В 1940 году, накануне вступления США во Вторую мировую войну, американская компания Боинг получила от правительства заказ на разработку и производство тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. Работа была сложной, нужно было искать множество технических решений. В войска самолет поступил только весной 1944 года, но результат того стоил.
Четыре поршневых двигателя обеспечивали боевой радиус 2700 км., с полной бомбовой нагрузкой, скорость полета 600 км/десять на максимальной высоте 9700 м. Двенадцать крупнокалиберных пулеметов обеспечивали надежную защиту от истребителей противника. Максимальная бомбовая нагрузка 9072 кг. В зависимости от модификации оружие может претерпевать изменения. Впервые в мире были установлены герметичные кабины, в которых размещались одиннадцать членов экипажа.
Боевое крещение новые бомбардировщики с серийным номером В-29 получили 5 июня 1944 года во время налета на железнодорожные пути в Бангкоке. Эффективное использование авиации позволило к осени парализовать работу трети промышленных предприятий оккупированной японцами Маньчжурии.
14 июня 1944 г была совершена первая атака на японскую территорию. Хотя это имело больше психологический эффект, только одна бомба попала в намеченную цель, и только один из пятнадцати самолетов вернулся на базу, на старт.
За годы войны B-29 сбросили 54 900 тонн фугасов, 109 070 тонн зажигательных бомб и 12 000 морских мин. В первых числах августа 1945 года бомбардировщики модификации В-1В осуществили атомную бомбардировку городов Хиросима и Нагасаки. Погибло примерно от 129 до 226 тысяч человек. Всего за годы войны было выпущено 3965 единиц В-29.
Предположительно, первые сведения о новейшем американском самолете советское командование получило от советника президента США Э. Рикенбакера во время его визита в СССР в 1943 г. Гость упомянул о бомбардировщике в беседах с капитаном А. Смоляровым, сопровождавшим американца на тур по стране. 19 июля 1943 г глава советской военной миссии в США обратился к союзникам с просьбой поставить, помимо прочего оборудования, по ленд-лизу самолеты В-29. Запрос, как и все последующие, был отклонен.
С прибытием последних бомбардировщиков на Тихоокеанский театр военных действий советские специалисты получили возможность ознакомиться с конструкцией и летными качествами В-29. Весной 1945 года на аэродромы Дальнего Востока с некоторой периодичностью садились три бомбардировщика, получившие в ходе боевых действий повреждения различной степени и не вернувшиеся на свои базы. Другой экипаж катапультировался, самолет разбился.
В соответствии с действовавшим в то время советско-японским пактом о ненападении самолет и экипаж были интернированы. После ремонта и обучения отечественных экипажей бомбардировщики были переброшены на подмосковные аэродромы.
В июне 1945 г. И. Сталин принял решение о создании точной копии В-29. Работы поручили ОКБ А. Туполева. Сроки как всегда сжаты. Два года. Один самолет был разобран до мелочей, второй использовался как учебно-тренировочный, третий сохранился как контрольно-проверочный.
К изучению компонентов американских бомбардировщиков было привлечено около пятидесяти научно-исследовательских институтов. Первой проблемой, с которой столкнулись инженеры, были разные метрические системы США и СССР. Измерения производились в дюймах, переводились в сантиметры. Значения пришлось округлить, что привело к изменению параметров полета.
Имеющиеся технологии не всегда соответствовали американским. Панели обшивки фюзеляжа пришлось комбинировать. Где-то применялся металл большей толщины, где-то меньше. То же и с диаметром кабельной продукции. Вес самолета несколько увеличился. Много хлопот доставили электрика, электроника, оптика. Каждый предмет фотографировали на месте, затем вынимали, взвешивали. С помощью спектрального анализа определяли химический состав материалов.
Двигатель устанавливался отечественного производства. Пулеметное вооружение было заменено пушечным. В качестве производственной базы был выбран Казанский авиационный завод.
3 августа 1947 года В-29, ставший к тому времени дальним бомбардировщиком Ту-4, был продемонстрирован на воздушном параде в Тушино.
В 1949 году первые машины поступили в войска. Ту-4 находился на вооружении до 1960 года. В 1951 году бомбардировщик впервые доставил к цели ядерный заряд. Гражданская модификация Ту-4 получила обозначение Ту-70.
Больше интересных статей здесь: США.
Источник статьи: Как поступил Сталин получив от США отказ в лендлизе.