Платок

Сюжет одного из лучших рассказов Артура Конан Дойла «Пляшущие человечки» построен на шифре, придуманном шайкой гангстеров. Каждой букве соответствовал определенный рисунок, схематично изображавший пляшущего человечка. Удобство этой тайнописи заключалось ещё и в том, что значки можно было рисовать мелом на самых видных местах безо всякой опаски – непосвященные принимали их за детские каракули.

Свой оригинальный способ записи простейшего шифра имела и преступная банда, задержанная недавно в одном из дачных поселков нашего региона.

РАННИЙ ПРОХОЖИЙ

Уже под утро Вадим Воропаев, один из двух охранников, дежуривших ночью на даче состоятельного предпринимателя Песковского, вышел на крыльцо, чтобы посадить на цепь Джульбарса – свирепую овчарку, сторожившую двор от непрошеных гостей в темное время суток. Но на легкий свист Джульбарс, вопреки обыкновению, не явился. Свистеть громче Воропаев не рискнул – в доме сладко почивали после вчерашнего пикника. Хозяин принимал долгожданных гостей: банкира Топилина с женой и сыном-подростком…

Воропаев бесшумно обогнул дом и окинул взглядом задворки участка. Собаки не было и здесь.

Однако в призрачном мареве нарождающегося дня охранник различил какого-то раннего прохожего, что шел по тропинке по ту сторону тыльного забора. Грибник или ягодник – с лукошком, в резиновых сапогах, темной куртке и кепи с большим козырьком. Вообще-то, с трех других сторон дачный участок был обнесен высоченным сплошным забором с кирпичными стояками. И только с тылу тянулся самый обыкновенный, хотя и аккуратный штакетник.

Прохожий находился сейчас спиной к Вадиму, и видеть того не мог. Но сам он в течение двух-трех секунд был в поле зрения Воропаева. В какой-то момент грибник вскинул правую руку, совершив некое действо.

Сначала охраннику показалось, что тот из вредности бросил за ограду комок мусора.

Но уже следом Вадим понял, что грибник нацепил на штакетину какую-то мятую тряпку.

Воропаев собирался крикнуть, чтобы тот забрал свое барахло, но дачник уже скрылся за кустами.

Догнать его было проще простого, но охранник махнул рукой. Не его это забота – отвечать за мусор во дворе. На то имеется садовник.

Да, но куда же подевался пес? Гоняет за гаражами соседских котов?

Воропаев направился к другому углу, как вдруг его кольнуло ощущение, что мятую тряпку на штакетине он уже видел раньше. Пару дней назад. На том же самом месте…

НОВАЯ ЭКОНОМКА

Он остановился, и тут снова уловил чье-то легкое движение.

Открылась дверь черного хода, и из дома выскользнула, озираясь, новая экономка Спиридонова, костлявая молчаливая дамочка с повадками классической ведьмы. Взяли ее на службу всего пару месяцев назад, когда обкурившиеся наркоманы проломили голову прежней экономке – бойкой блондинке Верочке, возвращавшейся с поздней электрички. Хорошо ещё, что дело обошлось травмой. Вот именно, в этом элитном поселке тоже надо поглядывать в оба, держать ухо востро! Особенно в темноте. Потому и охрана в каждом доме. Этой Спиридоновой хозяева вроде бы довольны. Но им, охранникам, общаться было не в пример приятнее с Верочкой. Уж та позволяла им пропустить после дежурства стаканчик-другой из хозяйских припасов. А от этой нахмуренной мегеры дождешься, как же!

Размышления Воропаева были прерваны появлением Джульбарса, протиснувшегося наружу между Спиридоновой и дверью черного хода. Так собака была в доме, опешил охранник?! Эта ведьма привадила обученного пса?! Ну и дела!

Тем временем экономка, всё еще не замечавшая Воропаева, прошла к штакетнику, сдернула тряпку, оставленную грибником, и спрятала ее в карман фартука.

Затем снова огляделась исподлобья и только сейчас увидела Вадима. В ее взгляде отразилась такая острая досада, что охранник понял: тут что-то не так. Вовсе не для того она вышла из дома, чтобы убрать с аккуратного штакетника некрасивую тряпку. И еще его осенило: она не случайно завела Джульбарса в дом! Это как-то связано с проходом грибника…

Решительным шагом он подошел к ней и потребовал передать ему тряпку.

- Какую тряпку? – удивилась она.

