Разрабатывал ли Тито тайно космическую программу на крупнейшей в Европе подземной авиабазе в Желяве

Разрабатывал ли Тито тайно космическую программу на крупнейшей в Европе подземной авиабазе в Желяве?

Викисклад

Самая большая югославская городская легенда гласит, что Тито (лидер Югославии с 1945 по 1980 год) тайно продал космические технологии Кеннеди в 1961 году за 2,5 миллиона долларов (сегодня 50 миллиардов долларов). Эта технология якобы была разработана на секретной подземной авиабазе в Желаве на хорватско-боснийской границе и основана на секретных записях пионера авиации Германа Поточника, чью фотографию можно увидеть в штаб-квартире НАСА и чья книга 1929 года «Проблема космических путешествий» повлияла на нацистов, советских и американских ученых, в том числе архитектора американской космической программы, бывшего нациста Вернера фон Брауна и Артура Кларка, которые много раз ссылаются на нее в своих трудах.

И НАСА, и Югославия официально отрицают все претензии. Однако, согласно независимому исследованию Радио Свободная Европа в 2012 году, даже 40% сербов верят в эту теорию заговора, поскольку она основана на ряде интересных фактов, начиная с югославского ракетостроения и Германа Поточника, также известного под кодовым именем Герман Норднуг.

Поточник-Норднуг был инженером-ракетчиком, космическим теоретиком и офицером австро-венгерской армии, который едва пережил Первую мировую войну и ушел в отставку после ее окончания в возрасте 26 лет. Из-за неизлечимого туберкулеза и посттравматического стрессового расстройства он никогда не женился и умер без гроша в кармане в Вене в возрасте 36 лет. Однако его работа продолжалась, и Советы, и американцы получили копии его опубликованных идей и вскоре начали экспериментировать с информацией.

Однако они не знали, что секретная полиция Тито UDBA нашла еще много его неопубликованных работ в 1947 году и что Югославия также создавала свою собственную секретную подземную авиабазу в Желаве, всего в 80 километрах от места рождения Николы Теслы.

1948 год стал величайшим поворотным пунктом для Югославии

В 1948 году Тито принял два важных решения, которые вывели Социалистическую Федеративную Республику на вершину мировой политики. Во-первых, дать Сталину «историческое нет», чтобы сохранить суверенитет Югославии и привести страну к стратегически выгодному балансу между коммунистическими и империалистическими мировыми державами. Второй заключался в том, чтобы построить секретную подземную военную авиабазу в Желаве, которая была бы невидима на экранах радаров, могла бы предупредить любую базу в любой из шести югославских республик и смогла бы пережить ядерную катастрофу типа Нагасаки.

В том же году началось строительство крупнейшей и самой дорогой европейской авиабазы ​​на горе Плешивица в Хорватии. Весь комплекс, состоящий из наружных сооружений, казарм, туннелей и ответвлений, занимал площадь в семь миллионов квадратных метров и стоил шесть миллиардов долларов, что в три раза превышало нынешний годовой военный бюджет Сербии и Хорватии вместе взятых. Подземная база имела четыре входа, каждый из которых мог запускать реактивные двигатели, и была защищена 100-тонными герметичными воротами, ведущими к пяти взлетно-посадочным полосам. Он мог вместить 60 самолетов, накормить 1000 человек, быть герметичным и выдержать 30 дней изоляции от внешнего мира. Таким образом, «Желава» была самодостаточной и имела генераторы, подземный источник воды из близлежащей реки, современную систему кондиционирования воздуха, центр связи и управления, ракетно-бомбовые склады, испытательные комплексы вооружения и радиолокационную станцию, расположенную наверху горы Плешевица.

Подобно Сталину и последующим советским лидерам, Тито не щадил свой народ тяжелой жизни, вкладывая безумные суммы в военную защиту от параноидальной ядерной угрозы. Это была мода и символ статуса. Но в отличие от советской элиты Тито был бизнесменом и жизнелюбом, полным решимости сделать Югославию независимой, конкурентоспособной и процветающей.

Отказавшись от советского коммунизма, Тито воспользовался крупными кредитами Запада, особенно Соединенных Штатов, которые хотели укрепить независимость Югославии и получить долю на рынке.

