Alter ego Гогена (Автопортрет (ок. 1890) - Мейер де Хаан; предположительно уничтожена в 2013 году)

Мейер Исак де Хаан не относится к числу всемирно известных художников. Самой обсуждаемой его работой при жизни была картина «Трудное место в Талмуде» (1880 год). Но не из-за своих художественных качеств, а потому что знатоки Талмуда начали активно спорить, какое же место является самым трудным. Собственно, наибольшую известность де Хаан получил не как автор собственных произведений, а как герой картин Гогена, с которым де Хаан прожил вместе более года в Бретани. Его даже называли alter ego Гогена, восторгавшегося темным образом де Хаана и его немного изуродованной фигурой.

Мейер де Хаан происходил из богатой еврейской семьи, что позволило ему в ранней молодости заняться искусством, так как его братья выплачивали ему ежемесячное пособие. Начинал он рисовать в академической манере, но его работы не находили отклика в душах современников. Так что в конце 1888 года, в возрасте 36 лет, он уезжает из Амстердама во Францию, где достаточно быстро завязывает знакомство с основными постимпрессионистами: Ван Гогом, Гогеном, Писсарро. В 1889 году он вместе с Гогеном едет в Понт-Авен, где оплачивает проживание последнего в обмен на уроки живописи.

В Понт-Авени де Хаан влюбляется в Мари Анри, хозяйку трактира, в котором они снимали с Гогеном комнаты. Мари Анри или, как ее называли художники Школы Понт-Авен, «Мари-кукла» отвечает взаимностью де Хаану, и вскоре беременеет от него. Де Хаан посвящает Мари, пожалуй, лучшие свои работы, такие, как «Мария Генри кормит ребенка грудью» (ребенка не де Хаана, а свою первую дочь от неизвестного отца). Связь с Мари ссорит де Хаана с Гогеном, который не терпел, чтобы женщины любили кого-либо кроме него. Информация о связи де Хаана с Мари скоро доходит и до его братьев (по одной из версий, благодаря Гогену), возмущенных таким отходом от еврейской веры и порочным сожительством; они отказывают де Хаану в содержании и тому приходится навсегда вернуться в Амстердам, где он и умер, спустя четыре года в возрасте 43 лет.

Хотя де Хаан после своего отъезда в Амстердам больше никогда не видел Мари Анри и так никогда и не увидел родившуюся уже после его отъезда дочь, Иду, он оставил им все свои картины, созданные во Франции. Ида будет хранить их до 1969 года, когда они наконец будут выставлены на продажу. Среди этих работ окажется и Автопортрет де Хаана, созданный им между 1889 и 1891 годами.

Эта картина, написанная под очевидным влиянием Гогена, сильно отличается от того, как Гоген изображал де Хаана. В ней нет ни демоничности, ни безумия, а скорее тревога и ранимость хорошего, но слабого человека. «Маленькое, шаткое, страдающее, почти искалеченное существо», писали современнике о де Хаане. Возможно, именно таким он был, маленьким человеком в большом море искусства.

Автопортрет де Хаана был украден из музея Кюнстхал в Роттердаме в 2012 года, когда несколько румынских воришек вынесли менее чем за три минуты 7 произведений искусств стоимостью в десятки миллионов евро и которые впоследствии, скорее всего, сгорели в печи матери одного из воров (подробнее об этой краже см. https://zen.yandex.ru/media/lostart/pol-gogen-devushka-pered-otkrytym-oknom-1888-predpolojitelno-unichtojena-v-2013-godu-5f7c97d5b516ad3bd83f7775).

Молодые ребята, ограбившие Кюнстхал в 2012 году, совершенно не разбирались в искусстве. Этим можно было бы объяснить кражу малоизвестного де Хаана. Но странным образом все остальные похищенные картины принадлежали самым именитым художникам 19-20 веков: Клод Моне, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Люсьен Фрейд и опять же Поль Гоген. Удивительно, но лицо и имя де Хаана снова и снова появляется в узком кругу величайших художников. Относить это на счет одного лишь совпадения представляется маловероятным.

"Портрет Мейер де Хаана" (1889 г.) - Поль Гоген

#Искусство #19век #деХаан #Франция #Постимпрессионизм #голландия

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Alter ego Гогена (Автопортрет (ок. 1890) - Мейер де Хаан; предположительно уничтожена в 2013 году).

Система комментирования SigComments