесплатной рабочей силе у фермеров уменьшилась. Кроме того, был принят закон, предусматривающий поддержку малообеспеченных семей на дому.
Согласно статистике, с 1854 по 1929 год более 200 000 американских детей отправились в сельскохозяйственные штаты на поездах для сирот. Большинство нашли своих новых родителей и стали нормальными членами общества. Некоторые из детей вернулись в Нью-Йорк и продолжили свое бродяжничество. Пять процентов сирот умерли в приемных семьях или бесследно исчезли.
К счастью, Элис Эйлер не набрала печальных пяти процентов. После ее освобождения от фермера Тройлера и шумихи в СМИ ее усыновила богатая чикагская семья. Алиса выросла, вышла замуж за юриста, стала домохозяйкой и родила мужу троих детей.
Детский поезд все-таки привез девочку домой.
-------
-----------
В связи с грядущим закрытием Pulse приглашаю вас подписаться на мой "ЗЕН".
Больше интересных статей здесь: США.
Источник статьи: "Входи, жена.