«В спектре этого рассказа основные линии — золотая, красная и лиловая, так как город полон куполов, революции и сирени».
Это первая строчка романа Евгения Замятина «Икс», который, к слову, никак не связан с D-503 и I-330, номерами из замятинского «Мы». Мне представляется очень безотрадным фактом то, что мы, читатели Замятина, знаем его только по одной книге, известной интегральной антиутопии «Мы». Однако, его наследии богата и другими потрясающими текстами.
Однажды Замятин сравнил состояние творчества с положением человека, который находится в зыбком равновесии между бодрствованием и сном. «В спальных вагонах в каждом купе есть такая маленькая рукоятка, - объяснял он, - обделанная костью: если повернуть ее вправо - полный свет, если влево - темно, если поставить на середину - зажигается синяя лампа, все видно, но этот синий свет не мешает заснуть, не будит. Когда я сплю и вижу сон - рукоятка сознания повернута влево; когда я пишу - рукоятка поставлена посередине, сознание горит синей лампой. Я вижу сон на бумаге, фантазия работает так же, как во сне, она движется тем же путем ассоциаций, но этим сном осторожно (синий свет) руководит сознание. Как и во сне - стоит только подумать, что это сон, стоит только полностью включить сознание - и сон исчез».
Он глубоко понимал ценность манящего начала, важность переключения на лампу синего света с первой же строчки, поэтому в своих вступлениях он очень надрывист и напорист. Он старается сразу изменить освещение, пропороть границу между сном и реальностью.
Однако, «В спектре этого рассказа основные линии — золотая, красная и лиловая, так как город полон куполов, революции и сирени» - пожалуй, самая интересная из его строчек. Посмотрите, что проделывает здесь Замятин.
Во-первых, первой же строчкой он сносит четвёртую стену, начиная с фразы «в спектре этого рассказа», которая могла бы принадлежать скорее критику-анализатору, нежели автору художественной литературы.
Он обнажает приём, показывает нам не полотно текста, а всю палитру, которую подготовил для создания этого полотна, указывает на выбор красок: золотая, красная и лиловая. Этот мимолётный экскурс в мастерскую художник удивительно сокращает дистанцию между нами, читателями, и автором.
Во-вторых, все три цвета, указанные нам с палитры, тут же оказываются на полотне, обретая форму и масштаб, материализовываясь в три ярких образа: золотой отблеск куполов, дрожаще-красная точка отсчёта новой жизни – революция, и сирень, безразличная к куполам и революциям, всегда цветущая в положенный срок. То есть строчка, которая начиналась, как критический анализ, закончилась, как пейзаж.
В-третьих, прошу вас заметить, как профессионально Замятин играет со звукописью. Он всегда уделял должное внимание ритмике прозы и её динамическому порядку. Использование гласных для него – дыхание, а согласных – вещественная основа, на которой можно конструировать различные образы.
Только позже в рассказе мы узнаем, что герой «Икса» - слабосильный раскаявшийся дьякон променял свою фундаментальную повседневность, воздвигнутую когда-то на «д»: Дом, Деньги, Диван, Дьяконица, Дети, - на перечень взвихРённых Революций «р», инкРустиРовавших тепеРь его пРоживание: бРошюРы, окуРки, фотогРафии МаРкса и МаРфы, кРовать без пРостыни.
Однако, это эпическое столкновение согласных задаётся ещё в первой строчке, и сразу понятно, кто за что отвечает. В спектРе этого Рассказа кРасная Революция - чеканная, гремящая, вибрирующая «р» с одной стороны. С другой – зоЛотая Линия куЛьта, поЛная купоЛов; Линия, заЛивающая уЛицы посеЛения Лучами Льющейся «л».
А на стыке революции и куполов, красного и золотого, - всепроникающая, майски пьянящая лиловая сирень.
Замятин задаёт три линии и три цвета, сразу переключая читателя в режим полёта своей синей, а в данном случаи лиловой лампой, создавая мелодичную прелюдию к одному из своих самых пластичных и формоориентированных рассказов «Икс».
Читайте другие интересные статьи:
Сатира, как творческий принцип Салтыкова-Щедрина. Секреты самого желчного автора
Зачем Герасим утопил Муму?
ТОП 3 книги на конец ноября
#литература #книги #чтение #замятин #20 век #размышления #писатель
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Эпическое столкновение согласных Евгения Замятина. Пример вершины литературной звукописи.