Наваринское морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом – с другой произошло 20 октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря на юго-западном побережье полуострова Пелопоннес. Сражение следует рассматривать как один из эпизодов Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 годов. Разгром турецкого флота в Наваринском сражении значительно ослабил морские силы Турции, что послужило значимым вкладом в победу России в дальнейшей Русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Наваринское сражение обеспечило поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого по Адрианопольскому мирному договору 1829 года стала автономия Греции.
Предпосылки к сражению
6 июля 1827 года в Лондоне была принята конвенция, поддерживающая независимость Греции. Предложения России, Франции и Англии о примирении были отвергнуты Турцией. Соединенный турецко-египетский флот под командованием Мухаррем-бея собрался в Наваринском заливе (всего до 2200 орудий) под защитой береговых батарей (165 орудий) и 6 брандеров. Главнокомандующим турецко-египетскими войсками и флотом Ибрагим-паша стал проявлять новые жестокости в Морее.
Параллельно с дипломатическими усилиями русское правительство еще в 1826 году начало готовить на Балтике эскадру для посылки в Средиземное море. В состав эскадры вошло 9 кораблей, 8 фрегатов и 3 корвета. 14 июня 1827 года император Николай I устроил на Кронштадтском рейде торжественный смотр уходящим кораблям. 22 июня эскадра вышла в море под командованием адмирала Д.Н. Сенявина. 9 августа эскадра пришла в Портсмут. Однако из-за интриг министра иностранных дел К.В. Нессельроде дальше пошел только отряд кораблей контр-адмирала Л.П. Гейдена в составе четырех линейных кораблей (84-пушечный «Гангут», 74-пушечные «Азов», «Иезекиель» и «Александр Невский»), четырех фрегатов (44-пушечные «Константин» и «Проворный», 36-пушечные «Кастор» и «Елена») и 24-пушечного корвета «Гремящий». 20 августа 1827 года отряд контр-адмирала Гейдена вышел из Портсмута, а остальная часть эскадры под командованием Сенявина вернулась в Кронштадт.
20 октября 1827 года британские, французские и русские эскадры (всего 1276 орудий), под общим командованием старшего в чине английского вице-адмирала Эдварда Кодрингтона, вошли в греческие воды. По прибытии к Наварину командующий русской эскадрой контр-адмирал Гейден и его начальник штаба капитан 1 ранга М.П. Лазарев предложили союзникам применить решительные меры против турок и египтян, если последние не прекратят своих зверств в Греции. По настоянию командования русской эскадры командующему турецко-египетскими войсками и флотом в Греции Ибрагиму был вручен подписанный тремя адмиралами ультиматум с требованием прекратить военные действия против греков. Ибрагим оставил ультиматум без ответа. Недоверие намерениям Ибрагима при необходимости выполнения миротворческой задачи диктовало адмиралам не отдаляться от Наварина, но состояние моря делало невозможным длительное пребывание трёх эскадр в открытом море. Тогда под нажимом Гейдена и Лазарева Кодрингтон и де Риньи согласились войти в Наваринскую бухту, чтобы своим присутствием предотвратить действия турецко-египетского флота против греков. Идею мирного захода союзных эскадр в Наваринскую бухту и постановки союзных кораблей рядом с турецко-египетским флотом первым озвучил «друг египтян», французский адмирал А. де Риньи. Но союзные адмиралы дали взаимное обещание уничтожить турецко-египетский флот, если он сделает хотя бы один выстрел по союзной эскадре.
Состав союзных эскадр
Русская эскадра. Командующий эскадрой – контр-адмирал Логин Петрович Гейден. Линейные корабли: 74-пушечные «Азов» (флагман) (командир – капитан 1-го ранга М.П. Лазарев); 84-пушечный «Гангут» (командир – капитан 2-го ранга А.П. Авинов); 74-пушечные «Иезекииль» (командир – капитан 2-го ранга И.И. Свинкин); 74-пушечные «Александр Невский» (командир – капитан 2-го ранга Л.Ф. Богданович). Фрегаты: 44-пушечный «Проворный» (командир – капитан-лейтенант И.П. Епанчин); 44-пушечный «Константин» (командир – капитан-лейтенант С.П. Хрущов); 36-пушечный «Елена» (командир – капитан-лейтенант Н.П. Епанчин); 36-пушечный «Кастор» (командир – капитан-лейтенант И.С. Сытин); 24-пушечный корвет «Гремящий» (командир – капитан-лейтенант А.Н. Колюбакин).
