Незнаменитый поход. Война за Финляндию, 1808-1809 годов. Часть 1

Колонна снабжения застряла перед завалами на лесной дороге. Финские снайперы били из засад. Положение делалось критическим. Главные силы полка находились неподалеку, однако не могли ничем помочь: авангард также был атакован финнами. До переговоров с Маннергеймом многие из сражавшихся на дороге в тот день так и не дожили.

Описанная сцена, кажется, отсылает нас во времена Финской войны или последовавшего за ним противостояния 40-х годов ХХ века. В действительности же бойцы, сошедшиеся с финскими стрелками на тропе, были подданными Александра I и подчиненными Барклая де Толли. На дворе стоял 1808-й год.

Географическая война

Вероятно, многие помнят высказывание Дж. Фридмана, директора Stratfor, о том, что история России – это повесть о буферных зонах. Одна из таких буферных зон появилась на свет в результате малоизвестного современному читателю конфликта Наполеоновской эпохи. Финская война уже тогда оказалась заслонена в массовом сознании титанической борьбой европейских держав против Наполеона, хотя это был примечательный во многих отношениях конфликт, подведший черту под многовековым противостоянием России и Швеции. Война 1808-1809 годов куда более кампании 1939-1940 года заслуживает определения «та война незнаменитая».

Для того, чтобы понять, что означала Финляндия для России, достаточно взглянуть на карту. Граница со Швецией находится в опасной близости от столицы. Даже при контроле Выборга, завоеванного еще Петром вместе, собственно, с Ингрией, расстояние до шведских границ остается откровенно небольшим, а на берегу Финского залива, вдобавок, сохраняются порты не то что чужой, а прямо враждебной державы, Швеции. Важно то обстоятельство, что это не была какая-то абстрактная угроза. После Петра дважды, при Елизавете и Екатерине Великой, шведы пытались взять реванш, причем война екатерининской эпохи была достаточно драматичной, с болезненными поражениями обеих сторон. После этой войны отношения между Россией и Швецией были прохладными, но в целом стороны держали себя в руках. Однако для русских финский вопрос оставался значимым. Конечно, сама по себе Швеция была слаба, и не могла даже мечтать о том, чтобы вновь сделать Балтику своим внутренним морем. Однако Швеция могла выступить, например, частью более крупной коалиции, либо воспользоваться ситуацией, когда силы России окажутся отвлечены на какое-то другое направление. При всей ограниченности военной и морской мощи некогда могущественного скандинавского государства, в Петербурге не могли чувствовать себя спокойно, пока границы исторически недружественной державы проходят на опасно близком расстоянии от столицы.

Наполеоновские войны застали Россию и Швецию в состоянии «вечного» мира, закрепленном бессрочным Верельским договором 1790 года. В течение 17 лет спокойствие не нарушалось, однако вскоре многое должно было измениться.

Тильзитский рикошет

Тильзитские соглашения 1807 года между Россией и Францией не касались Швеции напрямую, но серьезно изменили расклад сил и систему союзов в Европе, так что скандинавы едва ли могли остаться в стороне от пертурбаций мировой политики.

Немедленно по заключении мира с Наполеоном, русские начали обдумывать использование этого антракта к своей выгоде. Одно из направлений внешней политики было очевидно – турецкое. Однако соображения безопасности толкали Россию также и на север. Тем более, Россия оказалась вынужденно вовлечена в войну с Британией, а Швеция проводила пробританскую политику. К тому же, на русских произвел впечатление погром, учиненный англичанами в Копенгагене. С точки зрения Александра I, контроль над побережьем Балтики и подступами к Петербургу приобретал все большее значение. К шведским границам начали стягиваться войска.

Нужно заметить, что в русском обществе война против Швеции вовсе не пользовалась популярностью. Ф.Ф. Вигель, автор знаменитых «Записок», назвал начало войны неожиданным, и добавил, что

«В первый раз еще, может быть, с тех пор как Россия существует, наступательная война против старинных ее врагов была всеми русскими громко осуждаема, и успехи наших войск почитаемы бесславием».«Ф.Ф. Вигель оказался в отечественной словесности в основном объектом эпиграммы «Счастлив дом, а также флигель//Где, дубинки не щадя,//Ах, Филипп Филиппыч Вигель,//В шею выгнали тебя», а между тем, он был автором очень недурных записок о повседневности старого русского общества, в связи с чем и рекомендуем его сочинение читателю»

Общественность можно понять. К войне со Швецией русских настойчиво подталкивал Наполеон, который, несмотря на заключенный мир, был мало кем любим в России.

