Умирающий Ахилл - немецкий шедевр на греческом Корфу

Образ легендарного греческого героя Троянской войны, Ахиллеса (или Ахилла), волновал творцов со времен гомеровской «Иллиады». Хотя сюжеты из жизни героя часто встречаются на саркофагах рубежа нашей эры, непосредственно смерть Ахилла является популярным сюжетом для скульптурных изображений в искусстве Нового времени с XVII века, когда становится особенно интересно показать неожиданную гибель персонажа от стрелы Париса в единственное уязвимое место.

Источник - Википедия

Новый взгляд на образ представил в 1884 году немецкий скульптор Эрнст Хертер. Это тоже круглая мраморная скульптура, рассчитанная на круговой обход. Покупатель хорошо известен – это императрица Австро-Венгрии, Елизавета, увидевшая на Международной Выставке в Вене 1881 году гипсовый «прототип» (слепок), и заказавшая мастеру большую скульптуру (чуть больше двух метров). Данный заказ Хертер исполнил в лаазерском мраморе (он первый, кто использовал ставший позднее популярным искрящийся южнотирольский материал). Работа стала для него трамплином к известности (слепок создавался в тот момент, когда он и друзья-скульпторы разошлись своими дорогами). В 1880-е годы «Сисси», поклонница греческой культуры, была занята устройством своего убежища, виллы на Корфу, названной в честь героя этой страны «Ахиллеоном». И вскоре «Умирающий Ахиллес» сделался центральной скульптурой на вилле. В последние годы жизни он даже напоминал императрице её погибшего сына, кронпринца Рудольфа.

Источник: kenniscentrumhuisdoorn.nl

Учившийся у Блезера и Вольфа, неоклассицист Хертер изображает Ахилла в момент борьбы со смертью, он ещё пытается вынуть стрелу, но уже обращает свой взор к богам на небе. Русалки на шлеме напоминают нам о его матери-нимфе Тетис. Композиция представляет собой прямоугольный треугольник на невысоком постаменте, к которому позднее был добавлен высокий прямоугольник, похожий на саркофаг. Работа передает героический пафос. Сам Хертер говорил говорил, что его работа была основана на творческих находках Рейнгольда Бегоса, главного представителя необарокко в берлинской скульптурной школе. «Ахилл» был высоко оценен критиками за свое почти натуралистическое отображение физически крепкого тела.

Источник - Википедия.

Реплики «Ахилла» скульптор создавал вплоть до 1900 года, одну мраморную - для Национальной галереи в Берлине, а последним повторением стал гипсовый вариант для Копенгагена. В эпоху модерна данное произведение Хертера было невероятно востребованным, его изображение регулярно печаталось на открытках и в журналах. Однако новый владелец «Ахиллеона», кайзер Вильгельм II, не оценил его красоту, считая данную работу упаднической. В 1909 году Йоганн Гётц воздвиг для императора десятиметровую статую «Ахилла Победителя», в то время как работа Хертера была передвинута в более скромное место.

Источник: kenniscentrumhuisdoorn.nl

P.S. Текст написан мною в 2018 году.

#скульптура #скульптор #греция #австро-венгрия #германскаяимперия #старинное фото #19 век #искусство #германия

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Умирающий Ахилл - немецкий шедевр на греческом Корфу.