Историческая проблема: раздувание государственного бюрократического аппарата
Во Франции при Старом режиме существовала фактическая децентрализация, которую поддерживали многочисленные посреднические органы (муниципалитеты, общины, торговые ассоциации, университеты и т.д.). Целью их существования была защита интересов своих членов, а также общего блага. Поэтому они имели свои собственные уставы и правила, но при этом обязаны были подчиняться общим законам, гарантом которых был король. Вследствие своей социальной полезности они также пользовались защитой суверена, который признавал их свободы и привилегии. Эти различные юридические лица представляли собой естественные пределы власти государства.
Уже несколько лет опросы и исследования подчеркивают недоверие французского народа к политической элите: движение "Желтые жилеты" стало стигмой этого разрыва между страной реальной и юридической. Перед лицом этого разрыва децентрализация как никогда нужна в политической дискуссии.
FRENCH REVOLUTION, 1795. In the hall of the National Convention, Boissy d'Anglas salutes the head of the deputy, Jean Feraud, presented on a pike by riotous Jacobins, during the events of the 1 Prairial 1795. Oil on canvas, 1831, by Vinchon.Революция разрушила эту социальную конструкцию. Историк Пьер Розанваллон в своей книге «Le modèle politique français» подчеркнул ужас, который внушали революционерам промежуточные органы. Централизующее республиканское государство рассматривало нацию как совокупность автономных и недифференцированных индивидов. Посреднические органы рассматривались как препятствие для выражения общей воли этой массы людей, и ассоциации были упразднены. Так, в 1791 году закон Ле Шапелье и декрет Д'алларда запретили рабочим объединяться в союзы. Только спустя почти столетие Третья республика неохотно разрешила профсоюзы (1884), а затем и ассоциации (1901).
Децентрализация в Республике невозможна...
Таким образом, создание сильного местного самоуправления в республике невозможно. Французская якобинская традиция рассматривает промежуточные органы не как необходимые пределы власти государства, а как препятствие для выражения общей воли, из которой оно черпает свою легитимность. Более того, поскольку миссия республиканского государства заключается не только в управлении обществом, но и в его постоянном воссоздании, оно не терпит ограничений. Действительно, исходя из священного народного суверенитета, его основы отныне были бы неприступны: зачем гражданам пытаться ограничить притязания государства, рожденного по их воле? Однако этот "народный суверенитет" является лишь выражением сложения индивидуальных интересов и мнений, которые по определению изменчивы, и не имеет ничего общего с защитой национальных интересов, которые являются единственным компасом, которому должно следовать государство.
Благодаря наличию естественно сложившихся сообществ (гильдий, корпораций, цехов) человек не одинок перед лицом всепоглощающего государства, всегда имея возможность защитить свои интересы.Таким образом, Республика ставит французское общество в ловушку парадокса: она лишает граждан возможности решать близкие им вопросы и призывает их заниматься тем, над чем они не имеют контроля.
Обратите внимание: Цикл Император Рыцарь.. Imperator Eques. Подцикл великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава xxxii. Реорганизация Греческой армии.
В этом подводном камне кроется источник растущей незаинтересованности французского народа в политике. Цитируя Пьера Буто (Boutang): "Централизация, отсутствие реальной общинной и региональной жизни, отсутствие промежуточных институтов, где человек мог бы реализовать и разрешить конкретное содержание своих политических проблем, - вот причины зла". Наконец, хотя Республика в своей риторике заявляет о децентрализации, на самом деле она просто деконцентрирует, то есть воспроизводит централизаторские привычки в меньшем масштабе, передавая полномочия структурам, не имеющим исторических корней, созданным ex nihilo (таким как межмуниципалитеты или департаменты). Лишая граждан исторического сообщества, он лишает их возможности местной демократии. Таким образом, технократическая власть устанавливается на всех уровнях (от европейских институтов до местных)....но необходима для жизни нации.
В отличие от республиканской централизации, "Французское действие" делает местное самоуправление одним из столпов "Моррасовского четырехугольника", формулы, которая очерчивает монархию будущего. Наше движение утверждает, по сути, фундаментальное различие между обществом и государством. Если воспользоваться формулой Морраса, государство является лишь "функционером" общества. Формула здорового распределения полномочий между обществом и государством сформулирована Моррасом следующим образом: "Авторитет сверху, Свобода снизу". Речь идет о том, чтобы ограничить государство функциями Монарха (оборона, правосудие, налогообложение, внешняя политика, деньги), для которых оно будет обладать всеми необходимыми полномочиями, а французы вернут себе прямое управление своими интересами, отказавшись от совершенно иллюзорного контроля над большими направлениями общей политики. Поскольку жизнь граждан организована, прежде всего, на основе местных или профессиональных связей, использование посреднических органов сделает повседневное управление более человечным и эффективным, одновременно укрепляя социальные связи и предлагая реальные возможности для развития граждан.
Речь не идет о том, чтобы удалить французов из политического процесса. Напротив, необходимо восстановить контакт между правительством и народом. "Французское действие" верит в принцип субсидиарности, который требует, чтобы политические вопросы разрешались на самом низком компетентном уровне. Этот принцип должен сочетаться с различием между функциями консультирования (или представительства) и принятия решений. В этой логике именно посреднические органы должны играть роль национального представительства на местном уровне (муниципальном, региональном, профессиональном). Таким образом, чем ближе человек к местным делам, тем большее представительство участвует в принятии решений. И наоборот, чем дальше от дел своего круга (сообщества), тем больше различаются функции консультирования и принятия решений, пока они не будут четко разделены на уровне дел национальных. Именно в этом смысле монархия является представительной, не будучи парламентской.
#Монархия #республика #революция #франция
По материалу:
https://www.actionfrancaise.net/2020/09/02/la-decentralisation/
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Децентрализация. Монархический взгляд на организацию страны. (Action Francaise).