Одними из замечательных культурных событий, проходящих в нашей республике вот уже в двадцать четвёртый раз, являются «Книжные салоны». Почётным гостем предыдущего «Салона» был известный российский писатель Л.А. Юзефович – лауреат литературных премий «Национальный бестселлер» (2001 и 2016 гг) и «Большая книга» (2009 и 2016 гг). То, каким образом Леонид Абрамович был приглашен в качестве хедлайнера этого мероприятия, имеет свою историю, в которой непосредственное участие принял журналист и блогер Б.О. Раднаев. А о том, как произошло знакомство журналиста и писателя, мы можем узнать из третьего номера журнала «Октябрь» за 2018 год, где опубликован рассказ Л.А. Юзефовича «Убийца».
Интерес писателя к нашей республике не случаен. Здесь он проходил военную службу, в этих местах проходили некоторые действия, описанные в его документальном романе «Самодержец пустыни» о бароне Романе Фёдоровиче Унгерн фон Штернберге. Этот роман писатель считает одним из главных в своём литературном творчестве.
Унгерн – монархист по убеждению. Создал Азиатскую конную дивизию, костяк которой составляли казаки, монголы, буряты. Целью создания этой дивизии было восстановление на российском троне династии Романовых, а на китайском – цинской династии. Автор идеи реставрации империи Чингис-хана от Тихого океана до Каспия. Одной из блестящих операций, проведённых Унгерном перед освобождением Внешней Монголии от иноземного владычества, было вызволение из китайского плена Богдо-Гэгэна VIII.
Если Л.А. Юзефович пишет о бароне с высоты нашего времени, то другой писатель, Фердинанд Оссендовский, являлся современником Унгерна и, более того, общался с ним. Ф. Оссендовский – начальник осведомительного отдела у А.В. Колчака. После разгрома Колчака Оссендовский бежал из Красноярска через Урянхайский край, Монголию и Китай в США, а затем в Европу. Под впечатлением от этого вынужденного путешествия написал книгу «И звери, и люди, и боги», которая в своё время на Западе была признана бестселлером. И в этой книге он рассказывает о своих встречах с Унгерном.
Знакомство Оссендовского с бароном состоялось в начале мая 1921 г. в монастырском поселке Ван-Хурэ. В течение девяти дней, проведенных в Урге, Оссендовскому неоднократно приходилось выслушивать исповеди и фантастические планы Унгерна. Они вдвоем разъезжали на автомобиле и, кажется, барон нашел, наконец, подходящего собеседника, ему просто хотелось выговориться.
Вот что говорил Унгерн Ф.А. Оссендовскому в этих беседах:
«Я происхожу из древнего рода Унгерн фон Штернбергов, в нем смешались германская и венгерская - от гуннов Аттилы кровь.
Свою жизнь я провел в сражениях и за изучением буддизма. Дед приобщился к буддизму в Индии, мы с отцом тоже признали учение и исповедали его ...
Моя история подходит к концу, становясь, впрочем, здесь интереснее всего. Я говорил уже, что собирался основать орден Военных буддистов в России. Зачем? Чтобы охранять процессы эволюции, борясь с революцией, ибо я убежден: эволюция приведет нас к Богу, а революция - к скотству. Но я забыл, что живу в России! В России, где крестьяне в массе своей грубы, невежественны, дики и озлоблены - ненавидят всех и вся, сами не понимая почему. Они подозрительны и материалистичны, у них нет святых идеалов. Российские интеллигенты живут в мире иллюзий, они оторваны от жизни. Их сильная сторона - критика, но они только на нее и годятся, в них отсутствует созидательное начало. Они безвольны и способны только на болтовню. Так же, как и крестьяне, они ничего и никого не любят. Все их чувства, в том числе и любовь, надуманны; мысли и переживания проносятся бесследно, как пустые слова»
В повести описаны несколько пророчеств. В мае 1921 г. прорицатель-лама Джелубу по обугленной бараньей лопатке предрек, что барону осталось жить 130 дней. То же сказала старая шаманка. Приведём отрывок из повести, где описан этот процесс гадания шаманки:
- «Никогда не забыть мне ночь с девятнадцатого на двадцатое мая! После обеда барон Унгерн предложил мне перейти в юрту Жамбалона, с которым я свел знакомство в первый же день своего пребывания в Урге. Юрта князя стояла на деревянном помосте вместе с другими юртами, разместившимися бок о бок с русским поселением. Нас встретили и провели к князю два офицера-бурята. Жамбалон был человеком среднего возраста, худощавым и высоким, с удлиненным лицом. До войны он пас овец, затем воевал под командованием барона Унгерна на германском фронте и сражался с большевиками».
