Смотреть в 2021-м году "Грязного Гарри" (Dirty Harry) - всё равно что совершать экскурс в историю. Причем в историю всего сразу - кино, США, европейско-американской цивилизации в целом, менталитета...
Фильм о том, как жесткий полицейский "Грязный Гарри" Каллахан ловил убийцу-психопата по кличке Скорпион, режиссер Дон Сигел снял ровно полвека назад - в 1971-м году. А за это время и кинематограф, и жизнь изменились прямо-таки разительно.
Здесь и далее - скриншоты с копии фильма на my.mail.ruВо-первых, удивляет некая, если можно так выразиться, патриархальная неспешность фильма, ощутимый недостаток драйва и динамики. Впрочем, возможно, полвека назад зрителям так не казалось :)
Однако с тех пор и впрямь многое изменилось. Кинематографисты всего мира здорово наловчились щекотать наши нервы с помощью самых разных приемов - комбинированных съемок с разных камер, клиповой техники, всевозможных спецэффектов, чудес грима и прочая, и прочая, и прочая. Наша нервная система уже стократ проверена на изгиб, кручение, сжатие и растяжение :)
А в "Грязном Гарри" всё как-то уж слишком спокойно. Вот вроде бы есть и уличная перестрелка с чернокожими грабителями банка, и психопат-убийца, и драка с невнятными бандитами в каком-то туннеле, и захват школьного автобуса, и прыжок Гарри с моста на крышу этого автобуса - а напряжения всё равно не хватает...
Есть, например, сцена, в которой убийца гоняет принесшего требуемый выкуп Гарри туда-сюда по городу, чтобы убедиться в отсутствии "хвоста". Но даже этому эпизоду недостает драйва - на экране Клинт Иствуд в элегантном костюме просто бежит с желтым саквояжем в руке. Бежит эдакой спортивной трусцой - нет ни тяжелого дыхания, ни струящегося по лицу пота. Просто бежит.
Такие приемы использовались в американском кино нередко - навскидку вспоминается, например, "Крепкий орешек - 3", когда персонажи Брюса Уиллиса и Сэмюэла Л. Джексона, чтобы успеть в нужную точку к нужному времени, мчались на такси через Центральный парк Нью-Йорка, отчаянно сигналя и распугивая гуляющих людей. И в этой сцене драйва было - хоть отбавляй. А вот в "Грязном Гарри" его недостаточно...
Нет, здесь он никуда не бежит, это просто кадр из самого начала фильма :)Во-вторых, политкорректность - вернее, её отсутствие.
Уже несколько десятилетий в американском кинематографе практически немыслим разговор, который ведут между собой трое полицейских - сам Гарри, навязанный ему напарник "Чико" Гонсалес (актер Рени Сантони) и детектив Ди Джорджо (актер Джон Митчум).
Уточню: немыслима не тема разговора, а используемая в нем терминология. Ибо звучит он так:
- Можно вопрос, инспектор Каллахан? Почему вас называют "Грязный Гарри"?
- Есть у нашего Гарри одна особенность. У него нет любимчиков. Он ненaвидит всех - янки, пидopов, пoтаcкуx, даго, ниггepов, тopчков, коcoглазых... Дальше можешь перечислять сам.
- А как он относится к мексиканцам?
- Спроси его.
- Мeксикaшек - особенно...
И тут впору задуматься о том, что золотая середина, по-видимому, недостижима принципиально. "Маятник" всё время находится в движении от одной крайности к другой.
Тогда, в начале 70-х, в обществе было слишком мало и политкорректности, и толерантности. и, главное, элементарного уважения к людям, которые как-либо отличались от большинства. Сейчас, полвека спустя, маятник качнулся в другую сторону - до такой степени, что политкорректность порой вступает в очевидные противоречия со здравым смыслом, а толерантность превращается в свою противоположность :(
"Грязный Гарри" (Клинт Иствуд), "Чико" (Рени Сантони) и Ди Джорджо (Джон Митчум)А ещё в "Грязном Гарри" вплотную затрагивается важнейшая и старая, как мир, тема противоречия между законом и справедливостью. Ибо маньяка, убившего нескольких мирных граждан и офицеров полиции и взятого фактически с поличным, приходится отпустить на свободу - Гарри Каллахан нашел его жилище случайно и вломился туда, не имея при себе ордера на обыск:
- Вы хотите сказать, что баллистики не способны идентифицировать винтовку по пуле?
- Это не имеет значения. Эта винтовка - миленький сувенир. Но как улика она неприемлема.
- Это кто сказал?
- Таков закон.
- Значит, закон безумен!
Оптимального решения этой проблемы нет - если бы оно существовало, его давно бы нашли. С одной стороны, преступник - тоже человек и гражданин, у которого есть соответствующие права (собственно, именно это произносят и сам пойманный психопат, и прокурор).
А с другой стороны, всё чаще возникает вопрос: а кого, собственно, оберегает закон? По идее, он должен защищать в первую очередь не преступника, а обычных людей - от преступника. И в случае "конфликта интересов" выбор, на мой взгляд, очевиден.
Для "Грязного Гарри" этот выбор тоже был очевиден - поэтому он и позволил себе пытать раненого убийцу, чтобы успеть найти и спасти похищенную маньяком девушку. Девушка, как выяснилось, была уже мертва, но Гарри-то об этом не знал, и в результате сам мог оказаться вне закона...
И выброшенный им в финальной сцене значок полицейского - это некий символ поражения справедливости и здравого смысла в противостоянии с законом и правилами. Хотя сам Клинт Иствуд категорически настаивал на иной концовке и даже прервал съемки на несколько дней - он был убежден в том, что его герой не может выбросить свой значок ни при каких обстоятельствах.
Наверное, в споре правы были оба - и Иствуд, тонко прочувствовавший характер своего героя, и режиссер Дон Сигел, настоявший именно на такой концовке.
А вот что делать с системой, при которой уходят те, кто работает не за страх, а за совесть? А черт его знает. Видимо, "переквалифицироваться в управдомы" ©
Фото напоследок - актер Эндрю Робинсон в роли серийного убийцы по кличке Скорпион#сша #америка #американское кино #кино сша #фильм #боевик #детектив #криминальное кино #клинт иствуд #полиция
"Спасибо, что дослушали куплеты" ©
Больше интересных статей здесь: США.
Источник статьи: "Грязный Гарри" с Клинтом Иствудом: как всё изменилось за пятьдесят лет.