Британская эскадра. Командующий – вице-адмирал сэр Эдвард Кодрингтон. Линейные корабли: 84-пушечный HMS Asia (флагман флота, капитан Эдуард Карсон); 74-пушечный HMS Genoa (капитан В. Батерст); 74-пушечный HMS Albion (капитан Дж. Оммани). Фрегаты: 50-пушечный HMS Glasgow (капитан Эшли Мод); 48-пушечный HMS Cambrian (капитан В. Гамильтон); 44-пушечный HMS Dartmouth (капитан Феллоу); 28-пушечный шлюп HMS Talbot (капитан Спенсер). Бриги: 18-пушечный HMS Rose, 16-пушечный HMS Mosquito, 16-пушечный HMS Philomel, 16-пушечный HMS Brisk; 12-пушечный корвет HMS Hind. Всего – 472 орудия.
Французская эскадра. Командующий – контр-адмирал Анри де Риньи. Линейные корабли: 74-пушечный Breslau, 74-пушечный Scipion, 74-пушечный Trident. Фрегаты: 64-пушечный Sirène (флагман), 44-пушечный Armide; 18-пушечный бриг Alcyone, 14-пушечная шхуна Daphné. Всего – 362 орудия.
Объединенная англо-франко-русская эскадра насчитывала 10 линейных кораблей, 9 фрегатов, 5 бригов, 2 корвета и 1 шхуну. Всего – 17 500 человек и 1298 орудий.
Объединённый флот Османской империи, Египта и Туниса. Командующий турецко-египетским флотом Ибрагим-паша. Эскадра капитана Бея (Александрия): 2 линейных корабля, 5 фрегатов, 12 корветов. Эскадра Мухаррем-бея (Александрия): 4 фрегата, 11 корветов, 21 бриг, 5 шхун, и 5 брандеров. Тунисская эскадра (Александрия): 2 фрегата, 1 бриг. Эскадра Тагир-паши (Константинополь): 3 линейный корабля, 6 фрегатов, 7 корветов, 6 бригов. Всего турецко-египетский флот состоял из 88 кораблей: 5 линейных кораблей (564 пушки), 15 фрегатов (735 пушек), 30 корветов (598 пушек), 28 бригов (209 пушек), 5 шхун и 5 брандеров. Всего – 21 960 человек и 2106 пушек.
Турецко-египетский флот стоял в Наваринской бухте на якоре. Он занимал позицию в сомкнутом строю в виде сжатого полумесяца. Уязвимые места боевого порядка турецко-египетского флота были надежно обеспечены, так как его фланги находились под защитой батарей Наваринской крепости и острова Сфактерия. Корабли и фрегаты составляли первую линию, корветы и бриги – вторую и третью линии. Брандеры располагались на флангах. Транспорты и купеческие суда стояли близ восточного берега Мореи.
Обратите внимание: Жером Бонапарт. Король Вестфалии. Брат Великого императора.
Наваринская крепость защищала вход в бухту и оба фланга турецко-египетского флота. Батареи острова Сфактерия, располагавшиеся против Наваринской крепости, также защищали вход в бухту и оба фланга своего флота. Расположение турецко-египетского флота в три линии не позволило Ибрагиму использовать свое численное превосходство над союзниками в артиллерии, так как стрельба судов второй и третьей линии затруднялась впередистоящими судами.Турецко-египетский флот уступал союзному по количеству линейных кораблей: 5 против 10, но значительно превосходил его по числу фрегатов, корветов и бригов. Союзники уступали также туркам и египтянам в артиллерии, но превосходили в боевой выучке личного состава.