Авиабаза Желава сегодня. Фото: Экзутопия

Желявская авиабаза оставалась секретной до 1960 года, когда о ней узнало ЦРУ

В 1961 году Тито договорился с Кеннеди о еще одной ссуде, на этот раз на 2,5 миллиарда долларов (сегодня 50 миллиардов долларов), что в три раза превышало бюджет НАСА в то время, и привел к политическим демонстрациям перед Белым домом с заявлениями «2,5 миллиарда долларов укрепят коммунизм» и «Тито является убийцей». Всего два месяца спустя Кеннеди объявил о планах США высадиться на Луну, и Югославия была ненадолго забыта, пока Тито снова не встретился с Кеннеди в 1963 году, похвастался внезапным взрывом югославской экономики и чудом спасся.

Во время своего пребывания он также посетил НАСА, где встретил югославского ученого Майка Вучелича, который участвовал в программе НАСА «Аполлон» с 1962 года и был одним из руководителей всех миссий «Аполлон», включая высадку на Луну в 1969 году, где он отвечал за операции командного модуля «Колумбия» и безопасное возвращение на Землю трех астронавтов — Армстронга, Коллинза и Олдрина.

Вучелич был первым, кто получил сообщение «Хьюстон, у нас проблема» в 1970 году, когда миссия «Аполлон-13» по посадке на Луну была внезапно прервана из-за неожиданного взрыва топлива. Он возглавил спасательную команду, которая быстро построила защитную оболочку, которая снизила опасную концентрацию углекислого газа и спасла жизни членов экипажа. За это достижение Вучелич был награжден Президентской медалью Свободы. В 1972 году члены миссии «Аполлон-15» посетили озеро Блед в Словении, а астронавт НАСА Дэвид Скотт дал интервью о югославском гостеприимстве и гастрономических изысках.

И где-то здесь, в Югославии, поползли слухи, что Кеннеди на самом деле заплатил Тито за сверхсекретную космическую программу, потому что ЦРУ наткнулось на Желаву в 1960 году при поиске секретных военных баз в Европе, и чтобы доказать, что Югославия не сотрудничает с Советами, Тито продал космические технологии Желавы Соединенным Штатам и обогатил свою страну.

Что случилось с Желявой?

С помощью доллара Югославия переживала экспоненциальный рост, в то время как Тито распространял Движение неприсоединения по всему миру как дипломатию Третьего пути, куря прекрасные сигары и играя в шахматы с политиками, кинозвездами и рыбаками, как в прямом, так и в переносном смысле.

Югославия вложила значительные средства в развитие науки, поскольку Тито продвигал важность науки и техники для будущего общества. Элитные институты физики были созданы в Словении, Хорватии и Сербии. В то же время Югославия интенсивно работала над созданием современных самолетов и была близка к завершению разработки сверхзвукового самолета нового типа как раз перед своим насильственным крахом в 1990-х годах.

Брошенные реактивные истребители времен холодной войны (Источник: Live Journal)

В начале войны Желава была полностью функциональна, но когда она стала представлять угрозу для воюющих сторон, Югославская национальная армия уничтожила ее при отступлении, взорвав заложенные в ней заряды взрывчатого вещества. Через год военные Сербской Республики Краина Слободан Милошевич завершили уничтожение базы еще с 56 тоннами взрывчатки, дым от которой поднимался над горой еще полгода.

Перед уничтожением базы находившиеся на ней летчики-истребители дезертировали или были переведены под свое командование в Сербию. Летчик Рудольф Перешин был одним из многих, кто не хотел ни воевать, ни выбирать чью-то сторону.

Когда началась война, югославским солдатам потребовалось некоторое время, чтобы понять, что происходит и с кем они воюют, потому что их просто отправили на запад страны стрелять там. Многие из них были из смешанных семей, им едва исполнилось 18 лет, и когда они поняли, что враг — это их же люди, они попытались бежать.

25 октября 1991 года, накануне войны в Хорватии, Рудольф Перешин дезертировал и бежал с базы в Желаве через четвертый выход. Ему не удалось приземлиться в аэропорту Загреба, как другому пилоту Даниэлю Боровичу, и ему пришлось перенаправить самолет в Клагенфурт в Австрии, где сегодня его самолет можно увидеть в аэропорту Цельтвег.

желава в настоящее время открыта для туристов, но остерегайтесь мин, все еще установленных в этом районе. Недавно отставной боснийский офицер подорвался на мине, собирая грибы, что является идеальной метафорой для Югославии.

Больше интересных статей здесь: США.

Источник статьи: Разрабатывал ли Тито тайно космическую программу на крупнейшей в Европе подземной авиабазе в Желяве.

Система комментирования SigComments