Смотрим залпом коллекцию шедевров Альфреда Хичкока

В прошлом году я заимел вот такой крутой сборник фильмов Альфреда Хичкока, который я потихоньку начал просматривать, но почему-то быстро забросил в силу ряда других проектов. Стоит эту оплошность исправить, ибо почти каждый его фильм если не на вес золота, то как минимум достоин внимания. Мнения по первым трем фильмам из бокса я скопирую из своих архивов, так что если кто-то уже про это читал - немножко потерпите.

Диверсант (1942)

Первым по очередности в бокс-сете находится «Диверсант» - картина 1942 года. История о простом работнике завода, которого в самом начале подставили и обвиняют в убийстве, по мере развития сюжета не раз обрастает неожиданными поворотами и деталями.

Наличие глобального заговора со стороны диверсантов добавляет особую пикантность происходящему, так как фильм создавался в разгар Второй мировой войны и многие события были актуальными и животрепещущими, однако «Диверсант» любопытен не только актуальной на тот момент времени теме, но и благодаря множеству интересных киноприемам для 1942 года. Если отбросить мастерский монтаж, то картина удивляет разнообразными масштабными натурными съемками и применением комбинированной съемки с использованием черных экранов (технология с хромакеем тогда была еще на зачаточной стадии развития). Сейчас многие «спецэффекты», безусловно, смотрятся нелепо, но в то время подобное действительно удивляло.

Тень сомнения (1942)

«Тень сомнения» абсолютно заслуженно является одной из самых сильных ранних работ Хичкока. На фоне спокойной и размеренной жизни типичного маленького американского городка образца первой половины XX веке молодая девушка непреднамеренно становится важной частью расследования по поимке серийного убийцы. В этом фильме режиссер во всей красе демонстрирует свое мастерство с планомерным нарастанием напряжения у зрителя, благодаря чему с виду простая история становится куда более захватывающей.

Веревка (1948)

Основной фишкой «Веревки» является непрерывность повествования: все события фильма происходят исключительно в рамках одной локации и практически в реальном времени. В результате этого каждый дубль продолжителен настолько, насколько это физически позволяла сама пленка (итого в фильме 10 монтажных кадров). Так как я большой любитель подобных экспериментов, было крайне любопытно наблюдать за реализацией такой идеи, а так как фильм был цветным, трудностей при создании было сильно больше из-за громоздких камер и камерных декораций.

Фильм можно было бы назвать шедевром своего времени, однако в нем есть одна серьезная проблема: так как абсолютно бессмысленное и, можно сказать, театральное убийство показано в первой же сцене, отсутствует напряжение во всех последующих действиях. На мой взгляд, было бы намного интереснее, если бы Хичкок сделал из этого интригу: а есть ли труп на самом деле? Но, увы, он решил поступить иначе.

Окно во двор (1954)

Далеко не секрет, что я большой поклонник камерного кино, поэтому «Окно во двор» меня зацепил одной лишь задумкой - рассказать историю с позиции героя, сидящего возле окна своей квартиры. Это идеальная картина для тех, кто любит наблюдать за другими людьми: Хичкок красноречиво демонстрирует быт соседей персонажа Джеймса Стюарта, описывая их характеры без каких-либо диалогов - все и так на виду. Кто-то танцует, кто-то только что переехал и начал обустраиваться, кто-то устраивает вечеринку, кто-то ухаживает за больным и т.д. Сразу же возникает ощущение, что мы, вместе с его героем, проникаем за границу дозволенного, делаем что-то некрасивое и постыдное, но при этом завораживающее и увлекательное.

«Окно во двор» прекрасно в себе сочетает типичный для режиссера напряженный тон с незаурядным чувством юмором, которым славился Хичкок. Именно после просмотра этого фильма я понял, что его фильмы олицетворяют все то, за что я люблю кинематограф. Такие лаконичное, простое и обаятельное кино характерно сугубо для середины XX века, когда существовало сугубо студийное производство со своими правилами и ограничениями.

Неприятности с Гарри (1954)

Как я уже говорил, у Альфреда Хичкока было прекрасное чувство юмора, поэтому нет ничего удивительного в том, что в его фильмографии есть место и комедии. Разумеется черной, с типично английским почерком.