Командующий союзной эскадрой вице-адмирал Кодрингтон рассчитывал путём демонстрации силы (без применения оружия) заставить противника принять требования союзников. Решив войти в Наваринскую бухту, он отдал приказ, в котором указывались лишь места постановки на якорь кораблей в бухте. Согласно этому приказу три французских корабля и один фрегат, а также три английских корабля занимали позицию напротив семи левофланговых судов противника. Два фрегата англичан и один фрегат французов становились против трех крайних правофланговых судов неприятеля. Другие англо-французские суда направлялись для действий против неприятельских брандеров. Четыре русских корабля и четыре фрегата должны были занять позицию напротив почти всего неприятельского центра и его правого фланга. Восьми русским судам противостояли одиннадцать турецко-египетских судов первой линии и не менее сорока судов второй и третьей линий, тогда как против десяти англо-французских судов стояли десять турецко-египетских судов первой линии и около двадцати судов второй и третьей линий. Турецко-египетские суда, занимавшие правый фланг своей линии, могли подвергать русские корабли перекрестному огню, наиболее опасному для парусных судов, тогда как позиция англо-французских судов исключала возможность для турок и египтян вести по ним такую стрельбу. Всячески желая избежать боя, Кодрингтон писал в своем приказе: «Ни из одной пушки не должно быть выпалено с соединенного флота, прежде сделанного на то сигнала». 20 октября в 12 часов дня союзные эскадры начали втягиваться в Наваринскую бухту.
Общий ход сражения
Схема Наваринского сражения 20 октября 1827 годаВ 14 часов соединённый флот приблизился ко входу в Наваринскую гавань двумя колоннами. Одна из них состояла из английских и французских кораблей, а другая – из российской эскадры. После того, как колонна союзников миновала крепостные батареи и встала на якорь, российская колонна во главе с флагманским кораблём «Азов» подошла ко входу в гавань. В это время на одном из турецких брандеров произошла сильная ружейная пальба, в результате которой был убит английский лейтенант Фиц-Рой, посланный в качестве парламентёра. В его задачу входило заставить командира брандера отойти дальше от союзных кораблей. Через некоторое время с одного из египетских корветов раздался первый выстрел в сторону французского фрегата. Сражение началось после того, как турки убили второго парламентёра, посланного на флагманский корабль Мухаррем-бея. При входе корабля «Азов» в Наваринскую бухту турецкие батареи крепости Наварин и острова Сфактерия открыли по нему огонь. Несмотря на интенсивный обстрел, «Азов», а за ним и остальные суда русской эскадры, следовавшие к назначенным местам, не открывали огня, пока не стали на якорь по диспозиции. Став на якорь, союзная эскадра открыла огонь. Сражение продолжалось около 4 часов и закончилось уничтожением турецко-египетского флота. Основную роль в бою сыграли русские и английские корабли.
Флагманский корабль Кодрингтона «Азия» вел бой сразу с двумя турецкими кораблями. На нем было выведено из строя несколько орудий и сбита бизань-мачта. Русский линейный корабль «Азов» поддержал огнем «Азию». От огня этих кораблей взлетел на воздух флагманский корабль 2-го турецкого адмирала Мохарем-бея.
Наиболее решительно и искусно действовала русская эскадра, разгромившая весь центр и правый фланг неприятельского флота. Она приняла на себя главный удар противника и уничтожила большую часть его кораблей.
Французский же контр-адмирал де Риньи с самого начала сражения потерял управление над своей эскадрой. Французский корабль «Сципион» вообще не принимал участия в бою. Еще в период тактического развертывания он завяз своим бушпритом в вантах вражеского брандера и не смог самостоятельно освободиться. С началом боя турки подожгли свой брандер, огонь перебросился на «Сципион», но пожар удалось ликвидировать. Гребные суда фрегата «Дартмут», бриги «Роз» и «Феломель» отбуксировали турецкий брандер от «Сципиона». Вскоре брандер был потоплен. Другой французский корабль «Бреславл» долгое время стоял посредине турецко-египетского полумесяца, не принимая никакого участия в бою. Лишь в конце боя он поднял паруса и пошел к «Азову». Достигнув интервала между «Азовом» и «Альбионом», «Бреславл» стал на якорь и открыл огонь, который вел до конца боя. Третий французский корабль «Тридент» не смог занять своего места по диспозиции.
