В начале 1920х годов стали создаваться памятники героям революции, общественным деятелям, учёным, писателям, художникам, поэтам и композиторам. При этом, в связи с планом монументальной пропаганды, памятники, не представлявшие художественной или исторической ценности были убраны.
А. Т. Матвеев. Октябрь. 1927 г. Гипс. Высота 230. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.Первые памятники были разными по трактовке образа и формы: от традиционных до формалистических, от портретных до обобщенно-символических.
В 1918-1919 годах в Петрограде были открыты памятники А. Н. Радищеву перед Зимнем дворцом, К. Маркса перед Смольным.
А в Москве в 1918-1920х было установлено 25 памятников.
Известен рельеф М. Маникюра "Рабочий" (1920, гипс), установленный на фасаде здания постоянной промышленной выставки ВСНХ в Москве (теперь Петровский пассаж, рельеф сохранился).
Такие скульпторы как Матвеев, Мухина, Лебедева, Шадр, неустанно работали над совершенствованием мастерства и культуры-над спецификой материала, выразительными средствами пластики.
Известна гипсовая композиция "Октябрь" А. Т. Матвеева, созданная в классических традициях.
С. Т. Коненков. Текстильщица. Фрагмент. 1923. Дерево. Москва. Государственная Третьяковская галереяВ 1917 году был создан творческий союз скульпторов-художников. Его первым председателем был Коненков. Произведения Коненкова отличались широтой замысла и величавостью общего впечатления.
Коненков исполнил и памятник Степану Разину для Лобного места на Красной площади. Это произведение нельзя назвать памятником в обычном смысле. Образ Разина предстаёт перед зрителем не как историческая личность, а как герой народного эпоса с чертами сказочного персонажа.
На Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года выделялись две кариатиды, декорировавшие вход в павильон главного здания выставки. Кариатиды были выполнены в виде мужской и женской полуфигур. Деревянные фигуры были слегка раскрашены цветными карандашами.
Фигура же "Текстильщицы", представленная на выставке, была вырублена из огромного ствола дерева. Её поместили между двумя павильонами текстильный промышленности. В фигуре женщины считывались величие труда, его мощь и значение в жизни народа.
С. Т. Коненков.Обратите внимание: "Русские - самые великие маляры в мире". Что удивило в России поэта Теофиля Готье.
Кариатида. 1923. Дерево. Москва. Мемориальный музей-мастерская С. Т. КоненковаИван Дмитриевич Шадр (1887-1941) - скульптор, создававший произведения на тему революционной романтики. Ярким его произведением считается "Сеятель", выполненное в пластическом совершенстве.
И. Д. Шадр. Сеятель. 1922 г. Бронза. 110х150х65. Москва. Государственная Третьяковская галерея"Бумажник-оружие пролетариата, 1905 г." - одно из классических произведений советской скультуры, овеянное пафосом современности.
И. Д. Шадр. Бумажник-оружие пролетариата, 1905 г. 1927 г. Бронза 125х120х150. Москва. Государственная Третьяковская галереяОРС - Общество русских скульпторов создаётся в 1926 году в Москве (просуществовало до 1932 года). В Общество вошли мастера разных художественных школ и ориентаций: А. Голубкина, А. Матвеев, В. Мухина, И. Ефимов, И. Чайков, В. Витагин, В. Домогацкий, С. Лебедева, И. Шадр, Н. Андреев. Всех их объединил интерес к современности.
О дальнейших этапах развития русской скульптуры я расскажу в следующих статьях! Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить!
#скульптура #история искусства #история россии #революция в россии #памятник архитектуры
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: История скульптуры революционной России.