Выстроить забавную историю вокруг умершего человека - задача нетривиальная, но Хичкок умел делать то, чего от него не ждали, поэтому Неприятности с Гарри хоть и отличаются от того, что он снимал до этого, не лишены его фирменного почерка. Как минимум за такой эксперимент и его реализацию мне хочется похвалить этот фильм.

Человек, который слишком много знал (1955)

Ремейки принято недолюбливать, хотя история знает ряд очень важных произведений подобного рода. Удивительно, но Хичкок в 1955 снял ремейк фильма, причем не какого-либо, а своего собственного.

Я пока не смотрел первый вариант, но версия с Джеймсом Стюартом и Дорис Дэй мне очень приглянулась благодаря той мысли, что (почти) обычная семья может попасть не в то место, не в то время, и совершенно неожиданно оказаться в круговороте межправительственных интриг и заговоров. Основная прелесть фильма кроется в поведении персонажей, которые стараются вести себя как герои, не впадая в панику и отчаяние, что приводит к непредсказуемым последствиям, так как о никаком долгосрочном планировании речь и не может идти.

Отдельное внимание в фильме уделено музыке, причем настолько, что трудно не прочувствовать и не заметить композитора Бернарда Херрманна в самой картине. Те, кто смотрел, думаю прекрасно понимают, о чем я хочу сказать.

Головокружение (1958)

Вот этот фильм завораживал меня еще до просмотра, когда единственное, что о нем я знал, было название и вот этот постер. Vertigo, vertigo… есть в этом слове что-то завораживающее. Я хоть и представлял в своей голове (ха) нечто более гротескное и вычурное, но по итогу я разочарован не был. Прежде всего это незаурядная история об отношениях и фобиях, которые доводят до настоящего помешательства, а Джеймс Стюарт, как всегда, прекрасно отыгрывает роль самого обычного, мало в чем примечательного человека.

Обратите внимание: Культовые фильмы Хичкока.

В фильме удивительная эстетика, пропитанная чувством безумия, за которую стоит благодарить не только Альфреда Хичкока, но и автора титров Сола Басса, который стал новатором в этом направлении, в том числе из-за Головокружения.

Психо (1960)

Легендарный хоррор Хичкока удивляет, прежде всего, форматом съемок и последующего продвижения. Малобюджетный, с телевизионной командой, черно-белый, жесткий, не без аккуратной эротики фильм, который в кинотеатрах можно было посмотреть только от начала и до конца, без возможности опоздания на киносеанс - для уже именитого режиссера выходка, как минимум, дерзкая. «Психо» поражает по сей день и ни чуточку не устарел: это все еще впечатляющая история, которая с такой контрастной картинкой и необычным повествованием превращается в настоящий аттракцион.

Птицы (1963)

Очень здорово то, что на протяжении многих десятилетий Альфред Хичкок после успеха своего очередного фильма не останавливался и в следующий раз ставил перед собой новый вызов. «Психо» отгремел как следует, но в противовес рискованному недорогому черно-белому фильму следующая работа стала серьезным техническим достижением.

Как и многие другие картины Хичкока, «Птицы» начинаются с любопытной романтической завязки между мужчиной и женщиной с совсем разными характерами, которая по мере продвижению сюжета приобретает совсем неожиданной окрас. Этот фильм как никакой другой сильно повлиял на становления целого жанра кинематографа, в которых в последующих десятилетиях отметятся Стивен Спилберг, Джон Карпентер и Рон Андервуд. Как всегда, Мастер саспенса создал тренд на все последующие поколения режиссеров и зрителей.

Особенно забавно смотреть на то, как сам Хитч продвигал этот фильм, делая ироничный акцент на важную роль птиц в нем и на каких-то незначительных людях на заднем плане. Сразу чувствуется английское воспитание.

Марни (1964)

Реализация киноадаптации романа Уинстона Грэма «Марни» протекала с проблемами: то актриса Грейс Келли отказалась от роли, то сценаристов приходилось менять из-за творческих разногласий, из-за чего фильм был снят после «Птиц», а не «Психо», как изначально планировалось.

В результате получилась классическая для Хичкока картина с неоднозначной, но любопытной любовной линией. Особую красоту «Марни» привносит непосредственно центральная пара актеров - воровку сыграла Типпи Хедрен, уже известная нам по «Птицам», и не не нуждающийся в представлении Шон Коннери, который к тому моменту уже прославился ролью Джеймса Бонда.