- Ту, что вы спрятали в фартук!

- Это мой носовой платок, - насупилась она. – Я вывешивала его сушиться.

Прозевай он раннего прохожего, то поверил бы ей.

- Я должен взглянуть на ваш платок…

- Пожалуйста, - она потянула руку из кармана, затем вдруг с силой ударила собеседника носком туфли в косточку и рванулась к черному ходу.

Теперь Вадим не церемонился. Догнав экономку, заломил ей руку (вполсилы) и завладел тряпкой. Дама бешено сопротивлялась, оказавшись неожиданно сильной. Расцарапала ему щеку до крови и едва не добралась до глаза. И всё молча, явно не желая поднимать шум.

Воропаев затолкал ее в кирпичный сарайчик без окон, закрыл дверь на засов и вызвал по мобильнику Серегу, своего старшего напарника. Когда тот явился, объяснил ситуацию, особо подчеркнув: экономка всё ещё не догадывается, что он видел грибника, и потому врёт напропалую, но какая-то связь между ней и ранним прохожим есть, это уже ясно!

Поначалу Серега слушал скептически, но, узнав, что новая экономка сумела тайно прикормить Джульбарса, тоже призадумался. Ведь при нем она никогда даже не подходила к овчарке!

Затем оба стража изучили свой трофей.

Да, это был именно носовой платок. Причём, мужской. Клетчатый, старый, мятый, бывший, так сказать, в употреблении. Словом, тряпка на выброс, а не платок. Нормальный человек побрезгует такой в руки взять. Вдобавок, один край надорван и наскоро заштопан белой ниткой. Вот и всё. Ни надписей, ни отметок, ни подозрительных знаков. По совести, платку самое место на помойке. Почему же экономка с такой яростью дралась за него? Почему ради его получения разыграла целый спектакль?

Оба понимали, что раскрутить Спиридонову им не под силу. Что ни говори, но эта ведьма – крепкий орешек. А платочек явно с секретом.

Закурив, они посовещались и пришли к выводу, что надо звонить их непосредственному начальнику по охранному бюро Леониду Петровичу Смуглову. Как положено по инструкции. Неудобно, конечно, дергать занятого человека по пустякам в выходной день, а куда деваться? Вдруг, тут и не пустяки вовсе? Смуглов - сыщик опытный, оттрубил в операх не один десяток лет, навидался всякого… Как говорится, такому доке и карты в руки.

Похоже, решение они приняли верное.

Выслушав по мобильнику короткий доклад Воропаева, Смуглов задал ему несколько уточняющих вопросов. Затем велел держать экономку под запором, а язык за зубами, платок беречь как зеницу ока и следить, чтобы из него не пропало даже ниточки, а он сам, мол, приедет так быстро, как позволит ситуация на дорогах.

ШЕФ ОХРАНЫ

Примерно через полчаса Смуглов – подвижный, хотя и с едва заметной хромотой, седовласый мужчина среднего роста с ироничным прищуром карих глаз и, в полном соответствии с фамилией, смуглый от природы, – был на месте. В доме еще спали.

Схватив платок даже с какой-то жадностью, шеф охраны долго вглядывался в него, затем воскликнул:

- Смотри-ка! Полярник всё еще при деле! Вот уж не думал… Ладно, орлы! Надо действовать! Оперативно! Тут дело серьезное, без спецназа не обойтись… - он расстелил платок на скамейке и несколько раз щелкнул фотоаппаратом, явно прихваченным неспроста. Следом заговорщицки усмехнулся: - Вадим, принеси мне иголку с ниткой, обязательно белой…

После того, как Воропаев выполнил поручение, Смуглов еще какое-то время колдовал над платком, повернувшись к подчиненным спиной. Затем, энергично крутнувшись на каблуках, протянул платок Вадиму:

- Повесь на ту самую штакетину. И забудь о нем. Сейчас я подгоню машину, тихо посадим в нее Спиридонову и поедем в полицию. Твои показания тоже понадобятся. А ты, Сергей, предупреди домашних, когда проснутся, что тетенька отлучилась по неотложным делам. Искать, мол, ее не нужно.

ШТОПКА С СЕКРЕТОМ

Во второй половине того же дня недалеко от дачного поселка в районе Лесного озера была обезврежена опасная шайка похитителей людей во главе с матерым рецидивистом по кличке Полярник. Бандиты явно не ожидали такого поворота событий и сдались спецназовцам без сопротивления.

