1894. Гуманное обращение по-японски, или Пленных не брать!

Почему после Пхеньяна не стало упоминаний об отправке китайских военнопленных в Японию?

В 1894 году Королевство Корея была театром военных действий между армиями соседних Китая и Японии.

Бой у Сонхвана. Японская миниатюра

В конце июля произошла небольшая стычка у Сонхвана, но уже 15 сентября имело место крупное кровопролитное сражение у Пхеньяна. Китайские войска успели хорошо там укрепиться, и отбили первые атаки с большими потерями у противника.

Китайцы неоднократно предпринимали кавалерийские атаки, устраивали японцам огненные ловушки и интенсивно обстреливали противника. Впрочем, понадеявшись на мощь своих укреплений, они так и не рискнули атаковать переправу через реку Тэдун, в результате были разбиты, и стремительно покатились к границе.

Бой у Пхеньяна

Вообще говоря, японская армия могла и не справиться с той переправой. Логистика в армии маршала Ямагаты была ужасна. Японцы не имели ни одного понтонного моста, ни единого саперного подразделения. Для переправы пришлось собирать по всей округе корейские джонки, причем корейские перевозчики дезертировали при малейшей возможности. Тем не менее, японцы сделали высокую ставку с большим риском, и она сыграла.

Аритомо Ямагата

Разгром был полный. Мировая пресса пестрела заголовками вроде «Цвет цинской армии уничтожен». Особо отмечалось, что первыми оставили свои позиции практически не понесшие потерь маньчжурские части, а уж если маньчжуры не хотят сражаться за своего императора, то с какой стати ханьцам вести себя иначе?

Китайские и маньчжурские солдаты открыто враждуют друг с другом. Нередко дело доходит до кровавых драк.
«Анархия в Мукдене», "Нью-Йорк Таймс" 4 января 1895 года.

В Пхеньяне были брошены десятки абсолютно исправных полевых орудий, сотни немецких магазинных винтовок Gewehr 1888 - гораздо лучших, нежели японские, - огромное число боеприпасов, 2000 палаток и 1700 лошадей. Китайцы стремительно отступали к пограничной реке Ялу, грабя, насилуя и убивая местных жителей, пытая и расстреливая военнопленных. При бегстве они не гнушались переодеваться в гражданскую одежду.

Gewehr 1888
Повсюду следы отступившей армии. Тут и там брошенные винтовки, мечи, патроны. Деревни разграблены, а затем подожжены. Фермы разрушены, урожай уничтожен. Местные жители, оказавшие сопротивление, безжалостно убиты; многие тела буквально исколоты копьями. Местность, по которой уходила китайская армия, превращена в пустыню.
«Война на Востоке». "Таймс", 3 октября 1894 года.

Корея конца XIX века была абсолютно нищей страной. Ее природные богатства, манившие захватчиков всего мира, не приносили ни малейшей пользы самим корейцам. С другой стороны, это означало, что и терять местному населению было нечего.

Корейские крестьяне крайне бедны. Выбор у них невелик: либо отдать последнее китайским солдатам, и умереть с голоду, либо сопротивляться, и умереть в бою. Они обречены на смерть, что бы они ни выбрали. Поэтому местные жители боятся китайских солдат гораздо больше, чем вторжения японцев.
«Московские новости», 4 ноября 1894 г.
Территории, по которым прошла китайская армия, лишены растительности, и больше всего напоминают поля, опустошенные саранчой.
«Война на Востоке». "Таймс", 23 ноября 1894 года.

Для китайской армии, чаще всего воевавшей не с внешним врагом, а с различными повстанцами, это был привычный и совершенно естественный способ ведения боевых действий.

Генералы же микадо из позорной истории с потоплением «Коушинга» сделали далеко идущие, и, в общем, правильные выводы. Ни одного эпизода жестокого обращения с пленными или мирным населением больше в прессу не попало до самого конца войны.

В прессу попадало далеко не все

Западных наблюдателей поразил контраст. Армия Японии, в 1886 году присоединившейся к Женевской конвенции, демонстративно тащила огромный обоз; с китайскими солдатами, взятыми в плен на глазах у иностранных наблюдателей, обращалась исключительно корректно и вежливо, а с мирным населением даже делилась провиантом. Китайская армия кормилась награбленным, убивала и насиловала мирных жителей, измывалась над пленными и казнила их, как было заведено уже многие тысячелетия.