Здесь, прерывая повествование Оссендовского, заметим, что в годы Первой мировой войны Унгерн некоторое время служил сотником – командиром 3-го эскадрона в отряде Особой важности при Главкоме Северного фронта атамана Пунина, проявляя чудеса героизма. Говоря о безрассудной храбрости барона, один из его сослуживцев вспоминал: «Для того, чтобы так драться, надо или искать смерти, или точно знать, что ты не умрёшь». С отряда атамана Пунина ведут свою историю современные российские подразделения специального назначения. В нём служило много бурят, которые занимали третье по численности место после русских и украинцев. Этот факт «забытой» войны ждёт исследования наших республиканских историков.
- «Его, Великого князя Бурятии, потомка бурятских владык, свергли с престола российские власти после попытки провозгласить независимость родины. Слуги внесли блюда с орехами, изюмом, финиками, сыром и подали горячий чай.
- Вот он и наступил, последний вечер, - сказал барон Унгерн. - Вы обещали мне...
- Я не забыл, - отозвался бурят. - Все готово.
Они заговорили о пережитом - былых сражениях, павших друзьях. Я внимательно слушал. Около полуночи Жамбалон встал и вышел из юрты.
- Хочу еще раз узнать свою судьбу, - сказал, как бы оправдываясь, барон Унгерн. - Рано умирать - дело еще не закончено...
Жамбалон вернулся с маленькой женщиной среднего возраста; усевшись перед огнем по-восточному, на корточках и поклонившись, она впилась взглядом в барона. Лицо ее было белее и тоньше, чем у типичной монголки, глаза черные и проницательные. Одеждой она напоминала цыганку. Позже я узнал, что она слыла у бурятов великой гадалкой и прорицательницей, по матери в ней текла цыганская кровь. Женщина вытащила из сумы небольшой мешочек, извлекла из него пучок сухой травы и птичьи кости. Бросая в огонь траву, она что-то шептала себе под нос. По юрте распространилось пряное благовоние, от которого у меня закружилась голова и застучало сердце. Трава сгорела, и тогда гадалка положила на угли птичьи кости и стала осторожно переворачивать их с боку на бок бронзовыми щипцами. Когда они почернели, женщина начала внимательно их изучать; лицо ее все больше мрачнело, а затем исказилось страхом и болью. Сорвав с головы платок, она задергалась в судорогах, отрывисто выкрикивая отдельные слова.
- Вижу... Вижу Бога войны... Жизнь уходит из него... ужасно... Потом тень... черная, как ночь... Тень... Осталось сто тридцать шагов... И мрак... Больше ничего... Я ничего не вижу... Бог войны исчез...
Барон понурил голову. Женщина упала навзничь, раскинув руки. Казалось, она была в глубоком обмороке, но мне почудилось, что из-под ресниц блеснул на мгновение живой зрачок. Два бурята вынесли безжизненное тело, а в юрте князя воцарилось молчание. Наконец барон Унгерн вскочил на ноги и стал кружить вокруг жаровни, что-то шепча. Затем, остановившись, быстро заговорил:
- Я умру! Умру!.. Но это неважно, неважно... Дело начато, и оно не погибнет... Я предвижу, как оно будет продвигаться. Потомки Чингисхана разбужены. Невозможно погасить огонь в сердцах монголов! В Азии возникнет великое государство от берегов Тихого и Индийского океанов до Волги. Мудрая религия Будды распространится на северные и западные территории. Дух победит! Появится новый вождь -сильнее и решительнее Чингисхана и Угедей-хана, умнее и милостивей султана Бабура; он будет держать власть в своих руках до того счастливого дня, когда из подземной столицы поднимется Царь Мира. Почему, ну почему в первых рядах воителей буддизма не будет меня? Почему так угодно Карме? Впрочем, значит, так надо! А России нужно прежде всего смыть с себя грех революции, очиститься кровью и смертью, а все, признавшие коммунизм, должны быть истреблены вместе с их семьями, дабы вырвать грех с корнем…»
После провала наступления Унгерна на большевистскую «Дальневосточную республику» он был расстрелян в Новониколаевске (Новосибирск) в результате разыгранной Советами судебной комедии. Перед казнью Унгерн сгрыз свой Георгиевский крест. Это случилось 15 сентября 1921 г., точно через 130 дней.