Итоги сражения
С наступлением ночи Наваринская бухта осветилась заревом пожаров: турки и египтяне жгли и взрывали свои разбитые суда, чтобы они не достались союзникам.
Потери турецко-египетского флота составили более 60 кораблей, в том числе 3 корабля, 9 фрегатов, 24 корвета, 14 бригов, 10 брандеров и несколько транспортов. Остальные турецкие и египетские суда имели тяжелые повреждения. Противник потерял6 тысяч человек убитыми и 4 тысячи ранеными. Союзники не потеряли ни одного корабля. Их потери: на английской эскадре 79 убитых и 284 раненых, на российской эскадре 59 убитых и 139 раненых, на французской эскадре 43 убитых и 141 раненый.
В сражении отличился флагманский корабль русской эскадры «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Петровича Лазарева. «Азов» уничтожил флагманский линейный корабль, повредил 80-пушечный линейный корабль, который был вынужден выброситься на мель, и утопил два фрегата и корвет. Корабль получил 153 попадания, из них 7 ниже ватерлинии. В бою погибли 24 нижних чина, ранены 6 офицеров и 61 нижний чин. Корабль был полностью отремонтирован и восстановлен только к марту 1828 года. На «Азове» во время битвы проявили себя будущие российские флотоводцы, герои Синопа и Севастопольской обороны 1854-1855 годов: лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин. За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг. Отличились и другие русские корабли. Так, «Гангут» потопил два фрегата, «Александр Невский» захватил турецкий фрегат (к сожалению, на следующий день он затонул).
После Наваринского боя русская эскадра двинулась к Мальте и 27 октября прибыла в порт Ла-Валлетта. На Мальте был произведен ремонт части русских кораблей. 23 марта 1828 года в Ла-Валлетте состоялась торжественная церемония вручения кормового Георгиевского флага и вымпела кораблю «Азов». Контр-адмирал Гейден был произведен в вице-адмиралы, а капитан 1 ранга Лазарев – в контр-адмиралы.
Союзнический флот оставался в Наваринской бухте до 26 октября. Между тем в Англии чуть ли не впервые в истории весьма прохладно встретили весть о победе британской эскадры под Наварином.
В 1828 году историограф русской эскадры И.И. Кадьян писал:
«Английское правительство, взглянув на аптекарские свои весы выгоды и невыгоды и изменяя неравенство сил двух империй [России и Турции], и зная, на какой стороне будет перевес, выветривая прежний жар свой в пользу Греции, начало обвинять адмирала Кодрингтона в истреблении турецкого флота. Им, как это теперь видно, хотелось, не ослабляя вдруг Турции, слегка действовать в пользу Греции, из коей они надеются, утомив своих союзников, составить новую Ионическую колонию. Им не хотелось истреблять силы османские, но беречь их для России».
Однако, соблюдая этикет, британское правительство удостоило адмирала Кодрингтона орденом Бани, наградив и союзных адмиралов, и офицеров знаками этого ордена. Говорят, что король Георг II, подписывая документ о награждении адмирала, съязвил: «Я посылаю ему ленту, хотя он заслуживает веревки!»
2 ноября 1827 г. посланники Англии и Франции в Константинополе официально выразили Портев-паше сожаления своих правительств по поводу произошедшего инцидента. Тем не менее в начале декабря 1827 года посланники Англии, Франции и России покинули Константинополь вследствие неуступчивости султана в «греческом вопросе».
Разгром турецкого флота в Наваринском сражении значительно ослабил морские силы Турции, что послужило значимым вкладом в победу России в дальнейшей русско-турецкой войне 1828-1829 года. Наваринское сражение обеспечило поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого по Адрианопольскому мирному договору 1829 года стала автономия Греции.
Другие части цикла: #imperator_eques
Теги записи: #альтернативная история #μεγάλη_ελλάδα #19 век #греция #наваринское сражение #парусный флот
Источник - http://alternathistory.com/velikaya-gretsiya-glava-v-gretsiya-vosstaet-iz-pepla-1827/#navarinskoe-srazhenie-20-oktyabrya-1827-goda
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Цикл Император Рыцарь.. Imperator Eques. Подцикл великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава xxvii. Наваринское сражение.