Обратите внимание: Колодцы: 9 книг, где они - важная часть сюжета.

Из-за прекращения экономических сношений с Англией страна оказалась в скверном финансовом положении. Инфляция серьезно пошатнула рубль, торговля пришла в упадок. Сосредоточенные на внутренних проблемах и дурно относившиеся к Наполеону люди не особенно принимали в расчет геополитические соображения. Впрочем, на боевом духе военных такое отсутствие энтузиазма нимало не сказалось. Как рассказывал тот же Вигель,

«Истинно военные люди всегда находят причины ко всякой войне справедливыми: им лишь бы подраться. Вот почему зять мой скорбел о том, что расстройство, неисправность полка осуждают его на мирное пребывание в уездном городе Тихвине».
Буксгевден

На русской стороне не воспринимали грядущую кампанию как дело сложное и требующее напряжения сил. Репутация армии оказалась несколько поколеблена поражениями от Наполеона, но Швеция не воспринималась как противник, серьезный сам по себе. Для наступления собрали 24-тысячный корпус генерала Буксгевдена. Этот старый служака уже сражался со шведами при Екатерине, был сослуживцем Суворова и его подчиненным в польскую кампанию, в войнах же против Наполеона он не показал своих лучших качеств. В известном смысле, финская кампания была для него шансом восстановить реноме.

Любопытно, что русские ожидали содействия со стороны финнов. Буксгевден отчего-то был уверен, что «чувствования финнов уже давно приуготовили умы» к аннексии. И это не было персональной блажью генерала: подобные настроения ходили в русской элите. В действительности это было опасной иллюзией. Финны оказались достаточно лояльными подданными шведской короны, и завоевание умов и сердец не было ни мгновенным, ни легким. Впрочем, пока русские этого знать не могли.

Шведская армия формально была довольно многочисленной. Все вооруженные силы достигали 67 тысяч человек, из которых около 20 находилось в Финляндии. Проблемой их, впрочем, были архаичная военная организация, нехватка и разнообразие снаряжения, малые запасы необходимого для войны имущества, скверное качество снабжения. Швеция была небогатой страной, и нехватка средств в полной мере отражалась на армии. Любопытно, что до войны заметное количество ружей и пушек было продано… в Россию. Однако у шведской армии были свои сильные стороны. Шведы приспособили тактику к той местности, в которой жили. При обучении особое внимание уделялось бою малыми отрядами в лесистой и сильно пересеченной местности. Финляндия – страна лесистая, пересеченная огромным количеством озер, речек, во многих местах почти девственная, и схватки многочисленных армий, выстроенных в линии, на ее территории просто не всегда были возможны. В силу этого обстоятельства шведы были вынуждены подгонять тактические приемы под природные условия. Наиболее боеспособными в шведской армии, что интересно, были как раз финские части, чьи «чувствования» так волновали Буксгевдена.

Иллюстрация к «Сказаниям фенрика Столя», эпической финской истории, посвященной как раз той войне. Девушка — Лотта Свярд, литературная героиня, в честь которой потом назовут военизированную организацию

Возникает естественный вопрос: отчего русские собрались атаковать Финляндию зимой, во время морозов? В действительности, такое время начала кампании давало много выгод. Реки и озера были скованы льдом, как и Финский залив. Войска Швеции не были еще собраны в единый кулак, а в ключевой крепости Финляндии, Свеаборге, пока не были собраны все необходимые запасы. Потому было принято такое необычное решение: инициировать войну во второй половине зимы.

Наконец, все, что должно было быть сказано, было сказано, «бумажная перестрелка» окончилась, и все, что не сумели взять золото и письма, должен был взять булат.

Другие части цикла: #цикл Незнаменитый поход

Теги записи: #19 век #русско-шведские войны #наполеоновские войны

Источник: https://vk.com/@norinea-neznamenityi-pohod-voina-za-finlyandiu-1808-1809

Источник на сайте АИ: https://alternathistory.com/neznamenityj-pohod-vojna-za-finlyandiyu-1808-1809/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Незнаменитый поход. Война за Финляндию, 1808-1809 годов. Часть 1.

Система комментирования SigComments