Оссендовскому тоже были даны предсказания. Например, то, что он расстанется с жизнью после того как Унгерн напомнит о себе. Оссендовский в сентябре 1921 г. находился в небольшой гостинице в Пекине. Узнав из газет о казни Унгерна, он перевел дух. Антон Мартынович (так звали Оссендовского в России) посчитал, что пророчество не сбылось. Однако смысл откровений не всегда понятен людям. Он проясняется только с годами и тогда обретает пугающие очертания. Офицер СС, посетивший Оссендовского в Жулвине (Польша) в январе 1945 г. и неоднократно менявший фамилию (Штенберг, Штернберг, Дёллердт), был родным племянником Романа Федоровича фон Унгерн-Штернберга. Оссендовский не избежал своей судьбы.
Часто ошибочно считают, что Унгерн стал диктатором или ханом Монголии, а монархическое правительство было марионеточным. Это не так: всю полноту власти осуществлял Богдо-гэгэн VIII и его правительство. Барон действовал с санкции монарха; Унгерн получил один из высших титулов в Монголии, но не власть. Монголы называли его Саган-Бурханом, «Белым богом войны» и считали воплощением Махакалы – ламаистского божества о шести руках, жестоко карающего врагов «желтой веры».
Унгерн почти не вмешивался в собственно монгольские дела, хотя и помогал монгольской власти. В этот период, несмотря на фактическую изоляцию, в стране был осуществлён ряд прогрессивных мер: открыта военная школа в Урге, национальный банк, улучшено здравоохранение, административная система, промышленность, связь, сельское хозяйство, торговля.
Роман Унгерн оставил в истории Монголии значительный след. Именно благодаря Унгерну, смогшему увлечь горстку казаков и солдат в поход на Ургу, казавшийся современникам безумным, сегодняшняя Монголия является независимым от Китая государством. Если бы не было взятия Урги Азиатской дивизией, если бы не были изгнаны из Урги китайские войска и не возник бы повод для ввода на монгольскую территорию частей Красной армии в ответ на атаку Забайкалья Унгерном. Внешняя Монголия, обретшая независимость после распада империи Цин, могла бы быть аннексирована Китаем и стать такой же китайской провинцией, как Внутренняя Монголия. Ни одна страна, в своё время захваченная Маньчжурской империей, так и не смогла восстановить свою независимость от Китая, кроме Монголии, в которую пришёл Унгерн. Адольф Иоффе в письме Ленину, Троцкому, Зиновьеву и Сталину писал: «Советизация Монголии не явилась результатом последовательного, продуманного и организованного плана. Если бы в Монголии не было Унгерна … мы также не советизировали бы Монголию, как не советизировали Восточный Туркестан …»
В заключение приведём ещё один отрывок из повести:
- «В тот вечер я познакомился со вторым хубилганом (перерожденец, тулку), который сам зашёл ко мне. Это он являлся настоящим хозяином Зайн-Шаби – независимого доминиона, подчиняющегося непосредственно Живому Будде в Урге. Серьёзный, просвещённый тридцатидвухлетний человек, аскет и умница, он великолепно разбирался в монгольской культуре, вере и обычаях, знал русский язык и много читал на нём, да и вообще история и быт других народов вызывали в нём большой интерес. Преисполненный глубокого уважения к творческому гению американского народа, он сказал мне:
- Когда будете в Америке, передайте американцам нашу просьбу приехать и помочь нам выбраться из темноты. Только американцы могут помочь – русские и китайцы ведут нас к гибели.
- Я рад выполнить просьбу влиятельного хубилгана и с этих страниц передаю его слова американцам. Помогите этому честному, душевно чистому, но тёмному, обманутому и угнетённому народу. Да не погибнет эта нация, несущая в себе великий запас нравственных сил! Просветите её, пусть она проникнется идеалами человечества; научите пользоваться богатствами её земли, и тогда древний народ Чингисхана станет вашим надёжным и верным другом».
Б. Н. Цыбиков
#монголы #революция #буддизм #чингисхан #барон унгерн #германия #буряты #история
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: О бароне Унгерне.