Конкурс "Новая фантастика". Наблюдения члена Основного жюри Владимира Ларионова

Я участвовал в работе Основного жюри всероссийских литературных конкурсов «НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2020» и «НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2021» (куратор конкурса и руководитель проекта «Настоящий Писатель» Артём Кузнецов). Конкретные темы на конкурсах не задавались, участники свободно выбирали их для своих произведений. Рассказы, попавшие ко мне после предварительного отбора, представляли собой разнообразный массив текстов: от этно-фэнтези и хоррора до НФ и произведений о путешествиях во времени. Я оценивал их по десятибалльной шкале. Нескольким вещам, написанным вполне профессионально, поставил высокие оценки, были и слабые тексты. Как обычно, присутствовал весь традиционный для подобных конкурсов диапазон литературного качества. Поделюсь наблюдениями.

Заметно, что некоторые авторы переносят в свои тексты идеи и ситуации из фантастического кино, пишут рассказы на основе просмотренных фильмов, видимо, мало пока у них личных жизненных наблюдений и опыта.

Частая беда начинающих писателей – неумение захватить внимание читателя первым абзацем, первым предложением. К сожалению, авторы не уделяют достаточного внимания старту, началу рассказа, а ведь именно в самом начале текста следует особенно кропотливо работать над каждым словом, максимально оттачивать фразы.

В ряде рассказов присутствуют композиционные недостатки, некоторые из них похожи на фрагменты более крупных произведений. Кстати, я настоятельно советовал бы молодым писателям ознакомиться с эссе Михаила Веллера «Технология рассказа», где в максимально доступной форме изложены основные законы и правила, по которым строится рассказ.

Совсем не обязательно к каждому существительному пристраивать роскошное прилагательное. Делать это, конечно, можно, но с должным умением, при этом желательно соблюдать меру и стилистическую гармонию.

В стремлении выделиться, употребить необычный, красочный эпитет, метафору или сравнение авторы порой перебарщивают. В результате, ставя благородную цель усиления образности и выразительности текста, они получают обратный эффект. Следует избегать слащавых, затёртых и неудачных метафор. За нелепыми и глупыми сравнениями теряется смысл, сам текст становится глупым и нелепым.

Не всегда оправданным считаю желание наделять неодушевлённые предметы человеческими чувствами (если это происходит вне рамок фантастического допущения).

Редко и неохотно начинающие авторы пишут рассказы о дне сегодняшнем в нашей стране, рассказы с отечественными героями.

Обратите внимание: Мои любимые фильмы,жанр фантастика..

Зачем-то стараются сделать героями своих произведений Джонов, Гарольдов и Мэри. Отечественные Иваны, Коли и Маши не в почёте. Авторы не видят достойных тем в окружающей жизни, норовят отправиться в будущее, в космос, в сказочные вселенные. Но как раз в окружающей нас действительности полно фантастики…

Ещё один вывод, сделанный мною на основе прочитанного: для многих молодых писателей остросоциальные рассказы – это настоящее табу, хотя животрепещущих тем для исследования в данной области хватает.

В некоторых текстах полно косноязычных фраз, орфографических и пунктуационных ошибок, повторов, ненужных вводных слов. Дорогие авторы, научитесь, наконец, верно писать слова «наподобие», «в отличие», «в течение», изучите, пожалуйста, правила их употребления! А не понимаете, как правильно ими пользоваться, просто не применяйте!

И ещё: автор, участвующий в конкурсе, должен твёрдо знать, когда в глаголах неопределенной формы пишется –ТЬСЯ , а когда ТСЯ.

Порой рассказ очень хорош идеей, но неудачное, неряшливое исполнение безнадёжно его портит. Для таких случаев есть неувядающий совет опытных мастеров. Борис Стругацкий, говорил участникам своего семинара примерно следующее: закончили вещь – дайте ей «отлежаться» хотя бы несколько дней, а потом посмотрите свежим взглядом и – обязательно обнаружите в ней целый ряд огрехов. А я, читая свежим взглядом конкурсные рассказы, каждому поставил оценку и написал замечания, иногда с конкретными примерами конкретных недочётов. Надеюсь, это хоть как-то поможет авторам. И очень надеюсь, что авторы не станут на меня обижаться.

Конечно же, среди присланных на голосование рассказов были добротные, оригинальные, написанные талантливо, с героями думающими, действующими, принимающими непростые решения. А это значит – конкурс «НОВАЯ ФАНТАСТИКА», призванный содействовать раскрытию творческого потенциала начинающих писателей, свою главную задачу выполняет успешно!

Мои отзывы на прошедшие предварительный отбор рассказы конкурса "Новая фантастика 2021" см. здесь: 

  • Отзывы Владимир Ларионов — Литературный клуб "Бумажный слон" (litclubbs.ru)

Автор: Lartis

Источник: http://litclubbs.ru/posts/4115-konkurs-novaja-fantastika-nablyudenija-chlena-osnovnogo-zhyuri.html

Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.

Больше интересных статей здесь: Фантастика.

Источник статьи: Конкурс "Новая фантастика". Наблюдения члена Основного жюри Владимира Ларионова.

Система комментирования SigComments