В этом же главная особенность и проблема фильма. С одной стороны, это обаятельная и непростая история, за которой интересно следить и сейчас, но с другой - чувствуется, что к середине 60-х такое кино уже выходило из моды, и Хичкок был несколько старомоден в своих решениях. Но это действительно хороший фильм от великого режиссера, несмотря на то, что тренды той эпохи стремительно сменяли друг друга, а закат великого режиссера был уже близок.

Разорванный занавес (1966)

Во время производства следующего фильма Альфреда Хичкока его команда поредела из-за некоторых печальных событий, к тому же сама индустрия не стояла на одном месте: банально, Сержио Леоне в 1966 году выпустил «Хорошего, плохого, злого», а на телевидении стартовал «Звездный путь». Поэтому «Разорванный занавес» не произвел сильного впечатления в момент релиза по ряду причин.

Сейчас же это достаточно стандартный и качественный для Хичкока фильм с напряженной остросюжетной историей про шпионаж в духе «Диверсанта» и «Дурной славы» с известными актерами в главных ролях, но сказать что-то большее вряд ли получится, при всем желании. Картину приятно было смотреть, но до предыдущих нестандартных экспериментов режиссеру здесь далеко.

Топаз (1969)

Хичкоку 70 лет, и столь почтенный возраст он встретил, возможно, одним из самых слабых фильмов его поздней дискографии.

«Топаз», в первую очередь, представляет из себя типичный для режиссера шпионский триллер со всеми вытекающими. Нельзя сказать, что сюжет плох, или актеры плохо справляются со своей работой, нет, просто это уже не так удивляет, как раньше. Особенно разочаровывает финал, когда сам автор не знал как лучше закончить фильм, а катастрофические предварительные показы вынудили что-то доснимать и многое урезать. Но посмотреть ради нескольких эпизодов и глобальной угрозы для Запада в виде СССР все же стоит.

Безумие (1972)

После нескольких неудачных картин Альфред Хичкок вернулся с очень дерзким смелым фильмом «Безумие». Во многом он является продолжателем идей «Головокружения» и «Психо», где в центре внимания серийный убийца, душивший галстуком своих жертв после изнасилования.

Духом этой страшной темы пропитан весь фильм, благодаря чему Хичкоку вновь удалось держать зрителя в напряжении в течение всего хронометража. Так как к 70-м годам цензура в кинематографе стала уже не такой жесткой, «Безумие» стала наиболее пикантной картиной режиссера, правда женская обнаженка вкупе с основной тематикой не то что возбуждает, а скорее наоборот, вызывает неловкий стыд и отвращение к преступнику.

Так или иначе, фильм оставляет после себя любопытные эмоции, что делает его одним из наиболее интересных фильмов позднего периода Хичкока, однако из-за тематики его сложно порекомендовать, ибо далеко не каждый человек сможет безболезненно пропустить через себя такую историю.

Семейный заговор (1976)

Финальным аккордом в столь богатой и легендарной фильмографии Альфреда Хичкока стал в меру забавный и остросюжетный «Семейный заговор», который крутится вокруг ясновидящей-шарлатанки и крайне выгодному предложению по поиску родственника клиентки. Однако про него неизвестно ровным счетом ничего, поэтому поиск приводит к неожиданным и опасным последствиям.

Структура картины строится вокруг двух сюжетных линий, которые до определенного момента идут строго параллельно и пересекаются уже в момент кульминации. В плане сюжета - это весьма классический для Хичкока проект, в чем он мастерски себя демонстрирует и вряд ли кого-то оставит разочарованным. Разве что мне хочется придраться к автомобильным сценам, где фоновый синий экран слишком сильно выделяет актеров, особенно если сравнивать с другими его работами.

Сам маэстро не планировал завершать свою картину этим фильмом, но возраст и здоровье не позволили ему дальше продолжать. Достойный ли это финал? Вполне, особенно если принимать во внимание финальную сцену «Семейного заговора». Так или иначе, на этом заканчивается сборник шедевров режиссера, и несмотря на то, что я отсмотрел лишь часть его работ, это был незабываемый и очень насыщенный опыт. Другие его фильмы я обязательно рано или поздно отсмотрю, но это уже будет совсем другая история.

© Илья Чернявский

#альфред хичкок #фильмография #фильмы #кино #кинематограф #триллер #ужасы #нуар

Больше интересных статей здесь: Ужас.

Источник статьи: Смотрим залпом коллекцию шедевров Альфреда Хичкока.

Система комментирования SigComments