6 мая 1994 года был открыт туннель, соединяющий Францию и Великобританию. Мало кто знает, что скоростные поезда сейчас ходят по советским рельсам, а строительство финансировал СССР. Но деньги бесследно исчезли, а в Москве так и не удалось получить дивиденды.
Грандиозные планы
Мечта о туннеле, который соединит Францию и Великобританию, возникла еще в 19 веке. В 1802 году даже разработали грандиозный проект. По туннелю должны были проехать конные экипажи, а освещать его должны были масляные лампы.
Ходят слухи, что план видел сам Наполеон. Он назвал это «идиотским», но инженеры продолжали искать решения, как соединить туманный Альбион с континентальной Европой. Реальный проект тоннеля появился уже в 1856 году с появлением железных дорог. Его даже пробурили на 2 километра. Но денег не хватило, и англичане стали опасаться, что по туннелю на остров легко могут проникнуть вражеские войска.
Всерьез к вопросу подошли только в 1973 году, когда французы заключили соглашение с англичанами. Долгие переговоры, был разработан масштабный план, а потом оказалось, что денег очень мало. На улице был 1986 год.
Международные инвесторы
Британское правительство не торопилось выделять средства, а французы не торопились с принятием решения. Затем был объявлен конкурс, и другим странам было предложено инвестировать в Евротоннель. Среди претендентов были американцы, китайцы и Советский Союз.
«Президент Франции дружил с Горбачевым. Возможно, именно он убедил лидера Советского Союза взяться за такой рискованный проект. Китайцы предложили слишком мало, а американцы отказались. Они сказали, что это «огромная финансовая дыра». И СССР выиграл тендер, говорят историки.
Одному из тогдашних советских финансистов Олегу Тетерскому пришлось полностью изучить бумаги и найти в них ошибки.
Обратите внимание: Столицы республик бывшего ссср в открытках.
Специалист был в шоке.«Сделка была просто огромной. Пролистав первые несколько страниц, я понял, что его подписали абсолютно некомпетентные люди. Заработать на тоннеле было практически невозможно, а первоначальной суммы точно не хватило», — сказал экономист.
Финансирование осуществлялось через 2 советских банка, зарегистрированных в Европе. Глава парижского отделения Владислав Судаков также рассказал, что проблемы возникли практически сразу.
«С нашей стороны было инвестировано целых 300 миллионов франков. Огромная сумма для того времени. Британские строители также получали щедрое финансирование. Но у конструкторов начались проблемы, они запросили у Советского Союза еще 50 миллионов. И этого было мало», — сказал Судаков
Повлиял Чернобыль
Возможно, проект был бы завершен только благодаря советским инвестициям. Но в апреле произошла трагедия — взрыв на АЭС в Чернобыле. На ликвидацию последствий были выделены колоссальные средства сверх бюджета, на международные проекты денег не было. Москва отказалась от продолжения контракта.
Средства нашлись, но советская доля в строительстве быстро размылась. Это привело к тому, что стоимость туннеля выросла в несколько раз.
«Первый поезд был запущен в 1990 году. Наша делегация присутствовала на этом мероприятии. Казалось, что проблемы позади и вложения окупятся. Но тоннель требовал дополнительных затрат, а прибыли мы так и не увидели, — рассказал один из участников мероприятия Юрий Пономарев.
Деньги исчезли
Когда распался Советский Союз, все иностранные финансовые активы были заморожены. Российская Федерация официально стала правопреемницей, но не смогла восстановить контроль над своими банками во Франции и Великобритании.
Доход от инвестиций в тоннель под Ла-Маншем в Москве так и не был получен. По сути грандиозный проект СССР просто представили Европе.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: 6 мая 1994 был открыт тоннель, соединяющий Францию и Великобританию.