Сегодня мы начинаем цикл статей с рекомендациями в любимом жанре — хорроры (фильмы ужасов). Начать хотим с наиболее молодого, но весьма яркого поджанра, вынесенного в название (всеми тремя названиями пользуются, все они имеют право на существование). Перечисленные ниже фильмы отличаются тем, что помимо собственно ужасов и саспенса, как правило размывают границы жанра и являются высказываниями на какую-нибудь важную социальную или общепризнанную личностную проблемы.
Такие фильмы зачастую обвиняют в том, что они нестрашные, но в отличии от хорроров прошлого, которые пугали вас чем-то инородным, чем-то неестественным, одна из задач данных фильмов — напугать вас встречающимися в повседневности вещами, такими как потеря родных, старение, расставание и многое другое.
Мы не будем составлять топы и рейтинги, мы просто перечислим наиболее любопытные, по нашему мнению, образцы жанра. Если Вам кажется, что мы забыли какой-то, то напишите в комментариях. Для удобства мы разделили статью на три части и расставим фильмы в алфавитном порядке.
Бабадук (The Babadook)
2014 год
Режиссер — Дженнифер Кент
Несколько лет назад Амелия овдовела и стала матерью в один день - машина, на которой они с мужем ехали в роддом попала в аварию. С тех пор прошло много времени, сын Сэм уже ходит в школу, но является несносным гиперактивным ребенком, помешанным на чудовищах и легко теряющим над собой контроль. Однажды он просит у мамы почитать историю про Бабадука - монстра из темноты, заставляющего людей творить плохие поступки. После этой истории ребенок совсем теряет покой, а Амелию начинает преследовать тот самый Бабадук.
Еще один из родоначальников данного направления - картина о матери-одиночке, не сумевшей пережить утрату и ощущающей чувство вины за смерть близкого человека.
Ведьма (The VVitch: A New-England Folktale)
2015 год.
Режиссер — Роберт Эггерс
17 век. Набожная семья переселенцев после изгнания из поселения, обустраивает свою жизнь на опушке дремучего леса. На новом месте дела идут плохо — гниют урожаи, мать семейства чувствует себя все хуже и хуже, а старшая дочь Томасин теряет своего новорожденного брата. Часть семьи думает, что ребенка унесли волки, но Томасин думает, что это проделки ведьмы, живущей в лесу. И чем дальше, тем с семейством происходит все больше несчастий, заставляющих думать, что здесь действительно не обошлось без колдовства.
Боязнь греха и наказания за него иногда толкает людей на самые ужасные поступки, что мы и видим на примере всей пуританской семьи показанной в фильме. Фильм великолепно передает атмосферу вязкого всепоглощающего ужаса, который одновременно везде и нигде, страха перед неведанным, которое повсюду, которого боялись жившие в те времена набожные или суеверные люди.
Отдельно можно похвалить и порекомендовать смотреть фильм в оригинале, так как режиссер, имея на руках 3,5 млн, дотошно воссоздал быт и интерьеры того времени, а актёров заставили разговаривать на йоркширском диалекте англосаксонского языка, который воссоздавали по дневникам и письмам того времени.
В тени (Under the Shadow)
2016 год
Режиссер — Бабак Анвари
Послереволюционный Тегеран 80-х, идет обострение конфликта с Ираком. Молодая женщина Шиде, не может продолжить учебу и стать врачом как всегда мечтала из-за своего политически активного прошлого.
Обратите внимание: Три фильма жанра Elevated Horror..
Муж тем временем получает повестку и отправляется на фронт. Женщина остается одна в компании запретных VHS-кассет с аэробикой, за которые может получить серьезное наказание, неспокойным ребенком и ожиданием вестей от мужа и все это сопровождается ежедневными бомбежками города. В это время в здании появляется злой дух...Необычное кино снятое с восточным колоритом (да, он бывает и вот таким) о жизни женщины после иранской культурной революции. Героиня замкнута в закрытом пространстве здания без поддержки из-за своего упрямства, и ей тесно в рамках радикального общества, к которому она не стремилась, и которое отняло у нее возможность для реализации.
В чужой шкуре/Обладатель (Possessor)
2020 год
Режиссер — Брендон Кронненберг
В недалеком будущем неизвестная корпорация с помощью продвинутого нейроимпланта совершает идеальные заказные убийства. Они похищают знакомого или близкого для цели, вживляют имплант, и человеком начинает управлять своеобразный «оператор». Задача оператора - выставить все в таком ключе, что убийство было совершено из-за личной неприязни или ссоры. Управление чужим разумом дело энергозатратное и несет негативные последствия для управляющего - как физические, так и психологические...
Картина снята Брендоном Кроненбергом, сыном знаменитого Дэвида Кроненберга - одного из родоначальников и мастера боди-хоррора. В данном фильме тоже присутствуют моменты любимого, видимо, всей семьей направления. Через физические увечья и сюрреалистичные кадры пред нами предстает кино о корпорации и технологии могут привести к тому, что ваше тело кто-то просто поносит как костюм и выбросит, а также о тяжести женской доли в корпоративном бизнесе и расстановке приоритетов между работой и семейной жизнью.
Думаю, как все закончить (I'm Thinking of Ending Things)
Молодая пара Люси и Джейк, за плечами у которых непродолжительные отношения, едут на выходные знакомиться с родителями молодого человека. Люси, живая и общительная, хочет бросить Джейка, парень, немногословный ворчун, в свою очередь уже построил далеко идущие планы на их совместную жизнь. По приезду их встречают родители - обычные люди под 50 со своими странностями, но чем дольше длится семейный ужин тем больше странностей становится - родители начинают путаться в именах, датах, профессиях, а затем Люси замечает, что само пространство и время ведут себя странно в этом доме.
Культовый сценарист Чарли Кауфман, подаривший нам «Вечное сияние чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем», снимает нечасто, но каждый его фильм становится небольшим событием. Тем удивительнее то, что он экранизирует чужой сценарий.
Этот фильм не испугает вас монстрами, маньяками и каким-то злом, он сделает вам больно и страшно совершенно по-другому. Неуютный сюрреалистический триллер-головоломка, который еще и подается с помощью «ненадежного рассказчика», оставит вас после просмотра в полной прострации. Распутывая клубок и постепенно понимая, что происходит в фильме, зритель сталкивается с фундаментальными жизненными вопросами и личностными кризисами, которые настигали или настигнут каждого из нас...
Игра Джералда (Gerald's Game)
В разгаре интимных игр супружеской пары мужчина падает замертво от сердечного приступа. Женщина остается одна, прикованная наручниками к кровати, в загородном доме, где некого звать на помощь.
Экранизация новеллы Стивена Кинга о женщине, которой придется столкнуться с внешними и внутренними страхами и детскими травмами, находясь в очень уязвимом положении.
Следующие две части ждите 18 и 19 апреля.
Больше интересных статей здесь: Ужас.
Источник статьи: Постхорроры, слоубёрнеры, elevated хорроры. Часть 1..