Ни сам Смуглов, ни подчиненные ему охранники непосредственно в этой операции не участвовали.

Но для шефа охраны в ней, кажется, не было никаких загадок с самого начала – с того самого момента, когда он узнал о появлении на штакетнике старого клетчатого платка. Видя, однако, что ни Вадим, ни Сергей по-прежнему не находят никакого объяснения череде таинственных происшествий, он, уже после того, как всё закончилось, пригласил их в свой кабинет для доверительной беседы:

- Полярник – давний мой знакомый. Мне приходилось заниматься им ещё в те времена, когда я носил погоны. Специфика криминальной деятельности Полярника - бизнес на заложниках. Несколько раз мы накрывали его банду, но главарю всегда удавалось ускользнуть. Затем Полярник куда-то исчез, да и я оставил службу в органах… - Смуглов усмехнулся про себя: - Никогда не предполагал, что наши пути снова пересекутся. Но после твоего звонка, Вадим, мне стало ясно, что Полярник снова появился в наших краях и сколотил новую шайку. Получалось, что на этот раз они нацелились на сына банкира Топилина, зная, что у папаши есть средства за рубежом и что он согласится уплатить огромный выкуп. Полярник просчитал, видимо, что похитить мальчонку проще всего в дачном поселке, когда банкир будет гостить с семьей у своего старого приятеля Песковского. Следуя плану, главарь внедрил к Песковскому своего человека – Спиридонову, умевшую внушать доверие своей исполнительностью. Надо, однако, знать, что это весьма опасная дамочка, с богатым прошлым. Пристрелит, не моргнув глазом. Ради ее внедрения громилы тюкнули Верочку, под видом нападения наркоманов. Спиридонова должна была вести себя настолько лояльно, чтобы исключить малейшие подозрения на свой счет. Вместе с тем, от нее требовалась оперативная информация о меняющейся обстановке в доме.

Обмен посланиями был налажен с помощью невзрачного носового платка, который появлялся на штакетнике то с одной, то с другой стороны. Спиридонова сообщала о подготовке к приезду Топилиных, а банда делала уточняющие запросы. Полярник не сомневался, что никто не догадается о его хитрости. А хитрость заключалась в том, что информация на платке записывалась в виде примитивной штопки. По принципу азбуки Морзе. Длинный стежок – тире, короткий – точка. Стежки располагались вертикально по отношению друг к дружке, что усиливало степень секретности. В свое время нашим экспертам пришлось немало попыхтеть над этой головоломкой…

- Азбука Морзе? – переглянулись охранники.

- В молодости главарю довелось поучаствовать в одной из северных экспедиций в качестве радиста. Позднее он любил бахвалиться этим в своем кругу, вот к нему и приклеилась кличка Полярник. Азбуку Морзе он освоил досконально. И заставлял выучивать ее своих подельников.

- Азбука Морзе… - пожал плечами Воропаев. – А я думал, её давно списали в архив…

- Ошибаешься, парень, - возразил Смуглов. – Морзянкой и сейчас пользуются полярники, настоящие полярники, а ещё летчики, моряки, геологи, метеорологи… Есть такие уголки, где только на морзянку и надежда.

- Что же было на платке?

- Полярник сообщал, что тайник для заложника подготовлен, и спрашивал, где и когда удобнее совершить захват.

- Но ответ он получил не от Спиридоновой, а от вас? – догадался Воропаев. – Вот почему вы посылали меня за нитками…

- За белыми нитками, - уточнил Смуглов. – Цвет используемых ниток тоже входил в систему шифра. Белый означал, что всё идет строго по плану. Конечно, у каждого «штопальщика» свой «почерк», но всё же я рискнул подготовить ответ. Сообщил от имени экономки, что около пяти вечера хозяева и гости поедут купаться на Лесное озеро всего с одним телохранителем. Полярник клюнул. Оставалось лишь устроить засаду.

- Да, но откуда вы, Леонид Петрович, знаете азбуку Морзе?

- Пришлось выучить в те времена, когда охотился за Полярником, да так и застряла в памяти.

- Выходит, Топилиным здорово повезло, что именно вы увидели этот платок? – спросил Воропаев.

- Тут и без тебя не обошлось, парень, - отозвался шеф. – Но и госпожа удача явила свою благосклонность. Чем-то приглянулся ей этот мальчонка Топилин.

Интересное еще здесь: Ужас.

Платок.

Система комментирования SigComments