У каждого из нас есть свой субъективный список лучших фильмов. Если мы попытаемся проанализировать его, то наверняка увидим, что большая его часть состоит из фильмов, которые мы смотрели в подростковом возрасте. То есть с любимыми фильмами мы сталкивались в возрасте примерно от 14 до 24 лет.
Когда мы каждый год видим последнюю киноленту, мы задумчиво вздыхаем и говорим: «Ничего интересного не снимается, не то, что раньше…». Но справедливы ли мы в своих требованиях к современным кинематографистам? Точно нет. Хорошие фильмы снимались, снимаются и будут сниматься. Испортилось не кино, а мы. Мы старые, сварливые, недовольные зрители.
Хотя нам по 25 лет, по меркам кино мы уже ветхие старики, списанные в утиль.
Основную кассу современного мирового кинопроизводства составляют зрители из младшей молодежи – 12-16 лет. Это они ходят в кино толпами, покупают попкорн. К их чести, кинематографисты отказываются от наготы и чрезмерной агрессии в кадре, пока рейтинг не выше PG13.
Эти «нормальные», юные зрители чисты и непорочны. Они смотрят фильм и не сравнивают его с миллионом точно таких же фильмов, которые они видели раньше. Они искренне удивлены сюжетными поворотами, ведь раньше такого не видели и такого поворота ожидать не могли. Они восхищаются красотой и талантом Райана Гослинга, потому что понятия не имеют, кто такой Ричард Гир.
А что делаем мы, старые зрители? Мы мудро насмотрелись на большое количество фильмов, и когда мы попадаем в кинотеатр, мы не можем держать свою память в узде. Этого актера мы уже где-то видели, он играл маньяка-убийцу, а в другом фильме умирал от рака... Сколько можно повторять это действие... Да понятно, что главный герой на десятой минуте фильм не умрет, давайте двигаться дальше... Этот режиссер, который однажды сделает что-то новое, уже пятый фильм, у него одна и та же тема висит... Это обычно взято из Одиссеи Кубрика, это из Крестный отец, а это вообще из Титаника что ли? Не могу вспомнить, в каком фильме я видел эту станцию... И все такое. Ничего нового, ничего не удивляет, ничего не радует.
И мы правы, на самом деле все старо как мир, а все новое – это хорошо забытое старое. Нам кажется, что еще пять лет назад сценаристы были креативными, а режиссеры уникальными. Теперь они используют только проверенные клише и заимствуют устаревшие приемы. Наш список любимых фильмов полон оригинальных фильмов с уникальными персонажами, уникальными сценариями и художественным выражением. Мы любим эти фильмы, ссылаемся на них, помним и вдохновляемся ими. Эти фильмы были очень хороши. Единственное, чего мы не понимаем, так это того, что мы сами когда-то были «юными зрителями», чье представление о мире, мыслях и смыслах не было железобетонным, мы были открыты для восприятия новой информации. Столкнувшись с фильмами, подтверждающими или развивающими идеи, находившиеся еще в зачаточном состоянии, мысли о мироустройстве и о нас самих, мы влюбились в эти фильмы. Мы выделили этому фильму особое место в нашей картотеке памяти и с тех пор вернулись к нему, стряхнули с него пыль, взяли в руки и, наслаждаясь чувством обладания, с любовью вернули его на почетное место.
Владимир Познер часто вспоминает один из эпизодов фильма «Пролетая над гнездом кукушки». Той, где герой Джека Николсона утверждает, что хочет поднять объективно неподъемный и не под силу ему таз. Он пытается, не берет и говорит: «Ну, по крайней мере, я пытался». Познер часто вспоминает этот эпизод как образец морали: лучше попытаться что-то сделать и потерпеть неудачу, чем не пытаться вообще. Великая философия жизни. В кино можно перечислить большое количество историй, которые разыгрывают и представляют эту мораль. Но каждый из нас перенял подходящую нам философию жизни из того или иного фильма. Все остальные истории для нас второстепенны. Только та пленка, с которой мы столкнулись в тот момент, когда смогли воспринять тот или иной жизненный урок, останется с нами навсегда. Познер помнит именно этот эпизод не потому, что это лучший фильм, отражающий эту идею, а потому, что он столкнулся с этим фильмом в знаменательный период своей жизни.
Кино не стало хуже, мы стали хуже. Мы деградировали как зрители - наш картотечный шкаф переполнен, все почетные места в нашей памяти уже заняты. Мы утвердились в большинстве своих представлений о жизни, мире и самих себе. Но мы по-прежнему ищем смысл в кино, ищем идеи, которые станут частью нашей жизни, частью нас самих. И иногда нам удается их найти. Наш список любимых фильмов редок, но все еще актуален. И те фильмы, которые способны нас удивить, очень хороши. Или мы просто пропустили его подростковый аналог. Или просто не были готовы воспринять смысл. Поэтому не нужно убеждать сегодняшних подростков в том, что понравившийся им фильм не так уж и хорош, что это во многом плагиат других известных фильмов. И вам не нужно убеждать их посмотреть фильм, который вы считаете первоисточником (прототипом) и который находится в списке любимых фильмов. Ведь вполне возможно, что ваш первоисточник вовсе не первоисточник, а плагиат неизвестного вам черно-белого фильма, который показывали в кинотеатрах, когда вам было 5 лет…
Кадры из фильмов "Лицо со шрамом" 1932 и 1983 годов выпуска. Ремейк с Аль Пачино в главной роли для подавляющего большинства современных зрителей воспринимается как базовый принцип. Образ Аль Пачино в массовом сознании служит прототипом для сравнения с персонажами более поздних гангстерских фильмов. Мало кто знает первоисточник выпуска 1932 года.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Молодые зрители чисты и непорочны.