Строго говоря, кормить и лечить пленных китайцы вряд ли бы смогли, даже если бы захотели, - цинские солдаты и сами не получали медицинской помощи и часто голодали. Казнь захваченных японцев в такой ситуации казалась им совершенно логичной. Но ведь они не просто казнили врагов, а всячески издевались: вспарывали животы, резали лица и т.д. Европейцев от увиденного мутило, японцы приходили в ярость.

В Шанхае произошел совершенно вопиющий случай. Консульство США выдало китайским властям двух японцев, обвиняемых в шпионаже под письменное обещание сохранить им жизнь и не подвергать пыткам. Разумеется, обещание было немедленно нарушено. Подозреваемых поставили коленями на цепи, вырвали им ногти, выбили зубы, поливали кипятком, и, в конце концов, обезглавили.
28 ноября 1894 года "Нью-Йорк Таймс"

Этот первополосный материал резко повернул общественное мнение против китайцев. Китай быстро превращался в международный символ варварства.

Масла в огонь подливало само китайское правительство, распространявшее очевидно лживые заявления о положении дел на театре. Согласно боевому отчету, якобы написанному генералом Цзо Баогуем,

17 сентября китайская армия атаковала японцев у Пхеньяна и гнала их на юг с большими потерями до Чунхо, города в одиннадцати милях к юго-западу, где противник смог на некоторое время закрепиться. На следующий день японцы были выбиты из этого города в юго-западном направлении. Чунхо находится в руках китайских войск.

В реальности китайцы стремительно отступали на запад, в Маньчжурию, а сам генерал Баогуй геройски пал еще 15 сентября.

Генерал Баогуй (в центре)

Благодаря изолированности театра военных действий и отсутствию телеграфного сообщения, сведения о реальном положении дел начали появляться в европейской и американской прессе лишь в середине октября, но еще долго почти никто не мог разобраться, где правда, и где ложь. Со временем практически вся пресса вынуждена была отказаться от использования китайских источников в пользу японских официальных военных бюллетеней.

Токио умело воспользовался этим. В то время как китайцы все глубже увязали в трясине собственного обмана, Япония приобретала репутацию аккуратной и эффективной страны. Дабы стереть воспоминания о потоплении «Коушинга», японцы активно демонстрировали, как они образцово обращаются с китайскими пленными. 600 взятых в плен китайцев были перевезены в Токио, где раненым и больным оказывали медпомощь наравне с японскими военнослужащими.

У меня был небольшой разговор с пленным [китайским] офицером. Он сказал, что не может понять японской доброты… Я отправился в госпиталь для раненых китайцев. С ними обращались точно так же, как если бы они были японцами… Я не вижу причин, по которым Японии могло бы быть отказано в месте среди цивилизованных наций мира .
Japan Weekly Mail (Йокогама, 10 ноября 1894 г)

Усомнимся, однако, в цивилизованности островитян.

После Пхеньяна сообщения о военнопленных китайцах вдруг совершенно исчезают. Почему? Почему ничего не известно о лагерях пленных? Где японцы их содержали? По дневниковым записям японских солдат можно сделать вывод, что японские войска пленных брать совершенно не стремились, поскольку те еще больше обременяли бы и без того работающие на пределе линии снабжения.

Убитые китайцы как правило, без оружия, чаще всего имеют ранение в спину, часто только наполовину одеты, как будто они сорвали с себя униформу, чтобы их приняли за мирных жителей.
Japan Weekly Mail (Йокогама, 10 ноября 1894 г)

9 марта 1895 года иностранные корреспонденты прибыли на поле боя через час после окончания боев в Тяньчжунтае. К их удивлению, ни одного раненого китайского солдата среди убитых они не нашли, зато имелось множество трупов с перерезанным горлом и штыковыми ранениями. Китайцев явно добивали вместо того, чтобы отправить в госпиталь в соответствии с положениями Женевской конвенции.

Японцы в оправдание заявили, что с китайцами никогда нельзя быть уверенными, сдаются ли они на самом деле. Ты, дескать, ему помощь хочешь оказать, а он как пырнет ножом… Так или иначе, но после Пхеньяна никаких упоминаний об отправке китайских военнопленных в Японию больше не было.

Раздувать скандал не стали. Урок капитана Того и "Коушинга" был усвоен не только японцами. Надлежащие выводы сделали и журналисты.

#японо-китайская война

#корея

#1894 год

#война

#военная история

#япония

#китай

#XIX век

#мэйдзи

#пхеньян

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться в раздел - так вы не пропустите выход нового материала

Помочь развитию сайта:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: 1894. Гуманное обращение по-японски, или Пленных не брать!.

Система комментирования SigComments